Узнадзе. Общ. Психология.Слух
… физиологическая акустика, составляющая одну из центральных частей классической психологии, была скорее психологией тонов, нежели слуха вообще. После Вундта принято различать три разновидности проявления шума: 1. Мгновенные, или моментальные, шумы — такие, например, как треск, хлопанье и др. Для этих шумов характерны внезапность, моментальность, они возникают и прекращаются подобно молнии. 2. Совершенно иначе переживаются, например, свист, шуршание, скрежет, громыхание. Они более продолжительны, непременно занимают более или менее длительный отрезок времени. Вундт такие шумы называл продленными. 3. Особенно интересны тональные, или звуковые, шумы. Это — тот своеобразный шум, который переживается в результате одновременного и беспорядочного воздействия тонов; например, если на клавиатуру рояля упадет нечто достаточно большое,
Тона отличаются своей высотой (высокий и низкий голос), тембром, резонанс
Разложив звуковые волны того или иного тона, получим простые волны, среди которых одна будет иметь наименьшую частоту колебаний; такой волне соответствует определенный тон — так называемый основной тон, а остальным волнам, более высокой частоты, — так называемые обертоны, поскольку высота тона зависит от частоты колебания воздуха.
Обоняние. Ощущение запаха.
Согласно Герингу, существует шесть основных ощущений запаха, вокруг которых сосредоточены все остальные ощущения запаха. Этими основными ощущениями являются: пряный, смолистый, горелый, цветочный, гнилостный и фруктовый запахи.
Ощущение вкуса.
Наша речь располагает вполне определенными, самостоятельными словами для обозначения этих ощущений: сладкий, горький, соленый, кислый. Эти понятия имеются во всех языках, причем интересно, что других понятий для обозначения ощущений вкуса не существует. Как видно, в обыденной речи другие ощущения вкуса остаются незамеченными. Современная наука к данным ощущениям вкуса попыталась добавить еще два — алколивный и металлический. Однако большая часть психологов по-прежнему продолжает стоять на позициях обыденной речи; сегодня основными все еще считаются эти четыре основных качества вкуса: сладкий, горький, кислый, соленый.
Консп- Пособие: Для возникновения зрительных ощущений необходимо возд-е электромагнитных волн на зрительный рецептор- сетчатку глаза (скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока). Ощущаемые цвета делятся на хроматичные и ахроматичные – бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).
Световые (электромагнитные) волны разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет – это психич явление, ощущение чел, вызываемое различной длиной электоромагнитных излучений.
Существует трехкомпонентная теория цветового зрения (красный, зеленый и синеий).??? (Мы видим 3 пары цветов: красный-зеленый; синий – желтый; черный – белый). Для зрит возбуждений хар-на зрительная инертность. Цвет каждого объекта хар-ся теми лучами светового спектра, которые объект отражает. Цвет – мощный фактор психического отражения окружающей среды.
1 ЗАКОН: Любой цвет имеет дополнительный и притом только одинаковое отношение дополн-ти явл симметричным.
Пурпурные цвета (неспектральные) получ-ся при смешении н: красного и синего. При смешении дополн цветов получаются ахроматические цвета.
2 ЗАКОН: при смешении 2-х недоп цветов получаются цвета лежащие на хорде, соединяющий соответствующие точки цветового круга.
3 ЗАКОН: чтобы получить цвет необходимо и достаточно смешать 3 цвета с такими требованиями: 1. среди них не должно быть дополнительных цветов (пурпурный…) 2. ни одна пара при смешении не должна давать цветовой тон третьего.
4. ЗАКОН: не существует процедуры, кот позволяет ответить на вопрос, следствием смешения каких излучений явл переживание данного цвета.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 884;