История развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в европейской и российской культурно-педагогической традиции.

Отношение к месту и роли физического воспитания в развитии и становлении личности ребенка на различных этапах развития человечества определялось типом культуры, характером сознания, особенностями ментальности в каждых из периодов культурогенеза.

В мифологическом мышлении тело представлялось неким каналом, вратами сферы духовной, психической. В дорефлексивном мифологическом восприятии душа и тело были едины. А.Ф.Лосев об этом пишет следующее: «Интуитивно здесь, конечно же, не было никакого противоречия, потому что фиксировалась единая действительность, она же телесная и она же душевная и даже, больше того, она же и умственная, или как потом стали говорить, духовная» (55.С. 575). Одним из ярких примеров эстетического отношения к телу является Древняя Греция.

В работах. П.Ф.Лесгафта мы находим анализ физического образования древних греков, которое он называет классическим. Автор подчёркивает, что, увлекаясь эстетическими внешними проявлениями и идеальными формами, греки стремились к полной гармонии образования, чтобы этим формам вполне соответствовали такая же речь, все действия и движения. Красивое тело считалось величайшей эстетической ценностью. В одном древнегреческом гимне пелось: «Здоровье – благо высшее для смертных, второе – быть красивого сложения». О красивом человеке говорили не меньше, чем о знаменитом полководце или государственном деятеле (О.А.Иванова). Здоровое, сильное, правильно сложённое, красивое тело сочеталось всегда с бодрым, живым духом. В древнегреческом изречении говорится: «В здоровом теле – здоровый дух» (Ювенал). Поэтому главной целью всех гимнастических упражнений в Греции было возбуждение и развитие всех телесных способностей и сил. Здоровое, красивое тело с бодрым и рассудительным умом необходимо было для общественной, свободной и многосторонней жизни свободного грека. Платон называл хромым того человека, тело и душа которого не были в одинаковой мере развиты. Только в Греции жители отличались от всех других наций своим свободным, благородным видом, плавными движениями, стройными и бойкими действиями. В Греции молодой человек только тогда приступал к умственному образованию, когда достигал наибольшего развития своего тела. В пунических странах, и в особенности в Афинах, основной целью физического воспитания являлось развитие внешней красоты и изящества, стройного свободного вида, лёгкости и грациозности движений и действий. В дорических странах, преимущественно в Спарте, основной упор делался на развитие силы, стойкости и устойчивости, а также привитие привычки к труду, невзгодам, страданиям и умение сохранять стойкость духа. Эталоном абсолютно пропорциональной фигуры считалось атлетическое сложение гражданина-воина. Красота женского тела связывалась с высоким ростом, развёрнутыми плечами, тонкой талией, расширенным тазом, вертикальной линией живота, прямыми, совершенной формы ногами (193).

Для философско-педагогических представлений Древней Греции характерно придание человеческому телу метафизического смысла. Это обусловлено рядом причин. Полисный характер государственного устройства определил особенности мировосприятия греков. Греческий полис, с одной стороны, был ограниченным пространственным образованием, с другой, - вмещал в себя весь мир человека. Целостность, структурированность, замкнутость, самодостаточность полиса позволяла древнему греку рассматривать его как неорганическое тело человека, уподоблять внешний мир человеческому организму. Античные представления о мире и человеке носят телесно-антропологический характер. Жизнь природы, Космоса мыслилась по аналогии с человеческой. Совершенное человеческое тело рассматривалось греками как совершенная модель Вселенной. Отсюда столь пристальное внимание греков к совершенствованию человеческого тела. Красота и здоровье человеческого тела рассматривались ими как условия красоты и гармонии Космоса. В мировоззрении древних греков красота и здоровье приобретают культурный характер, поскольку Культура и Космос воспринимаются как явления одного порядка .

Проблемы физического развития занимают важное место в работах древнегреческих философов, в них устанавливается взаимосвязь между физическим и интеллектуальным развитием. В педагогике Платона утверждается идея гармоничного развития души и тела. В связи с этим он выделяет мусическое и гимнастическое образование. Платон, считал, что современный дух способствует развитию тела, поэтому мусическое образование должно предшествовать гимнастическому. По его мнению, гимнастическое образование призвано укреплять здоровье и обеспечивать физическое развитие человека.

В своих работах Аристотель, подчеркивая значимость физического воспитания, писал о том, что оно должно предварять умственное. Основным средством укрепления организма считал гимнастику. В его трудах отражены идеи построения здорового образа жизни. Он писал, что слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно также и недостаточная или излишняя пища или питье губят здоровье, в то время как использование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье.

