Протоиерей Валентин Амфитеатров
(1836-1908 гг.)
Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви двух видных иерархов – митрополита Киевского Филарета и архиепископа Казанского Антония. Внучатым племянником первого из них и был протоиерей Валентин.
Он родился 1 сентября 1836 года в городе Севске Орловской губернии. Образование получил в Орловской семинарии и Московской Духовной Академии; вскоре после окончания последнего был назначен настоятелем храма святых Константина и Елены у стены Московского Кремля. Придя в этот мало известный и мало посещаемый храм, о. Валентин доказал, что ревностный священник, строго относящийся к своим пастырским обязанностям, может привлечь молящихся и в покинутый храм. О его проповедях этого периода сохранилось следующее воспоминание: «... Это такая была живая речь поучения и наставления; это такая была мольба покаяния и исправления; это такая была красота выражений и сравнений, что никакими словами невозможно было передать того великого умиления и потрясения, которое охватывало всю душу при благодатных звуках его проповеднического голоса».[23]
В 1892 г. протоиерей В. Амфитеатров был переведен настоятелем в Кремлевский Архангельский собор. Известность его как пастыря и проповедника к этому времени далеко перешагнула пределы Москвы. Имеется свидетельство, что протоиерей Иоанн Сергиев отсылал приезжавших к нему москвичей со словами: «В Москве есть свой великий пастырь, отец Валентин, к нему и обращайтесь».[24]
Шесть последних лет жизни, которые протоиерей Валентин провел в совершенной слепоте, он посвятил составлению мемуаров и благотворительности. Скончался протоиерей В. Амфитеатров 20 июля 1908 года.
Сам о. Валентин не стремился к напечатанию своих проповедей. Уже после его смерти они были систематизированы по темам и изданы четырьмя сборниками в том виде, в каком сохранились в его рукописях (М. 1909-1910 гг.). Обращаясь к общим свойствам гомилетического наследия, протоиерея В. Амфитеатрова, необходимо, прежде всего, отметить глубоко личностный характер его проповедей. Что не выросло и не созрело в нем самом, чего не пережила его душа, того не касалось перо протоиерея Валентина. Ему было свойственно страдальчески переживать процесс создания своих проповедей и потому несомненной их чертой была выношенность. Другая замечательная черта его проповедей – это их простота, общедоступность для понимания всеми слушателями как образованными, так и простыми.
Что же касается их общей направленности, то она может быть определена как пастырско-душепопечительная. В этом отношении к протоиерею В. Амфитеатрову близок другой великий подвижник благочестия конца ХIХ – начала ХХ вв. протоиерей Иоанн Сергиев. Оба они спасали людей не только словом, но и силой своей молитвы, своей могучей духовной прозорливостью. Взяв человека под свое попечительство, они вели его по сложному жизненному пути, оберегая его, вразумляя и научая истинам христианства. Это отеческое отношение к пастве прямо отразилось в их проповедничестве.
Сборник «Духовные беседы» (М., 1909) содержит восемь бесед, произнесенных проповедником в воскресные и великопостные дни на тему одного или нескольких Евангельских текстов. Повествуя о Евангельском событии, протоиерей В. Амфитеатров все время подчеркивает, что психология людей времени земной жизни Спасителя и нашего одинакова, особенно в религиозно-нравственном отношении, что нам присущи те же слабости, нами владеют те же пороки и грехи, волнуют те же проблемы. Анализ текста не экзегетический, а психологический. Автор стремится преимущественно воздействовать не на ум слушателей, а на их чувство. Беседы протоиерея Валентина пространны и рассчитаны на подготовленного слушателя, написаны они четким литературным языком. Цель их произнесения сам протоиерей В. Амфитеатров определял так: «Ближайшая цель предлагаемого поучения – вызвать в душах православных христиан воспоминание Евангельских событий. Может быть, из этих воспоминаний воображение и память наполнятся и укрепятся мысленными образами правды, любви, добра и красоты. Может быть, многие почувствуют желание извергнуть из себя нечистые образы мира и возревнуют о восстановлении в самих себе образа Божия, чтобы прославить Бога и в душах своих, и в действиях своих. В этом обширном смысле они станут правоверующими, православными».
Сборники «Воскресные Евангелия» (51 проповедь) и «Поучения» (72 проповеди) обнимают собой весь годовой круг, кроме Великого поста. В основном это проповеди нравственно-назидательного характера. В отличие от «Духовных бесед» они кратки, каждая раскрывает конкретную тему. Проповедник сначала своими словами пересказывает содержание Евангельского зачала, а затем, когда оно уже хорошо усвоено слушателями, дает на основании этого Евангельского зачала пастырское наставление. Кроме тем, связанных с основными христианскими добродетелями, протоиерей Валентин много внимания уделяет обличению пороков современного ему общества и раскрытию положительных начал истинного христианства. Особенно тяготило его повсеместное падение нравственности: «К великому прискорбию, в наше время даже грехи бесстыдства извиняются обществом. От такого послабления падает нравственный строй семейной жизни и, даже – общественной. От такого послабления безнравственности вянут молодые души. Молодые девицы знают о том, что в былые времена не знали и зрелые мужи. Нечистые воззрения, нечистое слово – все это делается достоянием юношества».
Много протоиерей В. Амфитеатров проповедовал о роли женщин в семье и обществе, о христианском воспитании детей. Отвечая на тенденции к эмансипации, протоиерей Валентин указывал, что равноправие женщины с мужчиной должно осуществляться не на основе одинаковой свободы в служении страстям, но на почве труда, взаимоуважения и христианской любви во исполнение слов книги Бытия «Мужа и жену создал их» (Быт. V, 2).
Тридцать проповедей сборника «Великий пост» охватывают все время Постной Триоди. В сборник включены также пятнадцать кратких поучений причастникам. Проповедуя об истинном посте, протоиерей В. Анфитеатров выступает одновременно и как грозный обличитель грубости, предрассудков, лицемерия в проведении святых дней поста. «Тягостно даже говорить, во что они (посты) обратились во многих православных христианских семьях. Образовалось разделение столов и трапез: обеды скоромные, обеды рыбные и безрыбные. Это разделение само по себе уже есть раздробление взглядов и убеждений на установление поста».
«Чтобы пост послужил нам в пользу и удовольствие, нужно положить хранение на свои уста и вникнуть в себя. Вникнуть в себя, – это значит поставить себя перед судом совести и пред суд Божий».
Проповеди протоиерея В. Амфитеатрова и в настоящее время представляют большой интерес для пастыря-проповедника как образец живого, яркого и выношенного в глубине души ответа на многие и многие вопросы, встающие перед христианином на пути его духовного становления.
Литература
1. Светильник православия. М., 1912.
2. Подвижник веры и благочестия. М., 1914.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 834;