Какое значение имеют эти порядки государственного устройства? 2 страница

[xxxxx] Особенно замечательны в этом отношении прения в I Думе по вопросу об аграрном проекте 33-х (об отмене частной собственности на землю). Кадеты бешено нападали на передачу такого проекта в комиссию, встретив полную поддержку Гейдена. Доводы кадетов непристойны со стороны чуточку уважаю­щего себя либерала; это – какие-то полицейские отговорки лакеев реакционного правительства. Передать в комиссию, – говорил, например, г. Петрункевич, – значит признать, что до известной степени «возможна» точка зрения подобного проекта. Г-н Жилкин стыдил кадетов, говоря, что он передал бы в комиссию и этот проект и проект крайних правых. Но кадеты и правые 140 голосами против 78 провалили сдачу проекта в комиссию!

[yyyyy] Рабочие правительства в городах, крестьянские комитеты в деревнях (превращающиеся в известный момент в выборные всеобщим и т.д. голосованием), – такова единственно возможная форма организации победоносной революции, т.е. диктатуры пролетариата и крестьянства. Неудивительно, что либера­лы ненавидят эти формы организации борющихся за свободу классов.

[zzzzz] Оратор намекает на кадетского помещика Татаринова, говорившего: «справедливость, господа, понятие довольно условное… справедливость – есть тот идеал, к которому мы все стре­мимся, но идеал этот остается» (у кадета) «только идеалом, и будет ли возможность фактически его осуществить, это для меня вопрос».

[aaaaaa] Характерное выражение простым крестьянином революционной идеи самодержавия народа. Другой буржуазии, кроме крестьянства, нет в нашей революции для осуществления этого требования пролетарской программы.

Трудовик-крестьянин в I Думе Назаренко (Харьковской губ.) говорил: «Если вы будете рассуждать о том, как крестьяне смотрят на землю, то я вам скажу, что как для детей необходима грудь матери, так для нас, крестьян – земля. С этой точки зрения мы только и рассуждаем о земле. Вы, вероятно, знаете, что в очень недавнее время господа заставляли наших матерей кормить своей грудью щенков. Это самое делается и теперь. Но только теперь щенки господские сосут не ту мать, которая нас родила, а ту, которая нас кормит – землю».

 

[bbbbbb] Отработочное помещичье хозяйство есть прямое наследие, прямой пережиток крепостнического, барщинного хозяйства помещиков. В чем состояла сущность крепостнического хозяйства? В том, что крестьяне получали от помещика надел для прокорм­ления своей семьи, а за это должны были работать на по­мещичьей земле. Вместо того, чтобы платить рабочему деньгами, как платят теперь повсюду в городах, платили землей. С надела, получаемого от помещика, крестьянин мог едва-едва прокормиться. И за этот корм крестьянин и вся его семья должны были обрабатывать помещи­чью землю крестьянскими же лошадьми и крестьянскими орудиями. Такова сущность крепостнического хозяйства: нищенский надел вместо платы за труд; обработка помещичьей земли крестьянским трудом и крестьянским инвентарем; принуждение крестьянина работать из-под палки помещика, потому что без принуждения силой ни один человек, сидящий на наделе, не стал бы работать на помещика. А каково было это крепостное право для крестьян, – об этом сами крестьяне слишком многое знают, слишком хорошо помнят.

[cccccc] Помещичьи губернские комитеты в 1861 году так освободили крестьян, что пятая часть крестьянской земли оказалась отрезан­ной помещиками! Они так освободили крестьян, что за оставшийся у крестьян после этого грабежа надел заставили мужика платить втридорога! Ни для кого не тайна ведь, что при «выкупе» 1861 года мужика заставили заплатить гораздо больше того, что зем­ля стоила. Ни для кого не тайна, что мужика заставили тогда выкупать не только кре­стьянскую землю, но и крестьянскую свободу. Ни для кого не тайна, что «благодеяние» государственного выкупа состояло в том, что казна содрала с крестьян больше денег за землю (в виде выкупных платежей), чем она отдала помещикам! Это был братский союз помещика и «либерального» чиновника для ограбления мужика. Если г. Святополк-Мирский забыл все это, то крестьяне этого не забыли. Крестьянина так «освободили» в 1861 году, что он сразу попал в петлю к помещи­ку. Крестьянин так притеснен захваченными помещиком землями, что ему остается ли­бо умирать с голоду либо идти в кабалу.

