Мораль как социальное явление

 

Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно?

Всякая нравственность обусловлена социально-исторически. Развитие нравственности неотрывно от социального движения вперед. Вместе с тем мораль, как относительно самостоятельное явление в истории, характеризуется особыми зависимостями от социальных отношений:

- поскольку мораль выступает как способ ориентации в мире ценностей, она прямо зависит от того, какая система ценностей выдвигается обществом, как эта система реально изменяется;

- поскольку в морали выражаются интересы социальных общностей, она непосредственно зависит от направленности этих интересов, их столкновения и развития;

- поскольку мораль содержит определенные нормы, приспособленные к типичным житейским ситуациям, на нее прямо воздействует изменение этих ситуаций как объективных условий морального выбора;

- поскольку мораль регулирует поведение людей, она в немалой степени зависит от состояния других способов социальной регуляции - государственно-административных, правовых, семейно-бытовых);

- поскольку мораль невозможна без передачи накопленного нравственного опыта, она зависит от условий социального общения, от способов функционального общественного мнения;

- поскольку мораль выражает особую атмосферу взаимопонимания людей в деятельности и общении, особое самочувствие человека, осознающего ценность своего бытия, она непосредственно зависит от изменений состояния общественной психологии (революций, войн, стихийных бедствий);

- поскольку мораль выступает как своеобразный тип миросозерцания, она испытывает на себе воздействие всех других сфер духовной культуры (науки, искусства, философии).

Ну а если нравственность обуславливается характером социальных отношений, то соответственно разные типы этих отношений вырабатывают и типы морали.

Будучи социально обусловленной, мораль в то же время обладает и относительной самостоятельностью. Социальная обусловленность, в свою очередь, говорит об объективности ее содержания, но в то же время она же есть сфера субъективного, внутреннего побуждения человека к проведению в жизнь своих целей, идеалов. Суть диалектики объективного и субъективного в морали состоит в том, что здесь ценное в социальном смысле превращается в личную заинтересованность, осознаваемую как внутреннее веление.









Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1956;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.