Значение физического воспитания для сохранения здоровья подчеркивалось в трудах древнего врача Гиппократа. Он утверждал, что физические упражнения способствуют профилактике и лечению разных болезней. Обращение к идеалам древнегреческой педагогики позволяет понять, что процесс физического воспитания подрастающего поколения рассматривается как культурный процесс, как процесс совершенствования мира.

В Древнем Риме происходит преодоление ограниченного пространства греческого полиса. Создание нового государства сопровождалось завоеванием территорий, ростом населения. Древний Рим превращался в мощную империю. В связи с расширением географического пространства человек перестает быть центром и моделью мира. Происходит нарушение наивного равновесия между Космосом и человеческим телом. В связи с этим особенностью древнеримского воспитания становится меньший интерес к проблемам физического развития. В Древнем Риме физическим воспитанием детей занимались преимущественно дома. Именно родители отвечали за физическое развитие и здоровье своего ребенка. Правда, несмотря на то, что физическое воспитание не являлось приоритетным в системе образования римлян, в сочинениях древнеримских мыслителей Квинтилиана, Сенеки, Ювенала, Галена были высказаны идеи построения здорового образа жизни, значимость физических упражнений для укрепления и сохранения здоровья. Изречение, дошедшее до наших дней «В здоровом теле – здоровый дух» принадлежит Ювеналу.

Средневековье – один из наиболее противоречивых периодов в развитии представлений о человеческом теле и его соотношении с Космосом. В средневековой культуре формируется новое представление о человеке. А.Я.Гуревич пишет об идеале средневекового человека на основе его сопоставления с античным: «Идеал средневекового человека бесконечно далек от представлений античности. Культ тела, видимой красоты не имеет ничего общего с любованием страданиями Бога, воплотившего в оболочку бренного человека. Если и можно говорить о физическом идеале христианского средневековья, то им служило распятие: мертвое тело со страшными следами пыток и мук, принесенных спасителем в искупление рода человеческого. Поклонялись не телесной силе и гармонической развитости атлета, а убогому и гноящемуся больному» (24.С.49) Распятый, истекающий кровью Христос нарушает в сознании людей античный культ тела. Безусловной ценностью становится душа, основу христианской культуры составляет идея ее спасения.

Христианская религия установила своё господство в области воспитания и образования. Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о теле, называя его и прибежищем дьявола. Христианская мораль считает любые телесные проявления грязными, низменными и греховными. Хотя человек получал от органов своего тела многообразные ощущения, его с раннего детства приучали не обращать на них внимания и ни в коем случае не говорить о них. Однако именно Средневековью, несмотря на его негативное отношение к телу, аскетизм, идеи истязания плоти, принадлежит мысль о том, что тело созидается духом. Душа первична, и она творит тело.

Для средневекового воспитания приоритетным было внимание, прежде всего, к душевному здоровью и духовному совершенствованию. На ранних этапах средневековья физическое воспитание предполагалось лишь только в системе образования рыцаря. Подготовка к выполнению роли военного вождя предполагала развитие у рыцаря физических качеств. Воспитание будущего воина требовало закалки, как в физическом, так и в духовном плане. В средние века в восточных странах развивается техника своеобразной гимнастики. В Индии складывается система йоги, в основе которой лежат нормы движения тела, ритуальных упражнений, включающих дыхание, бег и др. В Китае развивается ушу, в основу, которой были положены способы самообороны без оружия. Интересно, что эти типы гимнастики имели своей целью не столько оздоровление тела, сколько укрепление духа через совершенствование физических возможностей человека.

В философии эпохи Возрождения развивается новый взгляд на телесность, красоту и здоровье человека и, соответственно, на физическое воспитание подрастающего поколения. Это связано с тем, что в эпоху Ренессанса возвышается ценность земного бытия человека, его стремление к творчеству, утверждению индивидуальности. Происходит возврат к идеалам античности. Тело рассматривается как микрокосм, устанавливается равноправие духовного и телесного. Законы жизнедеятельности человеческого тела, его архитектоника отождествляются с законами природы.

Давая характеристику периоду Ренессанса, А.Ф.Лосев отмечает, что идея сотворения человека Богом не отрицается, но и не противопоставляется «грешное» тело и бессмертная душа, то есть утверждается идея гармонии духа и тела. Человек считается прекраснейшим творением природы, а человеческое тело воспринимается и исследуется как величайшее и удивительное творение природы и божественного начала. Выдвигается идеал телесного здоровья и благополучия человека.