Чтобы пояснить свою мысль, приведу один из бездны примеров, которыми полна литература о крестьянском и помещичьем хозяйстве. Существует обширное издание департамента земледелия, относящееся к началу 90-х годов и основанное на сведениях, полученных от хозяев о системе помещичьего хозяйства в России можно прочесть:

«На юге Елецкого уезда (Орловской губ.) в крупных помещичьих хозяйствах, рядом с обработкой годовыми рабочими, значительная часть земли обрабатывается крестья­нами за сдаваемую им в аренду землю. Бывшие крепостные продолжают снимать землю у своих прежних помещиков и за это обрабатывают их землю. Такие деревни продолжают носить название «барщины» такого-то помещика».

Это написано в 90-х годах прошлого века, тридцать лет спустя после пресловутого «освобождения» крестьян. Тридцать лет спустя после 1861 года существует та же «барщина», та же обработка крестьянским инвентарем земли прежних помещиков!

Вот она какова, та «культура», о которой говорил депутат Святополк-Мирский и о которой говорят все защитники помещичьих интересов.

[dddddd] Во II Думе под проектом «104-х» 91 подпись; из них 79 трудовиков, 4 народных социали­ста, 2 с.-р., 2 из казачьей группы, 2 беспартийных, 1 левее кадетов и 1 кадет. Крестьяне преобладают в числе подписавшихся (не менее 54 из 91 во II Думе).

[eeeeee] Всякая крестьянская революция, направленная против средневековья при капиталистическом характере всего общественного хозяйства, есть буржуазная революция. Но не всякая буржуазная революция есть кре­стьянская революция. Возможна буржуазная революция в стране со значительным крестьянским населением и, однако, такая революция, которая не является крестьянской революцией, т.е. такая, ко­торая не революционизирует специально касающихся крестьянства поземельных отно­шений и не выдвигает крестьянства в числе сколько-нибудь активных общественных сил, творящих революцию.

[ffffff] Национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей.

Если государство, о котором идет речь, действительно демократическое, то его собственность на землю нис­колько не исключает, а напротив, требует передачи распоряжения землей, в рам­ках общегосударственных законов, местным и областным органам самоуправления.

Наша программа-минимум прямо требует этого, говоря и о самоопределении национальностей, о широком областном самоуправлении и т.д.

Не в том дело, чтобы бумажным поста­новлением защитить местные областные самоуправления от посягательств центра, – это невозможно сделать не только бумагой, но и пушкой, ибо капиталистическое развитие идет к централизации, сосредоточивает в руках центральной буржуаз­ной власти такую силу, которой не могут никогда противостоять «области».

Дело в том, чтобы один и тот же класс имел политическую власть и в центре и на местах, чтобы там и здесь была вполне последовательно проведена совершенно одинаковая степень демократизма, обеспечивающая полное господство боль­шинства населения, т.е. крестьянства.

Исключительно в этом состоит реальная гаран­тия от «чрезмерных» посягательств центра, от нарушения «законных» прав областей.

Неполный демокра­тизм центра означает обеспечение власти в центре не большинству населения, не тем элементам, которые преобладают в местных самоуправлениях, а это означает не только возможность, но и неизбежность конфликтов, победителем из которых непременно, в си­лу законов экономического развития, выйдет недемократическая центральная власть!

