Обстановка
Во-первых, следует уделить внимание той обстановке, в которой идёт приём. Она должна быть спокойной, с гармоничным, простым и эстетичным оформлением. Прерывать пациента следует как можно меньше, и у него не должно создаваться впечатление, что его слишком торопят.
Важно также, чтобы поведение пациента не было слишком искажено подготовкой к приёму Вполне достаточно нескольких простых инструкций, поясняющих тот факт, что предметом гомеопатического приёма является пациент в целом, а не только та физическая проблема, которая его беспокоит в данный момент. Однако подробных и точных описаний той информации, которая требуется в гомеопатии, и особенно
использования гомеопатических вопросников следует избегать.. Такая подготовка может заставить пациента слишком сильно сосредоточиться на незначительных деталях вместо тех моментов, которые являются самыми важными в его жизни.
Очень важным фактором, который может составить различие между успешно и плохо собранным анамнезом, является отношение врача. Крайне важно, чтобы врач был заинтересован в благополучии пациента и озабочен им. Этот интерес можно показать, изредка задавая во время рассказа пациента ненавязчивые вопросы и внимательно слушая его. Если врач искренне заинтересован, то пациент почувствует больше стимулов дать нужную информацию.
Врач не должен давать ни малейшего повода думать, что он выносит какие бы то ни было суждения. Сообщаемые пациентом симптомы должны приниматься с интересом, но без суждения. Не следует давать советов и следует избегать моральных запретов. Если пациент почувствует, что его судят, он, вероятно, замкнётся в себе и откажется открыть ту самую информацию, которая представляет наибольшую ценность.
Непредубеждённость со стороны врача важна не только для комфорта и свободы выражения пациента, но и для способности самого врача постичь истину данного случая. Слишком часто встречается тенденция каталогизировать симптомы и интерпретировать их на основе предыдущего опыта или знания materia medica. В какой-то степени этот процесс неиз бежен, но в ходе приёма следует соблюдать в этом отношении крайнюю осторожность. Следует с большим подозрением относиться к любой привычной или бессознательной попытке классифицировать выражение пациента по готовым категориям.
Это — суть эмпирического подхода к медицине; он великолепно описан в ганемановском афоризме №100:
«...совершенно несущественно, появлялось ли в мире когда-либо под тем же или любым иным именем нечто подобное. Новизна или характерность болезни этого рода никак не меняет ни способа обследования, ни способа её лечения, ибо, если врач хочет практиковать медицину реальным и радикальным образом, он всё равно должен рассматривать картину каждой преобладающей болезни так, как если бы она была чем-то новым и неизвестным, и тщательно исследовать её саму, никогда не заменяя фактическое наблюдение предположением, никогда не считая само собой разумеющимся, что случай заболевания, с которым он имеет дело,
уже полностью или частично известен, но всегда тщательно исследуя его во всех его фазах»6.
Эту мысль затем развивает Дж. Т. Кент — один из величайших врачей-гомеопатов всех времён, который смиренно признаёт, как легко вкрадываются в этот процесс предрассудки. В следующем абзаце он комментирует вышеприведённый афоризм Ганемана:
«Запомните, подчеркните это полдюжины раз красными чернилами, нарисуйте это на стене, ткните в это указательным пальцем. Одна из самых важных вещей — это выбросить во время обследования больного из головы все другие случаи, которые показались похожими. Если этого не сделать, то, несмотря на все ваши усилия, ваше сознание останется предубеждённым. Мне приходится бороться с этим при появлении каждого нового больного. Мне приходится прилагать огромные усилия, чтобы не думать о том похожем больном, которого я вылечил раньше, потому что это могло бы создать в моей голове предвзятое мнение»7.
Внимательно слушая пациента, гомеопат должен активно привлекать своё воображение и восприимчивость. Гомеопат должен развить в себе способность пережить опыт пациента. Дело не столько в том, чтобы поставить себя на место пациента, а в том, чтобы понять опыт пациента в его собственном контексте. Поскольку, очевидно, что никто не может по-настоящему испытать весь диапазон проявлений, наблюдаемых в течение даже одного дня гомеопатического приёма, гомеопату необходимо отложить личные предрассудки и в своём воображении влезть в контекст пациента, чтобы хотя бы на мгновение пережить этот опыт.
Пациент может описывать симптом, чуждый личному опыту гомеопата: например, испытываемый в толпе страх. Гомеопат должен активно спрашивать: «Что это такое? Это чувство сдавленности или удушья из-за замкнутости атмосферы? Страх, что кто-нибудь нанесёт телесное повреждение? Страх, что не удастся убежать в случае какой-нибудь воображаемой катастрофы? Эмоциональная уязвимость к ощущаемым страданиям находящихся в толпе людей? Ощущение утраты самоидентификации при слиянии с личностью толпы как единого целого?» — опираясь на такие воображаемые варианты, гомеопат сможет сформулировать вопросы, которые точнее раскроют пациенту значение этого симптома. Переживая симптом таким образом,
6 Самуэль Ганеман. Органон врачебного искусства.
1 Дж.Т.Кент. Лекции по философии гомеопатии. «Гомеопатическая медицина». - М. 1998
гомеопат также даёт пациенту понять, что он по-настоящему заинтересован и может по-настоящему понять даже самые интимные переживания или мысли пациента.
Этот процесс идентичен процессу изучения materia medica. Сначала, при первом чтении materia medica, подавляет огромная масса кажущихся бессвязными данных. Однако если подходить к каждому симптому так, как описано выше, препарат постепенно начинает восприниматься как целостная живая сущность. Каждый симптом следует читать с большим интересом и торжественностью; следует привлекать воображение, чтобы можно было реально пережить этот симптом и этот препарат. Как переживание данного симптома связано с другими? На что это должно быть похоже? Размышляя таким образом о значении симптомов и их взаимосвязей, гомеопат постепенно приобретает лучшее понимание препарата, точно так же, как позже он приобретёт лучшее понимание пациента. Если пациент чувствует заботу, понимание, а не суждения о себе, он, в конце концов, раскроет своё внутреннее состояние или суть. Точно так же, если читать препарат с интересом, пониманием и без суждений, он, в конце концов, откроет гомеопату свою внутреннюю сущность. В конечном счёте, именно поиск соответствия между этими двумя живыми образами или сущностями и составляет фундаментальный процесс гомеопатии.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 746;