Педагогические идеи гуманистов, связанные с физическим воспитанием, отражены не только в их теоретических работах, но и в практической деятельности образовательных учреждений создаваемых в этот период. Примером может служить созданное Витторино да Фельтре новое образовательное учреждение, известное как «Школа радости». Главной педагогической задачей решаемой в данном учреждении было воспитание гармонически развитого человека. Природа является важным компонентом воспитательного процесса. В школе воспитанники много общаются с природой, для этого организуются прогулки, игры, наблюдения. Большое значение в школе придавалось физическому воспитанию. Выполнение упражнений на лоне природы, игры, танцы, занятие борьбой, верховая езда – все это способствовало физическому развитию и укреплению здоровья воспитанников.

В работах французского гуманиста, ученого, писателя Франсу Рабле подчеркивается идея взаимосвязи физического и интеллектуального воспитания. В его известном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» отражены новые подходы к физическому воспитанию. Тело рассматривается как часть природы и самый важный инструмент ее познания и преобразования. Человек открывает природу для себя, прежде всего, посредством тела. Поэтому в педагогике Рабле образование, в частности физическое, максимально приближается к природе. Автор описывает рекомендации по организации режима, где предлагает чередовать умственные и физические занятия, использовать упражнения и игры на свежем воздухе. Природа и движения рассматриваются Рабле как основные средства сохранения здоровья и физического развития организма.

В конце 16 века появляются первые книги по гимнастике. Автором шести книг об искусстве гимнастики является доктор философии и медицины Иероним Меркуриалес – представитель позднего итальянского гуманизма. Три его книги посвящены анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины. Автор выделяет три группы упражнений: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Он не считал необходимым для укрепления здоровья выполнение атлетических упражнений, так как они требовали перенапряжения организма. Труды автора способствовали распространению идеи оздоровительной направленности физического воспитания. В книгах социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы провозглашен принцип всеобщего физического воспитания. Они считали, что государство должно заботиться о здоровье всех членов общества. Авторы утверждали, что здоровье, сила и красота воспитывается на занятиях по гимнастике.

Возрождение возвращает античную идею равенства микрокосма (человека) и макрокосма (природы), однако в этот же период происходит расподобление понятий природной и культурной реальности. Возникает тенденция противопоставления природы и культуры, природы и цивилизации, ставшая определяющей в Новое время. Природа превращается в объект исследования и приложения сил человека. Утверждается научная картина мира. Человеческое тело рассматривается как одна из сложнейших частей природы. К нему, как и к природе в целом, наиболее правомерным считается механистический подход. Не случайно Ламетри характеризует тело как механизм. Огромную славу и скандальную репутацию приносит ученому книга «Человек- машина». Ламетри не только назвал человека самозаводящейся машиной, он сравнил человека и животных и пришел к следующему выводу: «…переход от животных к человеку не очень резок. Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков? Животным особого вида, у которого было меньше природного инстинкта, чем у других животных… Он отличался от обезьяны и других животных тем, обезьяна отличается и в настоящее время, т.е. физиономией, свидетельствующей о большей понятливости» (52.С.140).

Отношение к человеку как к природному существу не умаляло значения физического воспитания, но постепенно понимание его сути, телесной красоты и здоровья утрачивало метафизический смысл. Они перестали восприниматься как культурные категории. Наиболее приемлемым становится физиологический подход к осмыслению этих понятий, хотя физическое здоровье и физическое воспитание по-прежнему остается в центре педагогических исследований. Ян Амос Каменский считал, что больной человек не может стать всесторонне развитым. По его мнению, здоровье необходимо закладывать в раннем детстве. Поэтому в его книгах «Мир чувственных вещей в картинках», «Материнской школе» рассматриваются подходы к физическому развитию ребенка, сохранению и укреплению его здоровья. В его советах для родителей, особенно матерям, раскрыты способы построения здорового образа жизни. Забота о ребенке связана с организацией его режима (игры, физические упражнения, питание, одежда). По мнению автора, хорошее физическое развитие детей является показателем их здоровья.

Вопросы физического воспитания рассматриваются мыслителями эпохи Просвещения. Наиболее ярким представителем этого времени явился Жан Жак Руссо, приверженец природосообразного воспитания. Он считает, что до двенадцати лет особое внимание нужно обращать на физическое воспитание ребенка. Он высоко ценит физическое здоровье, поэтому предлагает закаливать организм, развивать органы чувств и двигательные навыки и умения детей. Основным средством укрепления здоровья Жан Жак Руссо считал естественную гимнастику: полную свободу движений, игры, купание в холодной воде. Дж. Локк был убежден, что конечной целью воспитания является личность, обладающая безупречными манерами, практичным по складу характером и умеющая владеть своими страстями и эмоциями. Поэтому главной задачей воспитания было развитие крепкого физически развитого тела. Человек со слабым телом обладает слабой волей, не позволяющей ему достигать желаемых целей. Следуя, изречению Ювенала, он считал, что лишь в здоровом теле может быть здоровый дух. Здоровое воспитание он связывал с выполнением жесткого режима, закаливания организма и многочисленных упражнений. Он предполагал начинать физическое воспитание с первых дней жизни человека, для этого использовать естественные силы природы, легкую и удобную одежду, простую пищу.