[gggggg] Прибавочная стоимость есть неоплаченный наемный труд

[hhhhhh] С указанной точки зрения вполне понятным становится различное отношение к национализации земли массы русских либеральных буржуа и массы русских крестьян. Либеральный помещик, адвокат, крупный промышленник, купец – все они вполне достаточно «территориализировали» себя. Они не могут не бояться пролетарского нападения. Они не могут не предпочитать столыпинско-кадетского пути. Подумайте только, какая золотая река течет теперь помещикам, чиновникам, адвокатам, купцам в виде миллионов, раздаваемых «крестьянским» банком перепуганным помещикам! При кадетском «выкупе» эта золотая река была бы чуточку иначе направлена, может быть, чуточку менее обильна, но все же и она состояла бы из сотен миллионов, текла бы в те же руки.

От революционного ниспровержения всех старых форм землевладения может не пе­репасть ни копейки ни чиновнику, ни адвокату. А купец – в массе своей – не может смотреть так далеко, чтобы предпочесть будущее расширение внутреннего рынка мужиков немедленной возможности урвать у барина. Только крестьянин, вколачиваемый в гроб старой Россией, способен добиваться полного обновления землевладения.

[iiiiii] Социалисты-революционеры, как и все сколько-нибудь последовательные народ­ники, не понимают буржуазного характера крестьянской революции и связывают с ней весь свой квазисоциализм. Благоприятный исход крестьянской революции означал бы, по мнению народников, торжество народнического социализма в России. На деле такой исход был бы самым быстрым и самым решительным крахом народнического (кресть­янского) социализма. Чем полнее и решительнее была бы победа крестьянской револю­ции, тем быстрее превратится крестьянство в свободных буржуазных фермеров, кото­рые «дадут отставку» народническому «социализму». Наоборот, неблагоприятный исход на некоторое время затянет агонию народнического социализма, даст возможность несколько продержаться той иллюзии, будто критика помещичье-буржуазной разновидности капитализма есть критика капитализма вообще.

[jjjjjj] Подкуп распространенных европейских газет в пользу рус­ских займов – «нормальное» явление. Даже Жоресу предлагали 200 000 франков за отказ от кампании против русского займа: настолько ценит наше правительство «обще­ственное мнение» даже тех слоев мелкой буржуазии во Франции, которые способны сочувствовать социализму.

[kkkkkk] Тайно кадеты и раньше вели эту трусливую, мещански-жалкую политику. Весной 1906 г. кадеты помогли правительству занять два миллиарда франков на расстрелы, военно-полевые суды и карательные экспедиции. Клемансо заявил кадетам, что поднимет кампанию против займа, если кадетская партия формально выскажется за неприемлемость этого займа для русского народа. Кадеты отказались это сделать и тем помогли достать деньги на контрреволюцию. Об этой проделке они молчат. Но теперь в Думе тайное становится явным. Теперь ту же невыразимо гнусную проделку они совершают открыто.

[llllll] давно уже знакомое Европе явление: либерал, ораторствующий против правительства и во всяком серьезном вопросе поддерживающий правительство.

[mmmmmm] Можно ли найти примеры того, что черносотенцы развратили и сбили с толку сколь­ко-нибудь широкие слои населения? Нет.

Ни их пресса, ни их союз, ни их собрания, ни выборы в I или II Думу не могли дать таких примеров. Черносотенцы озлобляют насилиями и зверствами, в которых участ­вуют полиция и войска. Черносотенцы возбуждают к себе ненависть и презрение свои­ми мошенничествами, подвохами, подкупами. Черносотенцы организуют на правитель­ственные деньги кучки и шайки пропойц, способных действовать только с разрешения полиции и по наущению ее. Во всем этом нет и следа сколько-нибудь опасного идейно­го влияния на сколько-нибудь широкие слои населения.

[nnnnnn] Лозунг бойкота и означает перенесение внимания с Думы на непосредственную массовую борьбу.

Лозунг бойкота и означает пропитывание нового движения политическим и революционным содержанием.

[oooooo] Поэтому тот, кто боролся против бойкота общими рассуждениями о необходимости для марксиста использовать представительные учреждения, обнаруживал этим только смешное доктринерство.

