Я часть четвертого периода (1917-1945 гг.)
Он характерен тем, что Русская Православная Церковь жила и развивалась в новых исторических условиях – в Советском социалистическом государстве. В это время, после 200-летнего синодального управления, в нашей Церкви было восстановлено патриаршество.
В духовной жизни, особенно в начале периода, проявлялось стремление некоторых членов Церкви внести в ее ряды разделение, следствием чего были расколы: Обновленческий, Иосифлянский, Григорианский и другие, которые нарушали мирную жизнь Православной Церкви.
Православные пастыри этого времени в своих проповедях старались раскрыть и показать истинность учения и обрядов Православной Церкви, необоснованность канонических и догматических раскольничьих нововведений, допущенных обновленцами.
Церковь устами многих своих пастырей-проповедников научала паству доброй христианской жизни, тому, чтобы каждый христианин был достойным чадом своей Церкви и Великой Родины.
В годы Великой Отечественной войны церковная проповедь призывала христиан к любви и самоотверженной защите своего Отечества.
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, патриарший местоблюститель Блаженнейший митрополит Сергий (Страгородский, а с 1943 г. – Патриарх Московский и всея Руси) обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви с призывом всеми мерами способствовать скорейшей победе советского народа. Это историческое послание было исполнено твердой, непоколебимой веры в лучшие силы нашего народа, в правоту его дела, в неизбежность его победы. Горячая любовь к Родине, отеческая забота о родном народе пронизывает все послание. «Жалкие потомки врагов православного христианства, – писал Блаженнейший митрополит Сергий, – хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может».
Указав на примеры святых вождей нашего народа таких, как Александр Невский и Дмитрий Донской, митрополит Сергий решительно заявляет: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Послание заканчивается призывом: «Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших воинов, полагавших свою жизнь за Родину и веру во все времена нашествия врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».
Патриотическая деятельность Православной Церкви и ее священнослужителей в годы Великой Отечественной войны была по достоинству оценена Советским правительством. Целый ряд архипастырей и пастырей получили медали: «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда» и др.
Лучшие проповеди отечественных проповедников печатались в Журнале Московской Патриархии.
Проповедничество Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)
«Патриарх Сергий, – писал о нем Святейший Патриарх Алексий, – бесспорно занимает одно из первенствующих мест в сонме иерархов Российской Церкви текущего столетия...
Не только Русская Церковь, но и Православный Восток и инославный Запад хорошо знали и ценили духовную мудрость Патриарха Сергия и выражали свое глубокое почтение к нему, к его посланиям, обращениям и церковным мероприятиям».[25]
Происходил Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич) из семьи арзамасского протоиерея Николая Ивановича Страгородского. Родился он 11 января 1867 года.
Иван Николаевич окончил Арзамасское духовное училище, Нижегородскую семинарию и Петербургскую духовную академию. В 1890 году, на последнем году обучения в Академии принял монашество с именем Сергий.
Затем продолжалась его многогранная деятельность на различных духовных послушаниях. По окончании Академии он был с миссией в Японии, в 1893 году он – инспектор Московской духовной Академии, в 1894 году – настоятель русской посольской церкви в Афинах, в 1897 году вновь направляется на служение с миссией в Японию. В 1899 году назначается ректором Петербургской Семинарии, затем инспектором духовной Академии, а в 1901 году ее ректором и рукополагается во епископа.
Владыка Сергий в бытность еще ректором Академии возглавлял «Общество религиозно-нравственного просвещения», часто выступал на его собраниях.
В 1905 году под заглавием «Слова и речи» были изданы проповеди архиепископа Сергия. Некоторые из проповедей Владыки Сергия печатались в богословских журналах.
Архиепископ Сергий был усердным тружеником в подготовке Поместного собора 1917-1918 гг. После избрания Патриарха Тихона, архиепископ Сергий был постоянным членом Синода, затем Патриаршим Местоблюстителем, а с 1943 года Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 года, на 78-м году жизни.
Часть из произнесенных проповедей периода местоблюстительства и патриаршества опубликованы в Журнале Московской Патриархии.
Проповеди Святейшего Патриарха Сергия характеризуются содержательностью, глубиной раскрытия темы, непосредственной связью слов проповеди с жизнью, которой он всегда конкретно касается. По форме построения одни из проповедей дошли до нас в виде слов, другие – речей. В них нет школьного упрощенного разделения на части: обычно после изложения темы проповеди и анализа событий проповедник призывает слушателей к совершенствованию в духовной жизни, в добрых общечеловеческих делах.
2-я часть Четвертого периода (1945-1991 годы)
После победного окончания Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории нашего Государства и в истории нашей Церкви.
Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года избрал на Московский патриарший престол митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). В Москве, Ленинграде и других городах открываются богословские школы. С 1943 года начинает регулярно выходить «Журнал Московской Патриархии», в каждом номере которого печатаются проповеди наших архипастырей и пастырей. Проповеди наиболее выдающихся проповедников печатаются отдельными сборниками. В 1948 году выходит первый том «Слов, речей, посланий...» Святейшего Патриарха Алексия. Следующие тома были изданы в 1954, 1957, 1963 годах. (О проповедничестве Святейшего Патриарха Алексия будет сказано отдельно). С 1947 по 1957 годы вышло четыре тома проповедей известного проповедника митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). В 1951 году в Праге на русском языке был напечатан сборник проповедей митрополита Елевферия «На Божией ниве».
В 1977 и в 1985 годах Московской Патриархией были изданы два тома «Слов, речей, посланий, обращений» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, куда вошли проповеди, произнесенные им в период с 1957 года по 1984 год.
Следует также отметить проповедническое наследие таких проповедников, как митрополита Ленинградского Григория (Чукова), + 1955 г.; митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), + 1978 г.; архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого), +1961 г.; и многих других архипастырей и пастырей нашей Церкви, чьи проповеди опубликованы в Журнале Московской Патриархии.
Большинство священнослужителей-проповедников нашей Церкви этого времени имеют специальное духовное образование: закончили либо Духовную академию, либо Семинарию. Воспитанные на лучших образцах святоотеческой и отечественной проповеди, они хранят и преумножают проповеднические традиции в своей пастырской деятельности.
В проповедях этого времени наряду с темами о духовной жизни, духовно-нравственном совершенствовании уделяется внимание также миротворческому деланию, проблемам защиты мира во всем мире и воспитанию паствы в духе патриотизма.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 688;