Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Кровнородственный коллектив выступал в то время как главная производительная сила. Складывающиеся нравственные отношения поэтому первоначально приобретают смысл прежде всего осознания кровного родства, единства всех членов племени. Каковы же основные особенности родо-племенной морали? Первоначальный круг слов, имевших моральное значение, был весьма узок. Это понятия «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое», «равенство», «дружба», «свое», «чужое». Кроме того, первые нравственные понятия многозначны, так как возникающее нравственное сознание развивается вначале в рамках нерасчлененного первобытного мышления. Так, «добро» обычно имеет значение и физической силы и выносливости, и материальных предметов («благ»). Оно имеет не только нравственный, но и эстетический смысл. Понятия «доброе», «прекрасное», «правильное» еще не разделены. Мораль закреплялась в сознание людей через сказания, мифы, песни, ритуалы (т.е. нравственность складывалась не в рациональных, а в эмоциональных, наглядно-чувственных формах). Нравы родо-племенного строя утверждали важнейшее правило жизни того времени – равенство. В отношениях членов коллектива, как правило, не было конфликтов (обычай их исключал). Вот почему в сознании первобытных людей слова «свой» и «чужой» носят и нравственный смысл: все «свои» олицетворяют доброе, а «чужие» - опасное, злое. Отсюда и особенности морали первобытного общества:
1) она носит крайне локальный характер, распространяется только на членов рода, племени;
2) распространение моральных оценок на явления природы, олицетворение игры ее сил с силами «добра» и «зла».
Это одно из проявлений нерасчлененности человека и природы.
Итак, моральное регулирование поведения первобытного человека осуществляется посредством обычаев, традиций, табу, ритуалов и т.п. Общеобязательность, простота и сила нравственных установлений родового строя не была, следовательно, результатом нравственного выбора.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 799;