Выявление симптомов
Во время приёма гомеопат относительно молчалив и просто время от времени задаёт осторожные вопросы, чтобы выяснить какой-нибудь момент, показать активный интерес к тому, что говорит пациент, или направить рассказ в более актуальные области. Это мягкий каталитический процесс, а не просто скучный, механический или рутинный процесс сбора обычных данных. Гомеопат активно и близко участвует в том, что говорит пациент. Это совсем не похоже на интервью, проводимое с помощью письменного вопросника. Цель заключается не в том, чтобы получить как можно больше данных, а в том, чтобы получить живой образ сути внутренней патологии пациента.
Самые интересные приёмы совершенно естественно начинаются с просьбы к пациенту описать всё, что он считает на данный момент проблемой. Обычно пациенты начинают описывать большей частью физические жалобы, и их описания обычно носят весьма общий характер. Вполне вероятно, что
они сосредоточатся на информации о лабораторных анализах аллопатического характера, диагнозах, поставленных другими врачами, и т.д. Врач просто позволяет пациенту продолжать рассказ до тех пор, пока тому больше нечего будет сказать на данный момент.
Сначала гомеопату важно понять аллопатическую природу жалобы. Несмотря на то, что это знание не имеет большого значения для назначения гомеопатического препарата, оно весьма важно для того, чтобы судить о серьёзности недомогания на данный момент, и особенно важно для понимания патологического прогноза на будущее. Поэтому гомеопат вполне может захотеть изучить аллопатическую историю болезни и результаты лабораторных анализов. Если патологическая ситуация по-прежнему неясна, возможно, важно будет собрать больше лабораторной или рентгенологической информации, либо получить диагностическое заключение какого-нибудь специалиста.
Тогда гомеопат может спросить пациента: «Что ещё?». Этот вопрос помогает дать пациенту понять, что важны даже неаллопатические и нефизические симптомы. Гомеопат может дать краткий комментарий, чтобы убедить пациента, что важна совокупность всех проблем пациента.
Обычно следующий шаг состоит в том, чтобы вернуться и просмотреть рассказанное больным с целью прояснения значения каждого симптома и получить столь важные для гомеопатии подробности. Выясняется точная локализация каждого симптома, точное ощущение, которое с ним связано, его продолжительность, характерное время его усиления, сколько месяцев или лет он держится и его модальности в связи с такими вещами, как жара и холод, перемена погоды, активность или отдых, поза, трение или надавливание и т.д. Поскольку эти симптомы являются главными жалобами пациента, их следует изучить достаточно подробно, хотя, в конце концов, они могут сыграть в выборе препарата лишь малую роль. Необходимо также провести все необходимые физические обследования, которые могут потребоваться, чтобы получить объективные наблюдения и убедить пациента в том, что проблема исследуется тщательно.
Затем естественно спросить об эволюции имеющегося патологического состояния пациента. Это должна быть не просто рутинная запись медицинского анамнеза пациента, а активные расспросы о том, в какой именно последовательности появлялись имеющиеся на данный момент симптомы.
Когда они возникли? Происходили ли в жизни пациента во время появления симптомов какие-нибудь большие события? Какие «возбуждающие причины» можно считать факторами, способствовавшими появлению симптомов? В частности, вопросы об эволюции патологического состояния пациента должны быть посвящены следующим сильным воздействиям:
1. Все психические и эмоциональные шоки в жизни па
циента. К ним могут относиться такие вещи, как горе, большие
финансовые убытки, расставание с любимыми людьми, кри
зисы самоидентификации и иные жизненные стрессы.
2. Все серьёзные заболевания, которые могли повлиять на
общее здоровье пациента. В частности, следует отметить вене
рические болезни, продолжительные инфекционные заболе
вания и психические срывы или неуравновешенность.