Идея воспитания здорового поколения получила свое дальнейшее развитие в работах И.Песталоцци, Т.Дезами, Э.Кабе, Ш.Фурье, Р.Оуэна, И - Х Гутс-Мутса, Ж.Демени, И.Мюллера и др. В педагогической системе И.Г.Песталоцци физическое воспитание связывалось с трудовой и бытовой деятельностью. В его работе «Элементарная гимнастика» предпринята попытка систематизировать физические упражнения, которые он считал основными средствами гармонического развития ребенка. Французский социалист-утопист Теодор Дезами, поддерживая идею раннего физического воспитания, которое необходимо организовывать с учетом возраста и пола. Он проявлял заботу о здоровье женщин, предлагая предохранять их организм посредством труда и физических упражнений.

Французский публицист, идеолог «мирного коммунизма» Этьенн Кабе одним из первых высказал мысль о необходимости заботиться, о здоровье ребенка еще с того периода, когда тот находится во внутриутробном развитии. Его взгляды на физическое воспитание отличаются удивительной прозорливостью. Проблема сохранения здоровья, начиная с перенатального периода, является актуальной проблемой современности. Э.Кабье предлагал подготавливать родителей к появлению ребенка, особенно подчеркивая значимость грамотных, знающих основы воспитания матерей. Он проявлял заботу о здоровье рожениц, подчеркивая значение взаимоотношения матери и ребенка. Он считал, что хорошее настроение матери позволит ей воспитывать счастливых и здоровых детей. Основным средством физического воспитания он считал физические упражнения и детские игры. Именно они развивают у ребенка грациозность, силу и здоровье.

По мнению И.- Х. Гутс Мутса, выдающегося немецкого теоретика и практика физического воспитания, гимнастика способствует установлению гармонии души и тела. Она укрепляет мышцы, оживляет кровообращение, закаляет кожу, совершенствует органы чувств и движения, то есть способствует воспитанию здорового ребенка. И.Мюллер, создатель гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста (от рождения до 4-5 лет), утверждал, что телесное здоровье является достоянием народа, показателем его разума и силы. В гимнастике для детей он широко использовал дыхательные упражнения, сочетая упражнения с купанием, а купание с массажем и растиранием. Это была одна из зарубежных систем физического воспитания, которая была специально разработана для детей раннего и дошкольного возраста.

Итак, предпринятый нами краткий анализ трудов классиков зарубежной философско-педагогической мысли позволил выявить, что представления о телесности прошли определенную эволюцию: от понимания красивого и здорового тела как культурных категорий к их физиологической интерпретации. В конце двадцатого века и на рубеже двадцатого – двадцать первого веков представление о здоровье усложняется. Современная философия рассматривает природу как часть культурной реальности, поэтому человеческое тело воспринимается как микрокосм культуры. Красота, здоровье человека вновь рассматриваются не только с физиологической стороны, они понимаются как культурные феномены.

Если сравнить логику развития российских и европейских представлений о телесности, то нетрудно заметить, что в русской традиции гораздо в меньшей степени представлен узко физиологический подход к пониманию здоровья и красоты. Это объясняется тем, что русская философско-педагогическая мысль развивалась в русле православия. Православная картина мира оказалось более влиятельной, нежели научная. Православные ценности были настолько сильны в русском сознании, что идеал служения и самоотвержения во имя высших, надличностных смыслов сохранялся на протяжении многих веков. Менялись объекты служения (Бог, царь, народ, социалистическое государство), но не менялась суть взгляда на место и роль личности. В связи с этим в отечественных представлениях о физическом воспитании, о здоровье преобладают аскетические, жертвенные мотивы. Тело рассматривается как инструмент решения неких идеологических проблем. Правда, наряду с этой тенденцией, всегда существовала и другая: понимание красоты и здоровья человека как атрибута его счастья, как его личностного смысла.

В эпоху Киевской Руси появляются произведения, в которых создаётся образ защитника отечества («Повесть о житии Александра Невского», «Поучениях из святых книг о детях» и др.). Следует сказать, что в этот период ведущими идеями физического воспитания выступают идеи воспитания человека патриота, защитника своей Отчизны, храброго, сильного, выносливого война. Физическая сила и здоровье отдельного человека – необходимое условие процветания государства. Человек должен быть крепким и здоровым, чтобы выполнить долг перед Отечеством.

