Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются новыми, либо их содержание, искажаясь, приспосабливается к обслуживанию отношений социального неравенства. Усиливается процесс вычленения морали из единого нерасчлененного первобытного мышления. Возникает этика – первая попытка философско-теоретического осмысления процессов нравственной жизни и их мировоззренческого оправдания. Для этого этапа развития характерно наличие нравственности нравов рабов и нравственности рабовладельцев. Рабовладельцы стремились превратить раба в безропотное существо. Наличие у раба высоких гражданских добродетелей города–государства – мужества, храбрости, достоинства – расценивалось как вызов, неуважение к господам. Одновременно рабовладельцы стремились сохранить у рабов некоторые черты их родовой морали, приспособив ее к своим классовым нуждам. Рабу стремились внушить, что господин и его семья – естественные его повелители, заменяющие ему род и потерянную родину. Но рабы не хотели с этим мириться. Нарастание настроений протеста против рабства вызывает новые представления о ценности и достоинстве личности. Мужество и самоотверженность, товарищеская спайка нашли свое проявление в восстании рабов. И хотя восставшие рабы не имели идеалов, направленных в будущее, именно в результате их борьбы складываются новые, прогрессивные моральные требования, представления о достоинстве, ценности, моральной значимости каждого человека.
Эти новые представления начинают распространяться на всех людей. Представление об общечеловеческом равенстве, будучи шагом вперед по сравнению с локальным характером требований родовой морали, развивается на протяжении истории, стимулирует освободительную борьбу трудящихся против угнетения и несправедливости. Что касается рабовладельцев, то среди них культивировались мужество, храбрость, стойкость, верность городу-государству, воинская доблесть, презрение к мирному труду, жесткость в войнах, властолюбие.
Реальная противоречивость морали рабовладельческого класса получает отражение в этике, искусстве, где поднимаются проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы. Многие писатели античности бичуют такие пороки, как жажда наживы, невежество, стремление к роскоши, обман, разврат. Наивысшей свободой провозглашается нравственное совершенство. Так в античной этике формируются гуманистические представления о назначении человека, смысле его жизни. И хотя в это время уже наметился разрыв между провозглашаемыми принципами и практикой поведения, само выдвижение требования самосовершенствования, равенства всех перед моральным законом, утверждение достоинства каждой личности – все это было шагом вперед в историческом развитии нравственности.
Следующий этап – феодализм. Нравственные отношения этого периода имели форму, аналогичную социальной пирамиде, на вершине которой находился государь, а у основания – крестьяне и ремесленники. Между ними располагались такие сословия, как духовенство, дворянство, купечество. Каждое из них имело четко очерченный статус, а значит, особый набор подобающих этому сословию прав и обязанностей, добродетелей и грехов. Дворянину должны быть присущи благородство, щедрость, верность слову; купцу – честность; крестьянину – трудолюбие; монаху – целомудрие. Отношение между сословиями определялось их иерархией. Тот, кто выше на социальной лестнице, тот выше и в моральном плане. (Так, бывают люди «благородные» и «подлого» рождения). Поэтому и ответственность, и справедливость тут не одинаковы для всех (представление о чести и верности носило сословно-ограниченный характер). И привелигированные, и простые люди строят взаимоотношения по принципу «отцы-дети». Крестьяне – «дети» своего сеньора, а феодал – их добрый «отец», государь – «отец» своих подданных, мастер – подмастерьев, а Бог – всех людей. Итак, корпоративная спаянность внутри сословий и иерархическая подчиненность между ними определяет характер нравов эпохи феодализма.
Этическое осмысление действующей морали совершалось в это время в рамках религиозного мировоззрения. Религия выдвигала «божественное» требование «соблюдать свое место» в жизни, а самым больших грехом объявляла гордыню, неповиновение.
Феодальные нравы в целом были внутренне глубоко противоречивы. Так, труд феодалы презирали, но одновременно в официальной морали признавали его ценность, стимулируя трудолюбие угнетенных. Будучи шагом вперед по сравнению с нравами рабовладельческого общества, они вместе с тем сковывали инициативу и развитие личности цепями сословных зависимостей и религиозного фанатизма.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1213;