Назначение: ждать.
рата чувствует себя хуже. Однако после расспросов становится ясно, что на самом деле имеется улучшение в течение периода от последних 3-4 дней до недели. На момент консультации пациент испытывает явное улучшение.
Как правило, в такой ситуации пациенты игнорируют недавнее улучшение. Это пациенты с глубокой патологией, которые много страдали и сильно обескуражены, и хотят убедиться, что врач сделает что-нибудь более сильное, чтобы помочь им.
Эта картина изменений означает, что препарат был similli-тит, и что можно ожидать продолжения изменения состояния пациента в направлении излечения. Прогноз довольно хороший. Потому назначение — ждать.
СЛУЧАЙХУШ
Пациент: «Мне было хуже во всех отношениях».
Случай: постоянное усиление всех симптомов.
Интерпретация: 1) прекращён приём аллопатических лекарств, а препарат не был достаточно близким; 2) препарат далёк от правильного, не дал никакого эффекта, и болезнь выходит из-под контроля.
Назначение: найти правильный препарат. 1) Если кажется, что препарат должен быть тем же самым, то найти больше подтверждающих симптомов, чтобы с уверенностью повторить его, и тогда дать более высокую потенцию. 2) Если ухудшение не является серьёзным, подождать несколько недель, пока образ не станет яснее. 3) Если ухудшение становится серьёзным, то следует немедленно дать наилучший препарат. 4) Возможно, придётся найти препарат, который обеспечит просто временное облегчение самых серьёзных симптомов.
Наименее желательный поворот событий как для пациента, так и для гомеопата, — это прогрессирующее усиление симптомов после приёма препарата. Все три основных категории симптомов постоянно усиливаются, так что ко времени повторного приёма ситуация достигает кризисной точки.
Эта ситуация чаще всего встречается у пациентов, которые принимали аллопатические лекарства и прекратили их принимать перед приёмом гомеопатического препарата, но гомеопатический препарат был неправилен. Наступает естественное ухудшение, которое в любом случае возникает после прекраще-
ния приёма многих аллопатических лекарств, но обычно приём правильного препарата временно облегчает это «обязательное» ухудшение. Таким образом, начальное назначение не было достаточно близко, чтобы дать целительный эффект.
Если пациент не принимал аллопатических лекарств до приёма препарата, то остаётся единственная интерпретация — препарат был очень далёк от точного simillimum, и болезнь развивается своим естественным путём.
Решение о дальнейшем ходе действий зависит от многих факторов: тяжести патологического состояния, типа случая, точных симптомов, которые усиливаются, и того, насколько ясен образ препарата. Если ситуация становится серьёзной, то следует немедленно назначить наилучший возможно препарат. В серьёзных случаях может даже потребоваться через несколько дней или неделю вмешаться ещё одним препаратом, не ожидая, как обычно, месяца до следующего приёма. Если во время ухудшения образ препарата случайно окажется идентичным первоначальному назначению, то следует дать более высокую потенцию.
Если ситуация не является серьёзной, а образ препарата ещё не ясен, то следует ждать формирования ясного образа. (Читатель, конечно, поймёт, насколько глубокими знаниями должен обладать гомеопат, чтобы быть в состоянии решить, что картина симптомов пациента даёт ясный или ещё не ясный образ препарата). В случае такого ухудшения нередко несколько симптомов дают ключи к тому, каким будет следующий препарат, но следует ждать столько, сколько это возможно, прояснения полного образа. Конечно, если состояние ухудшается слишком быстро, то ждать нельзя, и следует сразу дать препарат на основе наилучшего образа, имеющегося на данный момент, но если это возможно, то лучше дать защитному механизму ясно выразить образ препарата. В таких драматических обстоятельствах, когда защитный механизм сильно активирован болезнью, можно наблюдать формирование ясной картины препарата очень быстро. В таком случае не придётся ждать больше двух-трёх дней, чтобы различить ясный образ препарата.
Ещё одна неблагоприятная ситуация, когда пациент сообщает о сильном продолжительном и прогрессирующем ухудшении после явного короткого улучшения (например, 4-5 дней), а затем о новом ухудшении.
Ситуация близка к неизлечимой. Возможны тяжёлые патологические изменения, такие как рак, глубокий психоз и т.п. Прогноз плохой, но некоторую надежду даёт тот факт, что насту-
пило хотя бы краткое улучшение. Иными словами, защитный механизм очень слаб, но ещё не настолько, чтобы случай был неизлечимым.
СЛУЧАЙ XIX
Пациент: «Мне хуже, за исключением короткого периода времени»
Случай: явное длительное ухудшение, затем лучше в течение 4-5 дней, а затем снова хуже.
Интерпретация: почти неизлечимый случай. Тяжёлая патология. Плохой прогноз. Назначения следует делать очень осторожно.
Назначение: 1) искать новый препарат для рецидива; 2) если образ тот же, повторить препарат в более высокой потенции; 3) если образ препарата неясен, подождать дней 15 до формирования нового образа.
Назначение в таких случаях является очень деликатным делом. Почти каждое назначение должно быть точным, если мы хотим надеяться на излечение. Ошибки могут очень легко запутать такой ослабленные защитный механизм настолько, что надежда на излечение будет потеряна.
