Религиозно-общинная, в условиях которой экономическая власть принадлежит членам религиозной общины.
Бесконечность наших потребностей
На лекции обсуждаем, бесконечны ли наши потребности. Мне вспоминается история моей библиотеки. Лишь только я научился читать в семь лет, я пристрастился и к чтению, и к собиранию книг. И за 28 лет собрал огромную библиотеку. Но сколько за эти годы я осилил из нее книг? Хорошо, если десятую часть. А сколько проблем было с перевозкой книг! Часть книг оказалась на даче, и я был в ужасе, когда увидел, что многие из них погрызли мыши. Они точно сердце мое прогрызли. Да и в городе было не легче – от соседей то бежали полчища тараканов, настоящее татаро-монгольское нашествие, то рвало кран и вниз лилась вода. Получается, что я сам купил себе не тысячу радостей и удовольствий, а тысячу проблем.
Совсем недавно я мечтал, просто жаждал, как путник в пустыне воды, два тома «Листов дневника» Рериха. Яркие томики без конца маячили у меня перед глазами. Но я не успел купить эти книги – и вместе с книгами пропало и желание – так, точно его и не было вовсе.
Осознав, что и за 100 лет не прочту всех книг своей библиотеки, я разумно ограничил свои потребности – я выдвинул себе требование покупать только такую книгу, которую обязательно сразу же буду читать.
Или вот другой пример. Как и почти все люди, я очень люблю мороженое, и в каждом новом городе старался опробовать самые экзотические и дорогие виды. Много вкусного мороженного я съел, но могу признаться, что по-прежнему, как и в детском семилетнем возрасте, самым вкусным остается для меня простой и дешевый белый пломбир. Странно, чего же я искал, если в конечном итоге вернулся к тому, с чего начал? Никак не могу сказать, чтобы мои потребности были бесконечными – скорее я старался их сделать такими, подчинившись мнению нашего времени.
О труде
После землетрясения 8 апреля 2009 г. в итальянской области Аквила из одного из разрушенных домов была спасена 98-и летняя старушка Мария Антонио. Когда ее спросили, как же она провела два дня под завалами, она спокойно ответила, для вящей убедительности пошевелив пальцами: «Я работала – вязала!».
Я не могу с уверенностью сказать, что в подобной ситуации поступил бы так же мужественно и мудро. Но я знаю точно, что только эта привычка к труду сохранила «чудесной старушке», как ее называли в те тяжелые дни, жизнь.
Ситуация для анализа
Любой труд – коллективный
Как можно говорить о праве частного собственника, когда всякий труд неизбежно коллективный?
В ноябре 2006г. появилась моя книга «Монастырское хозяйство». Я – творец ее, но могу ли я считать себя полноправным владельцем? Разве что только идеи! Создавая текст, я пользовался наработками очень многих. А сколько людей помогало мне набирать текст! А окончательный чистый вариант с прекрасной обложкой был сделан неделями труда моей невесты. Пробить книгу в печать мне тоже помогло в разное время как минимум человека четыре, прежде всего – мой научный руководитель. Эта маленькая книга – труд не менее полсотни людей!
Но вот пример обратного. Фармацевтическая фирма решила выпустить новый вид лекарства. В его производстве участвует труд многих и многих людей: тех, кто готовит саму смесь, тех, кто разрабатывает упаковку, тех, кто продвигает к потребителю новую продукцию. Но вся эта масса труда была сдвинута одной единственной мыслью, возникшей в голове творца, уникального химика, придумавшего новую формулу лекарства.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 576;