Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домашнее образование, затем закончил Лицей, Московский университет (юридический факультет) и Московскую духовную академию. Обучаясь в академии, принял монашество и был посвящен во иеродиакона и иеромонаха. По окончании Академии был инспектором Псковской семинарии, и последовательно – ректором Тульской и Новгородской семинарий. В 1913 году в Новгороде был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

С 1926 года он – архиепископ; с 1932 года – митрополит Старорусский; с 1933 года – митрополит Ленинградский. Собором архипастырей 1945 года избран на Патриарший Московский престол. Возглавлял Русскую Церковь 25 лет. В Бозе почил 17 апреля 1970 года.

Далеко не все проповеди, произнесенные Святейшим Патриархом Алексием за 68 лет служения Церкви в священном сане, известны нам. Изданные четыре сборника «Слов, речей, посланий» Патриарха Алексия содержат в основном Пасхальные и Рождественские послания, 37 слов на вручение жезла новопоставленным епископам и речи на различные случаи. Большинство же проповедей, произнесенных в воскресные и праздничные дни, не были записаны.

Проповеди Патриарха Алексия с внешней стороны отличаются простотой и краткостью. По внутреннему же духу они характерны глубокой церковностью и отеческой сердечностью.

Ценны для современных молодых проповедников гомилетические указания и советы Патриарха Алексия. Помещены они в курсе гомилетики для 3-го класса МДС.

Из изданных проповедей очень многие посвящены теме защиты мира во всем мире, миротворческому служению Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Алексий был истинным миротворцем и неустанным проповедником мира. Почти во всех своих Пасхальных и Рождественских посланиях, во многих специальных посланиях он призывает христиан как нашей Родины, так и других стран, беречь мир во всем мире. В своих посланиях он осуждает все виды насилия и агрессии и призывает людей доброй воли сплотиться и воспрепятствовать возникновению новых войн на земле.

Кроме миротворческих тем в изданных проповедях и посланиях Патриарха Алексия проходит тема мирного созидательного труда на благо нашей Родины. Патриарх Алексий неустанно призывает многомиллионную всероссийскую паству: «Будем всеми силами способствовать укреплению мира, и каждый в меру сил своих вносить долю труда в общий созидательный труд умножения благоденствия народного с молитвою, да дарует Господь благословение Свое на труды наши; да даст веселие в сердца наши, и да никтоже возьмет радости нашея от нас».[26]

За великие заслуги перед Родиной наше Правительство наградило Патриарха Алексия четырьмя орденами «Трудового Красного Знамени».


[1] Протоиерей М. Поторжинский. История русской церковной проповеди. – К., 1891. С. 10, 22.

[2] Сборник «Златая цепь». Очерк Буслаева, II, 125.

[3] Киевская Русь того времени, по выражению профессора Б.Д. Грекова, шла «впереди многих европейских стран, опередивших ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв за себя удар монгольских полчищ и загородив собой Западную Европу». («Киевская Русь», 1953 г., с. 460).

[4] История Русской Церкви. Т. I, период I, ч. II, 1881, с. 774.

[5] Лат. аmрlifiсаtiо – умножение, увеличение.

[6] Пахомий на Руси стал заниматься составлением житий святых и вошел в историю российской словесности под именем Пахомия Логофета.

[7] Нижегородский князь Даниил, призвав на помощь татар, вел войну с московским князем и разорял его области.

[8] Е. Голубинский. История Русской Церкви, т. 2, ч. 2, с. 158. Таким исключением был, например, Макарий, архиепископ Новгородский, с 1526 г. По свидетельству летописи и современников, он успешно вел миссионерскую работу в том крае, а сами новгородцы «поражались простыми, бесхитростными проповедями своего архипастыря, приводящими их сердца к Богу», «ЖМП», 1947, № 6, с. 28.

[9] Говоря так, мы не имеем в виду так называемые частные (отдельным лицам пастырские послания и поучения, среди которых можно назвать: послания преподобного Иосифа Волоцкого, преподобного Кирилла Белозерского, игумена Панфила, старца Филофея, преподобного Нила Сорского и др.

[10] «О древле-русской проповеди, слагавшейся по греческим образцам», – «Руководство для сельских пастырей», 1868, № 15, 23, 42, 50, 52, «Южнорусское проповедничество ХVI и ХVII века (По латино-польским образцам)». – Там же, 1869, № 21, 30, 34.

[11] Разумихин А. И. «История русской проповеди». Стр. 133-134.

[12] Там же, стр. 134-135.

[13] Разумихин А. И. «История русской проповеди», стр. 142.

[14] Аподиктический – от греч. arodiktiw – «показывать» – т.е. основанный не на доказательствах, а на убедительности самого повествования, рассказа.

[15] Иркутские Епархиальные Ведомости, 1862 г. № 52.

[16] «Духовная беседа». 1856 г. № 19.

[17] П. Заведеев. История русского проповедничества. Тула, 1879, с. 235.

[18] «Живое слово», Харьков, 1903, с. 19.

[19] «Об обязанности каждого христианина участвовать в деле распространения веры Христовой». – «Полное собрание проповедей», т. I. стр. 123.

[20] «Живое слово», стр. 80.

[21] Архиепископ Савва (Тихомиров). «Хроника моей жизни». Сергиев Посад, 1907, т. 7, с. 76.

[22] Свящ. М. Алабовский. Великий пастырь русского народа. Киев, 1909, с. 8.

[23] «Подвижник веры и благочестия», М., 1914, с. 25.

[24] Цит. соч., стр. 78.

[25] Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. Московской Патриархии, 1947 г., с. 7- 8.

[26] Патриарх Алексий. Слова, речи, послания. Т I. – М., 1948, стр. 228.








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 656;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.