В эпоху подъёма национального самосознания (конец 14 – 15 в.в.) появляются философские произведения, в которых отражалось жизнеописание подвижников («Житие Сергия Радонежского», «О восьми помыслах» и др.). Идеал аскезы, самоотвержения влияет на характер отношения к физическому состоянию человека. Воздействие на тело, испытание тела рассматриваются как необходимые условия духовного совершенствования. Шестнадцатое столетие явилось вершиной развития русской средневековой культуры. Этот период характеризуется усилением познания мира человека, его сознания. В литературных произведениях этого периода провозглашается примат духовного развития человека. В стихах покаянных («умилённых») отражались темы бренности жизни, греховной природы человека, его физических и телесных сил.

К началу 17 века педагогическая мысль в России развивается в контексте христианских и этических воззрений. Противоречие в физическом воспитании проявляется в борьбе церковных и этических представлений о теле и душе. Церковь провозглашала примат души над греховным телом. Поэтому идеалом служило не сильное, красивое тело, не единство тела и духа, а страдание души, обречённой в бренную оболочку тела. Физическое здоровье и красота были вторичными по сравнению с духовными. Одним из исторических памятников педагогической литературы середины 17 столетия является книга «Гражданство обычаев детских», составленная Епифанием Славеницким. В этом сочинении была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчёркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием. Физическое воспитание в этот период было направлено на подготовку подрастающего поколения к трудовой и военной деятельности. Хотя в этой книге сделана попытка десакрализации вопросов физического воспитания, и в ней сохраняется отношение к физическому здоровью как к средству для достижения неких социориентированных целей.

В период реформ Петра Великого в сфере отечественного образования физическое воспитание в учебных заведениях носило в основном военизированный характер. Для этого использовались разнообразные средства: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба, танцы и игры. Сподвижники Петра Первого высказывались по поводу необходимости и полезности физического развития подрастающего поколения, укрепления их здоровья. В.Н. Татищев считал занятия фехтованием, стрельбой, верховой ездой полезными для молодого человека. М.В. Ломоносов называл медицину «полезнейшей роду человеческому наукой». Особое значение он придавал вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Учёный считал, что движение является одним из эффективных средств сохранения здоровья и физического развития ребёнка. Все это было полезным не только и не столько для молодого человека, сколько для вновь образованной империи, которая нуждалась в сильных, выносливых, физически развитых людях.

Наряду с прикладным отношением к здоровью и физическому развитию в восемнадцатом веке начинает формироваться гуманистическое. Взаимопересечение этих тенденций мы увидим, обратившись к представлениям И.И.Бецкого, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева. Истоки гуманистической тенденции мы находим в работах И.И. Бецкого. Он как реформатор в сфере образования, выступал с идеями гуманизации воспитания. Физическое воспитание, по его мнению, должно быть направлено на развитие гармоничного человека. В воспитании его идеалом был человек с честным благородным сердцем. Он отрицал насилие над ребёнком, подчеркивал необходимость предоставления ему свободы действий. Взрослые должны поддерживать детскую радость и весёлое настроение. При организации физического воспитания необходимо было учитывать возраст детей. Оно осуществлялось посредством закаливания, пребывания на воздухе, режиме питания и сна, «увеселения невинными забавами и играми», различные «телодвижения».

Выдающийся просветитель и педагог Н.И. Новиков провозглашал самоценность человеческой жизни. В его педагогическом труде «О воспитании наставлении детей» изложена концепция, утверждающая ценность здоровья ребёнка. У детей, отмечал он, есть своё естественное право на свободное развитие природных сил. Он подчеркивал необходимость развития всех сторон личности, устанавливал взаимосвязь умственного, нравственного и физического воспитания. Н.И. Новиков первый в России ввёл понятие «физическое воспитание». Он рекомендовал его начинать с грудного возраста, используя закаливание, питание и режим. В старшем возрасте средствами физического развития и оздоровления выступают: ходьба, бег, борьба, подвижные игры, народные танцы. И.И.Бецкой, Н.И.Новиков рассматривали здоровье, прежде всего как личностную ценность, а не как инструмент для решения государственных проблем.

В учении А.Н. Радищева идеалом воспитания является человек патриот. Он выделяет такие качества личности как служение обществу, стойкость, мужество, верность убеждениям. Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вытекают из его понимания идеала человека как социального существа. Он предлагает с раннего возраста закалять детский организм, приучать его к режиму, прививать гигиенические навыки и привычки. По его мнению, юношей полезно учить плавать не уставая, поднимать тяжести без натуги, бегать без устали, ездить верхом, стрелять.