Следует тщательно произвести повторный сбор анамнеза в состоянии рецидива. Если в этот момент ясен какой-нибудь препарат, то его, конечно, следует дать. Чаще, однако, что препарат ещё не ясен, и гомеопат должен тогда подождать ещё дней 15, чтобы убедиться в следующем назначении. Как говорилось ранее, в этих, почти неизлечимых случаях, образы препаратов
обычно меняются очень часто, так что маловероятно, что снова будет показан первый препарат. Однако если это произойдёт, то его следует дать его в более высокой потенции.
СЛУЧАЙ XX
Пациент: «Мне было хуже весь месяц».
Случай: главная жалоба усилилась, но энергия и психоэмоциональное состояние несколько лучше.
Интерпретация: 1) возможно, локальный симптом, ранее подавленный аллопатическими лекарствами; 2) препарат правильный.
Назначение: ждать.
Нередко можно видеть случай, когда основная жалоба в течение всего месяца усиливалась. Между тем, уровень энергии и психоэмоциональное состояние слегка улучшились. Пациент, конечно, сообщает, что в целом чувствует себя хуже, потому что, в конце концов, как может улучшиться психоэмоциональное состояние, если физические страдания так интенсивны? Тем не менее, тщательный опрос по поводу каждого симптома покажет, что нет никакого снижения энергии или ухудшения психоэмоционального состояния.
Эта ситуация чаще всего встречается у пациентов, которые пользовались аллопатическими лекарствами для подавления какой-нибудь конкретной физической проблемы. Возможно, пациент пользовался иногда компрессами с кортизоном, чтобы избавиться
от кожного высыпания на руках. Пациент считает, что используемое количество кортизона незначительно, потому что он «нужен» в среднем лишь дважды в неделю. Однако даже в таком случае важна не дозировка, а тот факт, что компрессов было достаточно, чтобы подавить симптомы. В таких случаях часто наблюдается длительное усиление локального симптома после прекращения приёма кортизона и приёма правильного гомеопатического препарата.
Поэтому интерпретация такова: препарат был simillimum, и важно ждать.
СЛУЧАЙ XXI
Пациент: «Мне было хуже весь месяц».
Случай: главная жалоба усиливалась весь месяц. Другие симптомы явно слабее.
Интерпретация: правильный препарат. Хороший прогноз.
Назначение: ждать.
Этот случай очень похож на случай XX, но здесь имеется очень явное улучшение на энергетическом и психоэмоциональном уровнях. Даже в конце месяца пациент сообщает, что основная физическая жалоба стала чуть меньше, чем до приёма препарата.
Это целительная реакция, и был дан правильный препарат. Очень желательно, чтобы появилось кожное высыпание или выделения из кожи или слизистых оболочек во время заметного ослабления симптомов с более глубоких уровней организма. Такая реакция является явно целительной, и ни при каких обстоятельствах не следует позволять подавлять локальный симптом никакими средствами. Такое подавление остановит излечение и ухудшит общее состояние здоровья пациента.
СЛУЧАЙ XXII
Пациент: «Мне было хуже весь месяц».
Случай: хуже на психоэмоциональном уровне, другие симптомы слабее после ухудшения.
Интерпретация: длительное психическое ухудшение. Назначение: ждать.
В некоторых случаях - особенно тех, которые изначально были сосредоточены на психическом или эмоциональном планах, наступит длительное усиление психических или эмоциональных симптомов, в то время как будет обнаружено, что другие мелкие симптомы ослабевают и появляются один-два симптома, патогномоничных назначенному препарату. В конце месяца психоэмоциональное состояние может быть по-прежнему хуже, чем перед приёмом препарата, но гомеопат не должен позволять ввести себя в заблуждение и назначать другой препарат. Опыт показывает, что в глубоких психических и эмоциональных случаях обычно наступают ухудшения, которые могут длиться до двух месяцев, но затем наступает целительная реакция, если не мешать действию препарата.
Эти случаи и другие, в которых наступает длительное ухудшение, могут быть очень соблазнительными как для пациента, так и для гомеопата. Пациент убеждён, что не происходит ничего полезного, и действительно может считать, что болезнь на самом деле усилилась. Естественно, пациент пытается тогда убедить гомеопата, что «надо что-то делать». Это понятное чув-
ство, но если гомеопат решит, что изменения следует законам излечения, то он должен иметь мужество отказать в новом препарате. Следует оказать пациенту большую поддержку и ободрить его, но гомеопат всегда должен взывать к высшему разуму пациента, чтобы убедить его следовать законам излечения. Целительную реакцию, особенно когда она требует продолжительного усиления симптомов, можно рассматривать как некое духовное испытание, которое следует успешно пройти, чтобы, в конце концов, наступило излечение. Гомеопат не выполнит свой долг перед пациентом, если из ложного сочувствия даст новый препарат в неправильный момент.
Возможно, самое красноречивое описание того давления, которое оказывает на врача-гомеопата испытывающий ухудшение пациент, дал Дж.Т.Кент: «Сталкиваясь с этими реакциями, вран иногда доходит до пределов своего терпения. Иногда на это страшно смотреть, и врача могут выгнать. Пусть он воспримет это как мужчина; пусть он терпеливо перенесёт это, потому что невежество матери или друзей не может оправдать даже однократное нарушение им принципа».
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 819;