3. Все курсы лечения, которые проходил пациент в тече
ние своей жизни. Поскольку методы лечения часто основаны
на подавлении, этот фактор может способствовать эволюции
патологии в направлении более глубоких областей. Для этого
следует рассмотреть такие вещи, как лекарственная терапия,
хирургические операции, психотерапия, природные методы
лечения и даже медитативные методы. В частности, следует
расспросить об использовании кортизона, противозачаточных
пилюль, тиреотропина, транквилизаторов и антибиотиков.
Часто даже простые вопросы об этих конкретных методах ле
чения стимулируют воспоминания пациента о каком-нибудь
важном эпизоде его прошлой жизни.
4. Вакцинации, которым подвергался пациент, и его ре
акция на них. Всю информацию следует собирать в хроноло
гической последовательности, чтобы гомеопат мог видеть
этапы развития имеющейся патологии. Часто эти приёмы ока
зываются очень поучительными и для пациента, который, воз
можно, не учитывал, что все эти факторы влияют на общее
состояние его здоровья.
К этому моменту основная патология и её эволюция должны быть вполне понятны. Следующий логический шаг — это задать вопросы о типичных проблемах гомеопатической симптоматологии. Эти вопросы касаются таких областей жизни пациента, которые, возможно, считались не существенными для картины, и потому в дополнение к получаемой фактической гомеопатической информации пациент снова узнаёт новое.
Эти вопросы должны, конечно, охватывать как можно больший объём информации, но они будут обычно сосредото-
чены на конкретных важных сторонах повседневных ощущений пациента:
1. Переносимость температуры, влажности, перемены по
годы, солнца, туманной погоды, ветра, сквозняков, замкнутых
помещений и т.д.
2. Изменения, происходящие в определённое время дня
или ночи, а также в определённое время года.
3. Качество сна, спокойный или беспокойный сон, поза
во сне, время и причины пробуждения, необходимость укры
вать различные части тела, должно ли быть открыто или за
крыто окно и т.д. Обычные сны, сомнамбулизм, характерные
звуки или жесты во сне и т.д.
4. Аппетит, жажда, пищевые пристрастия и отвращения,
ухудшение состояния от пищи.
5. Половое желание, половое удовлетворение и конкрет
ные запреты или навязчивые идеи в связи с сексуальностью.
6. Функционирование различных систем тела: эндокринной,
системы кровообращения, желудочно-кишечной, выводящей, ды
хательной, кожной и т.д. Если пациент — женщина, то следует изу
чить менструальную функцию и историю беременностей.
7. Общее качество энергии, имеющейся в распоряжении
пациента в повседневной жизни и в различных обстоятельствах.
8. Эмоциональные ограничения: конкретные тревоги,
страхи или фобии, депрессия, апатия, недостаток уверенности
в себе, раздражительность и т.д.
9. Качество жизни пациента в отношениях с любимыми
людьми, семьёй, друзьями и коллегами.
10. Психические симптомы, такие как плохая память, не
способность сосредоточиться или понять сказанное, состоя
ния бреда или галлюцинаторные состояния, паранойя.
Этот перечень симптомов следует рассматривать просто как пример; реальные вопросы в каждом случае будут определяться характером самого заболевания. Расспрашивая обо всех этих вещах, следует проявлять большую гибкость, чтобы пациент мог быть как можно выразительнее, если он понимает спектр представляющих интерес для гомеопата симптомов.
Каждый симптом следует дополнительно исследовать на точность и ясность. Например, если пациент сообщает о «депрессии», важно расспросить, что именно имеет в виду пациент. В наше время психологических причуд этот термин стал обобщённым и туманным, несмотря на повсеместное использование. В устах конкретного пациента он может описывать суицидальное
желание, просто суицидальные мысли, отчаяние, обескураженность, отсутствие самоуважения, тревогу, пессимизм, апатию, психическую летаргию и т.д. Следует выяснить точный смысл симптома, включая все модифицирующие факторы.
