Общественно-историческое происхождение
прижизненно формируются путем усвоения социального опыта (свойственно только человеку)
условия присвоения знаний или овладение ВПФ – это предметная деятельность и общение, которое возникает сначала в форме внешнего сотрудничества, затем присваиваются, «интериоризируются»
общественный опыт формирует не только внешнюю предметную деятельность, но и создает возможность человека управлять своим внутренним миром, сознанием и поведением
язык и речь – главное опосредующее звено в ВПФ, а также главное средство в общении, а в последствии становиться главным средством познания окружающего мира. Качество детской речи помогает учится без трудностей.
ВПФ в своем развитии проходит ряд этапов от развернутой внешней материальной деятельности с предметами и с опорой на речь. Взрослый все действия с предметами развернуто объясняет, проговаривает, как правильно нужно делать (речь вначале внешняя, затем про себя, до внутреннего сокращения действий в уме).
ВПФ имеет опосредованное строение, главным звеном в структуре является речь любой ВПФ. Она приводит все психические процессы на внешний уровень организации. Слово, речь может замещать предметы, объяснять их качества, действие или отсутствие опосредуя протекание любого психического процесса.
ВПФ имеет системное строение. Эмоции толкают развитие, ребенок тянется к развитию. Предметные действия, его качество, память, восприятие в действии. ВПФ многоуровневая и многозначное образование.
Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже.
Ж. Пиаже впервые при помощи собственного метода, названного «клиническим», исследовал особенности детского мышления, детской логики. Он показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека и в процессе развития претерпевает качественные изменения.
Пиаже старался опираться на «голые» факты, подчеркивая, что не пытается подвести их под теоретические построения. На самом же деле невозможно рассматривать факты вне теории, вне философского взгляда на природу человека в целом.
Все особенности детского мышления (интеллектуальный реализм, синкретизм, непонимание отношений, трудность осознания, неспособность к рефлексии) основываются на его главной особенности – эгоцентризме.
Эгоцентрическую мысль Пиаже считает связующим генетическим звеном, промежуточным образованием в истории развития мышления от аутического – подсознательного, индивидуального к направленному разумному – сознательному и социальному мышлению. То есть, ряд существенных положений Пиаже заимствует из психоанализа: то, что принцип удовольствия, управляющий аутистическим мышлением, предшествует принципу реальности, управляющему логикой разумного мышления. Биологическое и социальное представлены у Пиаже как две внешние и механически действующие друг на друга силы.
Эгоцентрический характер мысли ребенка неразрывно связан по - Пиаже с самой психологической природой ребенка и его проявления всегда неизбежны, независимо от опыта (21).
Представители Женевской школы генетической психологии изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Работы Ж. Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.
Своеобразие развития психики ребенка они связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами.
Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 852;