Бесспорно, что марксист должен использовать представительные учреждения. Вытекает ли отсюда, что марксист не мо­жет стоять за борьбу не на почве данного учреждения, а про­тив его введения в жизнь? Нет, не вытекает, ибо это общее рассуждение относится только к тем случаям, когда для борьбы против возникновения подобного учреждения нет места.

[pppppp] Октябрьско-декабрьский период был периодом максимальной свободы и самодеятельности масс, максимальной широты и быстроты рабочего движения на почве «междувластья» – когда старая власть была уже обессилена, а новая революционная власть народа (Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов и проч.) еще не достаточно сильна для полной замены старой власти.

[qqqqqq] Отношение марксизма к зигзагообразному пути истории сходно с отношением к компромиссам.

Всякий зигзагообразный поворот истории есть ком­промисс, компромисс между старым, уже недостаточно сильным для полного отрица­ния нового, и между новым, еще недостаточно сильным для полного свержения старо­го.

Марксизм не зарекается от компромиссов, марксизм считает необходимым использование их, но это нисколько не исключает того, что марксизм в качестве живой и дей­ствующей исторической силы со всей энергией борется против компромиссов.

Энгельс выразил чрезвычайно наглядно, ясно и кратко отношение мар­ксизма к компромиссам:

«Не в том дело, чтобы зарекаться от использования компромиссов, на которые осуждают нас обстоятельства. Дело в том, чтобы ясно сознавать истинные революционные цели пролетариата и уметь преследовать их через все и всякие обстоятель­ства, зигзаги и компромиссы».

[rrrrrr] Речь идет об активном бойкоте, т.е. не о простом отстранении от участия в предприятиях старой власти, а о натиске на эту власть. С.-д. говорят об активном бойкоте, решительно противополагая его пассивному бойкоту, даже более того – решительно связывая активный бойкот с воо­руженным восстанием.

[ssssss] Возьмите листок нашего ЦК по поводу этих последних актов. Вы найдете в этом листке прямой призыв к борьбе в той форме, которая возможна по местным условиям (демонстрации, стачки, открытая борьба с вооруженной силой абсолютизма). Это был призыв словесный. Военные восстания ию­ня 1907 года в Киеве и в Черноморском флоте были призывами посредством действия. Ни тот, ни другой призыв не встретил никакого массового отклика.

Если самые яркие и непосредственные проявления реакционного натиска на революцию – разгоны двух Дум и государственный переворот – не вызвали подъема в данное время, то где осно­вания для немедленного повторения призыва в форме провозглашения бойкота? Не яс­но ли, что объективное положение вещей таково, что «провозглашение» рискует ока­заться при этом пустым выкриком?

Вся беда теперь в том, что широкие круги населения в подъем не верят, силы его не видят.

[tttttt] В Московской области, т.е. в самом крупном центре рабочего движе­ния в России, рабочими организациями назначенна крупнейшая стачка. Представители 10000 текстильных рабочих еще в начале 1907 г. обсуждали свое положение и намечали шаги по усилению профессиональных союзов этой отрасли промышленности. Второй раз собрались уже представи­тели 20 000 рабочих и постановили объявить в июле 1907 г. всеобщую забастовку тек­стильных рабочих. Движение это может охватить непосредственно до 400 000 рабочих.

Исходит оно из Москвы и только в Москве массовое рабочее движение может получить всего скорее характер широкого народного движения, имеющего решающее политическое значение. А тек­стильные рабочие из общей рабочей массы представляют из себя элемент наихуже оп­лачиваемый, наименее развитой, слабее всего участвовавший в предыдущих движени­ях, теснее всего связанный с крестьянством. Инициатива таких рабочих может указы­вать на то, что движение будет охватывать несравненно более широкие слои пролета­риата, чем прежде. Связь же стачечного движения с революционным подъемом в массах продемонстриро­вана уже неоднократно в истории русской революции.