В педагогическом учении революционеров-демократов и их наставников В.Г.Белинского и А.И.Грецена, развивавших взгляды А.Н.Радищева, идеал служения империи окончательно сменяется идеалом служения народу. Они рассматривали природу человека в единстве духовного и физического. В.Г.Белинский указывал, что развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний. Он полагал, что в дошкольном возрасте физическое воспитание необходимо осуществлять таким образом, чтобы лицо ребёнка носило отпечаток здоровья, весёлости, живости, ясности. В последующие годы жизни детей в процессе физического воспитания развиваются сила, ловкость, смелость, решительность и другие физические, а также нравственные и морально-волевые качества личности.

С одной стороны, В.Г.Белинский рассматривает физическое здоровье как личностную ценность, с другой стороны, истинной целью личности считает служению идее спасения народа. Именно этой идее должна быть подчинена жизнь человека. В связи с этим и отношение к физическому и духовному здоровью носит социоориентированный, скорее, гражданственный, чем личностный характер. Противоречивость воззрений В.Г.Белинского усугубляется в философских и педагогических сочинениях Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова. На первый взгляд, в них доминирует мысль о саморазвитии ребёнка в свободной деятельности. Мыслители развивали учение, в котором человеческий организм и психика рассматривались в единстве. Н.А.Добролюбов подчёркивал, что под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершенствование всех его отправлений. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов были сторонниками народных форм физического воспитания. Они подвергали критике тех деятелей, которые использовали в работе с детьми иностранные гимнастические системы. Среди средств физического воспитания авторы выделяли подвижные игры, прогулки, закаливание.

В связи с революционно-демократическими взглядами Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов видели цель физического развития, укрепления здоровья в том, чтобы сильный телом и духом человек мог исполнить свой долг перед страдающим народом. Отношение к здоровью, к человеческому телу определялось необходимостью служения великой идее освобождения народа. Так, Рахметов в романе «Что делать?» постоянными физическими упражнениями, тяжелым физическим трудом, аскетическим образом жизни тренирует тело, развивает силу и выносливость, зная, что это пригодится ему в тот момент, когда «придет настоящий день». Мы видим, что отношение к здоровью и физическому воспитанию в этике революционеров-демократов опосредовано все тем же идеалом жертвенности, служения.

Противоречие между социоориентированным и личностно-смысловым отношением к физическому развитию снимается в работах представителей русской педагогической антропологии. В философско-педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К.Д.Ушинский определяет жизнь, наполненную деятельностью, высшей педагогической ценностью. По его мнению, жить значит «думать, чувствовать и действовать вечно». К.Д.Ушинский утверждал: «…основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как всё остальное в мире (государство, и народ, и человечество) существует только для человека….Цель воспитания составляет душа, для которой существует тело…..Цель воспитания есть дать ей вечную, по возможности полную, широкую, поглощающую её деятельность. Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности». (77.С. 321). Определяя средства физического воспитания детей и подростков, автор придерживался принципа народности. Он считал, что народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом составляют основу физического развития.

Несомненный интерес для нашего исследования представляют педагогические идеи Л.Н. Толстого. Он считал жизнь высшей ценностью бытия, подчёркивал, что жизнь – движение. Физическое воспитание осуществлялось им в соответствии с принципом свободного воспитания. В Яснополянской школе, открытой Л.Н. Толстым была оборудована комната спортивными снарядами. Детям предлагалось самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Л.Н. Толстым был выработан свой комплекс здоровья. Он на себе испытал благотворное влияние занятий физическими упражнениями и физическим трудом. Он был твёрдо уверен, что всё это необходимо для развития человеческих способностей.

Основоположником отечественной системы физического воспитания является учёный-педагог, доктор медицины и хирургии П.Ф.Лесгафт. В основе его педагогической системы лежит учение, в котором человеческий организм и психика рассматривались в единстве. Физическое воспитание он рассматривает как целостный процесс, «который захватывает свою область, нравственные качества человека и его волевые проявления, способствует выработке нравственного характера лиц ..». В физическом и духовном развитии ребёнка он придавал решающее значение не наследственности, а среде, её воздействию. Созданная им система «физического воспитания», решала цель гармонического развития человека. Оно было направлено на формирование умений владеть своим телом и его потребностями, уметь «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большой ловкостью и настойчивостью». Обосновывая процесс обучения физическим упражнениям, П.Ф. Лесгафт отмечал, что необходимо развивать в ребёнке не только силы, но и умения ими управлять, целесообразно применять их в деятельности. Его система физического воспитания решала не только образовательные задачи, но и оздоровительные. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания П.Ф. Лесгафт, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в семье, основным средством которого автор считал народную подвижную игру. Он советовал предоставлять ребёнку больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе. Целью физического воспитания дошкольников, по мнению учёного, является развитие самостоятельности действий, творческой инициативы, положительных черт характера и воли. Физическое воспитание рассматривалось, прежде всего, с позиций личностного развития человека.