Очень важно выработать из этих симптомов живой образ их значения в жизни пациента. Когда пациент предлагает обобщённое описание, гомеопат может спросить: «Как что?» или «Вы можете привести конкретный пример?». Так используемые слова оживают, и гомеопат может точнее оценить значение и индивидуальность симптома. Этот принцип получения живых образов имеет решающее значение. Если гомеопат соберёт просто сухие данные, то истории болезни, несмотря ни на что, не будет, и целебное назначение вполне может оказаться невозможным.
К тому моменту, когда будет получена подробная гомеопатическая симптоматология на физическом уровне, уже должен быть установлен достаточный контакт с пациентом, чтобы можно было задавать дополнительные вопросы о психических и эмоциональных симптомах. Они имеют крайнее важное значение для гомеопата и должны быть выявлены с величайшей тщательностью. Это сфера, в которой пациенты могут хранить самые важные секреты, и потому тот, кто ведёт приём, должен проявлять большой такт и восприимчивость, чтобы открыть их.
Для хронических пациентов особенно характерно скрывать глубоко внутри чувства, мысли или переживания, которые вызывают у них сильный стыд и замешательство. Они считают, что эти секреты так шокирующи и неприемлемы, что другие люди не смогут в них разобраться. С христианской точки зрения, они рассматриваются как глубокие и тёмные «грехи», которые следует подавлять и скрывать любой ценой. Эти скрытые образы, чувства или страхи крайне важны для гомеопата, потому что выражают работу защитного механизма на самых глубоких уровнях организма. После того как эти симптомы подняты на поверхность, гомеопат может считать, что обнаруживается глубочайшая «суть» патологии. Тогда и только тогда можно выбрать препарат, который затронет глубочайшие закоулки защитного механизма и вызовет излечение.
Выявление этих глубоких симптомов, конечно, очень деликатное дело. Первым признаком их наличия может быть простое напряжение или колебания, жесты, хрипота в голосе. Поскольку вокруг этих болезненных мест были возведены стены, пациент сразу попытается проскочить такие симптомы и перейти к дру-
гим, менее болезненным вещам. Врач должен быть очень восприимчив к этой динамике. В нашем обычном культурном контексте имеются бесчисленные тонкие сигналы (невербальные или вербальные), которыми мы пользуемся, чтобы предупредить других, что не следует поникать в «частную» зону. Значительная часть этого обмена происходит на подсознательном уровне. Однако ведущий приём гомеопат должен научиться улавливать эти сигналы. Возможно, наилучший способ достичь этого - быть чувствительным к своей собственной степени эмоционального напряжения. Если в ходе приёма гомеопат испытывает дискомфорт при обсуждении какой-нибудь темы (при условии, конечно, что она не является деликатным местом самого гомеопата), то эту область следует исследовать дополнительно: мягко и деликатно, но решительно.
Гомеопаты — такие же люди, как все, поэтому они хотят нравиться своим пациентам и хотят, что их пациенты их уважали. Эта мотивация сама по себе может помешать гомеопату углубиться в деликатные сферы. Если имеется чувствительная область, гомеопат отвечает перед пациентом за то, чтобы без оценок и осторожно поощрить его открыто описать этот симптом. Часто даже самое мягкое прикосновение к таким сферам вызывает срыв и слёзы пациента или приводит его в волнение или гнев. Если симптомы выражены с такой эмоциональной нагрузкой, то их выражение полезно для пациента и очень ценно для гомеопата. В эти моменты защита пациента снята, и любое выражение глубоко и существенно для случая.
Некоторым этот подход может напомнить метод катарсиса в психоанализе. Верно, что используемые во время гомеопатического приёма методы обладают поверхностным сходством с методами, необходимыми психоаналитику, но цель сбора симптомов совсем другая. В гомеопатии эти симптомы извлекаются для того, чтобы глубоко понять истинную патологию, точный способ работы защитного механизма и впоследствии найти самый подходящий препарат, который может привести к излечению. После обнаружения такой важной мысли, чувства или переживания психоаналитик будет стремиться лучше изучить его аналитическим способом. Гомеопат же, убедившись, что симптом выявлен, перейдёт к другим симптомам.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 727;