[uuuuuu] Что такое черносотенцы, – известно всякому. К ним примыкает, правда, некоторая часть темных, несознательных рабочих, крестьян, городской бедноты, но главную, руководящую их часть составляют помещики-крепостники, для которых сохранение самодержавия – единственное спасение, так как только при помощи самодержавия им можно грабить казну, получая пособия, ссуды, хорошие жалованья, подачки всякого рода; только самодержавие своей полицией и войском дает им возможность держать в рабстве у себя крестьянство, страдающее от безземелья, связанное отработками и неоп­латными долгами.

[vvvvvv] Может ли социал-демократия в этом отношении рассчитывать на содействие конституционно-демократической партии? Конечно, нет.

Кадеты, в настоящее время, вполне уже го­товы на ничем не прикрытый компромисс на таких условиях, при которых от их программных требований (и без того ни куцых) останется ничего, – разве ж они решатся раздражать правительство демократическими запросами?

Все мы помним, во II Думе речи кадетских ораторов, выступавших при запросах, сильно по­бледнели и подчас превращались не то в детский лепет, не то в вежливые и даже почтительные вопросы с полупоклонами.

А теперь, когда «работоспособность» Думы в де­ле сплетения сетей для народа покрепче да понадежнее, так чтобы эти сети преврати­лись в цепи, их высокопревосходительства гг. ми­нистры могут спать спокойно: их редко будут беспокоить с кадетской стороны – еще бы, ведь, надо законодательствовать.

Нечего и говорить о присоединении кадетов к законодательным предложениям социал-демократов: ведь эти законопроекты будут отличаться ярко выраженным агитационным характером, будут выражать во всей полноте последовательно-демократические требования, ну, а это будет возбуждать в кадетской среде, конечно, не меньшее раздражение, чем в октябристской и даже черносотенной.

В деле предъявления запросов и предложения законопроектов социал-демократия может рассчитывать только на содействие групп левее кадетов.

[wwwwww] Речь, разумеется, идет не о каком-либо блоке, а о тех «совместных действиях», которые, «должны исключать всякую возможность каких бы то ни было отступлений от с.-д. программы и тактики, служа лишь целям общего натиска как против реакции, так и против предательской тактики либеральной буржуазии».

 

[xxxxxx] Крестьянство, – которое в других странах, при сколько-нибудь упорядоченном (с точки зрения требований капитализма) земельном строе, является опорой порядка, – в России выступило во время революции с самыми разрушитель­ными требованиями вплоть до конфискаций помещичьих земель и национализации земли.

Эти радикальные и подкрашенные даже идеями мещанского социализма требования вызывались вовсе не «социализмом» мужика, а экономической необходимостью разрубить запутавшийся узел крепостнического землевладения, расчистить дорогу для свободного фермера на свободной от всех средневековых перегородок земле.

[yyyyyy] Даже священники, эти ультрареакционеры, содержимые правительством черносотенные мракобесы, пошли дальше кадетов в своем аграрном проекте. Даже они заговорили о понижении «искусственно повышенных цен» на землю, о прогрессивном налоге на землю с освобождением от всякого налога участков, не превышающих по­требительной нормы.

Почему деревенский священник, этот урядник казенного право­славия, оказался больше на стороне мужика, чем буржуазный либерал? Потому что де­ревенскому священнику приходится жить бок о бок с мужиком, зависеть от него в ты­сяче случаев, даже иногда ( при мелком крестьянском земледелии попов на церковной земле) бывать в шкуре крестьянина. Деревенскому священнику из зубатовской Думы придется вернуться в деревню, а в деревню, как бы ее ни чистили карательные экспедиции и хронические военные постои Столыпина, нельзя вернуться тому, кто встал на сторону помещиков. Таким образом оказывается, что ре­акционнейшему попу труднее, чем просвещенному адвокату и профессору предать мужика помещику.