Во второй половине девятнадцатого века появляются исследования по медицине и физиологии, которые оказали существенное влияние на развитие физического воспитания (Е.М. Дементьев, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, Е.Г. Покровский, И.М. Сеченов и др.). В работах Н.И. Пирогова была обоснована идея о зависимости строения органов тела человека от их функций. И.М. Сеченов доказал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Он определял подвижную игру основным средством физического воспитания. И.П. Павлов создаёт учение о высшей нервной деятельности, о единстве физического и психического, об образовании условных рефлексов, о типах нервной деятельности и целостности организма, что открывает дальнейшую перспективу для развития физического воспитания.

Во второй половине девятнадцатого века и в начале двадцатого в российской педагогической мысли, подобно европейской, начинает формироваться физиологический подход к проблемам здоровья и физического развития. Так, С.И.Гессен рассматривает физическое образование как область медицинской техники, направленной на тело человека. Он полагает, что физиологические цели являются единственным критерием общей подготовки тела, развития органической силы, мускульной силы, выносливости, быстроты, ловкости. С.И. Гессен считает, что человек ставит чисто технические, а не нравственные цели победы над своим организмом, т. е. содержанием физического образования является повышение жизненной энергии и физиологической работоспособности организма. Поэтому «физическое воспитание, поскольку оно не есть… нравственное, научное, художественное и хозяйственное образование тела, но имеет свою самостоятельную задачу, есть предмет не столько образования, сколько в широком смысле этого слова» (22.С.363). Теория физического воспитания относится, таким образом, к группе медицинских дисциплин, составляя часть широкого понятия теории гигиены. И.С. Гессен считает, что правильнее было бы говорить не о физическом образовании, а о физическом воспитании – термин, который подчёркивает его родство с гигиеной. Однако в России физиологический подход не стал доминирующим. Возможно, потому что даже в это период православная традиция оказала не менее серьезное воздействие на сознание русской интеллигенции, чем научная мысль. В постреволюционной России отношение к проблемам здоровья и, как следствие, физического воспитания определялось идеологической доктриной. Опровергая постулаты православия, социалистическое учение, по сути, оставалось в пределах того же идеала служения. В связи с этим цели физического воспитания были подчинены цели воспитания молодого строителя коммунизма, так как только в такой роли человек был интересен Советскому государству.

До 40-х – 50-х годов ХХ в. физическое воспитание в большей мере рассматривают как составную часть коммунистического воспитания, направленную на достижение физического совершенства, т. е. высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности. Физическое воспитание рассматривают как относительно самостоятельный вид, связанный с другими видами воспитания – нравственным, эстетическим, умственным, трудовым. В процессе физического воспитания решаются педагогические задачи, вытекающие из цели, проникнутой утилитарной идеей, военной и трудовой направленностью. Физическое воспитание носит прикладной характер – подготовка к труду и обороне (Молчанов С.В.). Оно было направлено на внешнее воздействие на организм ребёнка без учёта специфики и потребностей развития личности.

В 60-70-е годы при становлении системы физического воспитания в силу политизации акцент смещается на её результативность. Усиливается роль физического воспитания в развитии физически крепкого молодого поколения. Основной задачей физического воспитания является развитие физических качеств, двигательных умений и навыков человека. Физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как процесс укрепления их здоровья, закаливания организма, всестороннее физическое развитие, формирование правильной осанки, привитие навыков личной и общественной гигиены.

В 70-е – 80-е годы цель физического воспитания связывается с ходом технического развития страны. Для научно-технического прогресса необходимы всесторонне физически развитые люди, т. е. превалирует акцент развития двигательных способностей человека. Физическое воспитание рассматривается в соответствии с парадигмой, ориентированной на внешние воздействия на организм человека без учёта специфики и потребностей развивающейся личности.

В конце 80-х годов – начале 90-х годов в связи с общим обновлением во всех сферах жизни российского общества в исследованиях рассматриваются проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании с учётом возраста, пола, уровня физического развития, биоритмологического профиля ребёнка (Н.Бочарова, Н.А.Горюнова, Е.В.Давиденко, Ю.Ф.Змановский, В.Н.Шебеко и др.). Авторы считают, что физические упражнения могут быть эффективно использованы при решении задач психического развития детей. Подбор упражнений должен осуществляться на основе данных о динамике и структуре физического и психического развития и их взаимосвязи. В физическом воспитании начинает преобладать личностный приоритет ребенка. Это говорит о возвращении к гуманистической тенденции, об утверждении идей личностно-ориентированной педагогики.

