Формулировка новой идеи
– А первоначальное осознание новой идеи происходит всегда в словесно-логической форме?
Нет, это может быть некоторое сочетание каких-то математических объектов или стандартных логических построений. Последние присутствуют еще не в вербальном выражении, а целиком, без пробегания деталей, крупными информационными единицами. Вместо последовательных логических конструкций в первоначальной формулировке участвует лишь некоторая комбинация областей, имеющих отношение к проясняющейся идее, что-то вроде совокупности кругов Эйлера, на пересечении которых находится новая идея. Некоторое время человек напряженно всматривается и вдумывается в это пересечение, стараясь понять его в деталях, получить возможно более ясное представление о сущности возникшей идеи. При этом высвечиваются, возникают в сознании то одни, то другие элементы и блоки логических построений или математических выкладок (здесь уже частично присутствует словесная формулировка). Иногда предпринимается попытка записать новую мысль, в таких случаях усилия по ее вербальному оформлению становятся преобладающими. Записи ведутся с сильными сокращениями и большими пропусками (логических построений). Общая направленность мыслительной деятельности на этом этапе --- уяснить зарождающуюся идею самому.
Но вот идея, как кажется, прояснилась. На первый план постепенно выдвигается ее возможно более точное словесно-логическое оформление, свободное от первоначальных излишеств и противоречий. Основное направление усилий теперь – придание новой идее такой словесной или математической формы, в которой она могла бы быть сообщена другим людям: преподавателю, товарищам по группе, коллегам по научной работе и т.д. Это завершающий этап становления новой идеи в сознании ее автора.
Стадия «торжества победы»
– Возможно ли, что в процессе поисков вербально-логического оформления идеи выяснится, что она неверна или неэффективна?
Тогда она будет отвергнута. Работа по осознанию и формулировке идеи – это, действительно, одновременно и ее проверка. Но, допустим, идея выдержала испытание формулировкой и кажется ее автору правильной, он видит перспективы ее реализации. Переживания автора достигают высшей точки. Он чувствует радость успеха, испытывает полное удовлетворение, непередаваемое ощущение предельной полноты своего бытия. В этом переживании есть что-то общее с тем, что испытывает человек, слушая музыку, когда внезапно и в то же время естественно возникает новая и прекрасная мелодия.
– Или с переживанием театрального зрителя, когда события спектакля, катившиеся по естественному, казалось бы, руслу, приобретают вдруг неожиданный, «захватывающий дух» оборот.
Но переживания, связанные с успешным преодолением проблемной ситуации, богаче и сильнее. Они содержат в себе еще и ликование по поводу собственной(!) победы. Вероятно, это и есть то чувство, которое называют творческой радостью. В соответствии с экстатическим характером эмоций на стадии, которая следует за возникновением уверенности, что проблемная ситуация успешно преодолена, мы будем, следуя [58], называть эту стадию фазой «торжества победы».
– И вновь вопрос о длительности эмоционально-положительных переживаний этой стадии.
Длительность тем больше, чем выше сложность и значимость проблемы, которую удалось решить. Обычно она составляет от нескольких минут до нескольких десятков минут. Если продуктивное мышление было связано с решением научной проблемы, то чувство радости от успеха может вспыхивать вновь и вновь в течение длительного времени, потому что новая идея порождает все новые следствия, обнаруживает новые возможности, позволяет решать задачи, ранее казавшиеся неразрешимыми. Исследователь испытывает такое чувство, как будто перед ним внезапно открываются просторы неизведанной страны. Он чувствует захватывающую радость полной свободы движения по этим просторам, радость свободного полета всемогущей мысли.
– Разумеется, где-то существуют ограничения, границы этого могущества…
Но это все потом! Ограничения выявятся позднее в ходе технической работы по анализу и реализации нового подхода.
Чувство творческой радости – это, несомненно, одно из сильнейших положительно-эмоциональных переживаний, какие дано природой испытать человеку. Поэтому нетрудно понять, почему люди, однажды испытавшие это чувство, всегда ищут деятельность, которая дает возможность пережить его вновь и вновь. Поэтому они готовы брать на себя ответственность за решение труднейших проблем и идти к этому решению через годы рутинной работы, через множество преград, создаваемых обстоятельствами, временем и непониманием непосредственного окружения.
– А с чем связана неумеренно возросшая болтливость человека в таком эйфорическом состоянии?
Как ни странно, с социальной природой человека. Действительно, у человека на стадии «торжества победы» появляется неудержимая потребность поделиться с кем-то удачей, рассказать о своем успехе кому-то, кто способен оценить оригинальность и важность найденного решения. Ему доставляет удовольствие рассказывать не только содержание новой идеи, но и ход мыслей, который привел к ней. При этом рассказ со временем трансформируется, обрастает новыми подробностями. Возникают другие варианты путей, которые могли бы привести к решению проблемы; этому в значительной мере способствуют реакция и замечания собеседников. Отметим здесь три момента, ярко демонстрирующие социальную природу человека: 1) потребность поделиться с другими новой информацией (эта потребность стала одной из основных движущих сил социальной эволюции человека); 2) потребность в признании своего успеха компетентными лицами; успех не полон, пока он не подкреплен признанием других людей; 3) в процессе сообщения новой идеи, собственно, начинается ее коллективная разработка; личный опыт собеседника может содержать знания, которые отсутствуют у автора и которые направят развитие идеи в новом перспективном направлении.
– А если человек не имеет возможности немедленно поделиться своим достижением, разделить с кем-то радость удачи?
Он ведет интенсивную внутреннюю беседу, проигрывая различные возможности реализации новой идеи, снова и снова переживая теперь уже как бы со стороны, обстоятельства озарения, подарившего счастливую мысль. Повторные переживания, как и в случае, когда имеются компетентные собеседники, имеют вариативный характер: всплывают в памяти не замеченные вначале подробности и вплетаются новые соображения.
Интересным наблюдением поделились некоторые из опрошенных сотрудников: неразделенная радость успеха сменяется через некоторое время (несколько минут, быть может, полчаса) эмоционально отрицательным состоянием: возникает безразличие, чувство опустошенности. Это состояние отсутствует, если удалось сообщить кому-то о новых результатах.
– Отсюда вывод. Если коллега прибегает к Вам в восторженном, как ребенок, состоянии и начинает рассказывать о своей работе, потерпите, даже если у Вас плохое настроение, и выслушайте его.
Да, хотя порой это и нелегко.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 717;