В последние десятилетия расширились исследования феномена человеческой телесности, в частности, изучения его как объекта научно-гуманитарного анализа, как ценности физической культуры личности, как социокультурного явления (И.М.Быховская, Л.В.Жаров, В.И.Столяров и др.). Л.В.Жаров рассматривает проблему телесности человека в контексте совокупной человеческой деятельности как феномен культуры. Автор считает, что телесность можно определить «как общественный способ бытия человеческого тела и обращение его, в общественном сознании, с феноменом культуры. Тело человека может реально функционировать только в своем социальном бытии, где природная основа обретает социальное рождение». поэтому физическая культура может быть примером «социального бытия человеческого тела» (35.С. 69).

По мнению В.И.Столярова, тело человека включается в мир культуры не только потому, что оно подвергается социальной модификации в результате определенной деятельности людей, но и потому, что, включаясь в систему социальных отношений, оно начинает выполнять определённые социальные функции, используется в различных видах человеческой деятельности. Тело человека выполняет двигательную деятельность, которая имеет важное социальное значение, удовлетворяя разные потребности.

В работе И.М.Быховской подчёркивается необходимость разработки гуманитарной концепции человеческой телесности, а также становления целого научного направления – гуманитарной соматологии (от «сома» - тело). В исследовании определены понятия «тела», «телесности». Автор рассматривает понятие «телесности», под которым подразумевается не естество человека само по себе, а его преобразованное, «благоприобретенное» состояние. Это – «очеловеченное тело», приобретшее в дополнение к своим изначально данным, естественным характеристикам те свойства и качества, которые порождены спецификой социокультурной среды, определяющее условие его существования, характер осмысления, принципы его использования и преобразования. И.М.Быховская считает, что тело предстает в трех своих ипостасях, которые обозначаются как «природное тело», «социальное тело» и «культурное тело». Под «природным телом» понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма. Будучи существом социальным, человек во всех своих проявлениях, качествах, лишь в некоторой степени может рассматриваться как «чисто» природное существо, поскольку влияние общественного пространства его бытия затрагивает даже самые, казалось бы, устойчивые, естественно заданные характеристики и механизмы человеческого организма (сложение, походку и т.д.). «Социальное тело» - это результат взаимодействия естественного данного человеческого организма (природного тела) с социальной средой. С одной стороны - это проявление ее использования в различных видах деятельности объективных, спонтанных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные «ответы» тела. С другой оно производно от целенаправленных воздействий на него, от сознательной адаптации к целям социального функционирования, инструментального использования в различных видах деятельности. Под «культурным телом» подразумевается продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека. «Культурное тело» - это своего рода завершение процесса перехода от «безличных», природно-телесных предпосылок и собственно человечному, не только социально-функциональному, но и личностно-означенному бытию телесности.

Таким образом, если в европейской философско-педагогической мысли мы наблюдали эволюцию представлений о здоровье и красоте как культурных феноменов к их узкофизиологическому пониманию, то, обобщая идеи физического воспитания, разрабатываемые на протяжении всей истории становления российской педагогической мысли, можно отметить наличие двух тенденций, которые условно можно назвать как социоориентированную и личностно-ориентированную. Однако на рубеже двадцатого - двадцать первого веков отношение к здоровью, красоте, телесности, физическому образованию приобретает культуросообразный, личностно-ориентированный характер и в зарубежной, и в отечественной педагогике. Понимание человека как модели культуры, воплощения культуры, ее органической части, стирание границ между природной и культурной реальностью, понимание социальной реальности только как части культуры в целом, устранение идеологических диктатов открывает новые возможности для современного физического образования. Построение образования по модели культуры предполагает, понимание сложноорганизованности, полифоничности культуры предполагает интегрированный подход к сформировавшимся в течение многовековой истории педагогической мысли определениям красоты, здоровья, а соответственно, и целей физического образования. Культура как своего рода метареальность, метатекст, слагающийся из множества субтекстов, задает необходимость взаимодействия, диалога различных научно-педагогических систем, взаимообогащающихся друг друга, преемственных по отношению друг к другу. Противоречие между телесным и духовным началом в человеке снимается за счет их гармонизации, которая в свою очередь становится возможной, когда представления о телесности возвращаются в контекст культуры.

 

 








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 3177;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.