[zzzzzz] Нас, большевиков, обвиняли в том, что мы черним кадетов, назы­вая их либеральными помещиками. Они хуже на самом деле. Они – либеральные чиновники. Нельзя себе предста­вить большего развращения демократического сознания масс, как это выступление в Гос. думе партии так называемых «демократов» с речами, притупляющими борьбу, с проповедью чиновнической «осторожности», с подлым расхваливанием того ограбле­ния и закабаления крестьян крепостниками, которое зовется «великой реформой» 1861 года!

[aaaaaaa] Коваленко, черносотенец, прямо высказался в Государственной думе 12 января за то, чтобы и в комиссию не вносить проекта кадетов. Но голосовал этот герой, видимо, с октябри­стами: храбр он был только на словах. В своей речи он превосходно иллюстрировал действительное положение дел, сославшись в доказательство необходимости особых полномочий на такой пример: «Назовем, положим, восстание в Москве, посылку карательных отря­дов. Разве было тогда время у правительства соблюдать обычный ход...». Жаль, что социал-демократы не ловят этих искорок правды у черной сотни. Вы правы, коллега депутат, – надо было сказать ему. Тут не до обычного хода. Бросим же лице­мерие и признаем, что мы переживаем не «обычный ход», а гражданскую войну; что правительство не управляет, а воюет, что состояние России есть состояние с трудом сдерживаемого восстания. Это будет правда, а правду полезно почаще напоминать народу!

[bbbbbbb] Мы не должны позволять, чтобы вопрос сравнительно частный – о столкновении старообрядцев с господствующей церковью, о поведении связанных со старообрядцами и зависимых от них в финансовом смысле октябристов («Голос Москвы» издается, как говорят, на средства старообрядцев) – заслонял коренной вопрос об интересах и политике бур­жуазии, как класса.

[ccccccc] И чем грознее бряцают оружием правительства друг против друга, тем беспощаднее давят они антимилитаристское движение у себя в стране.

«Радикально-социалистическое» министерство Клемансо-Бриана насильничает не хуже юнкерски-консервативного министерства Бюлова – распустив «организаци молодежи» во всей Германии, новым законом о союзах и собраниях, воспрещающим присутствие на политических собраниях лиц моложе 20 лет.

[ddddddd] Он осужден на долголетнюю ссылку, причем присяжные-индийцы высказа­лись за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан!

[eeeeeee] Конкуренция капиталистических держав, желающих «урвать кус» и расширить свои владения и свои колонии, боязнь самостоятельного демократического движе­ния среди зависимых или «опекаемых» Европой народов, – вот два двигателя всей ев­ропейской политики.

Младотурков хвалят за умеренность и сдержанность, т.е. хва­лят турецкую революцию за то, что она слаба, за то, что не пробуждает народных ни­зов, не вызывает действительной самостоятельности масс, за то, что она враждебна на­чинающейся пролетарской борьбе в империи оттоманов, – и в то же самое время Тур­цию продолжают грабить по-прежнему – хвалят за то, что можно грабить по-старому – хвалят младотурков и продолжают политику раздела Турции.

[fffffff] Международное революционное движение пролетариата не идет и не может идти равномерно и в одинаковых формах в разных странах. Полное и всестороннее использование всех возможностей на всех поприщах деятельности складывается лишь в итоге классовой борьбы рабочих различных стран. Каждая страна вносит свои ценные, ори­гинальные черты в общий поток, но в каждой отдельной стране движение страдает той или иной односторонностью, теми или иными теоретическими или практическими недостатками отдельных социалистических партий.

[ggggggg] Европейская буржуазия дала возможность ца­ризму отразить революционный натиск. «Теперь, пытаясь превратить временную побе­ду над революцией в окончательную, абсолютизм прибегает к испытанному средству всех поколебленных деспотий – к успехам внешней политики». Все союзы России означают «священный союз буржуазии Западной Европы с русской контрреволюцией, с душителями и палачами русских и польских борцов за свободу; они означают укрепление самой кровавой реакции не только внутри России, но и в интернациональных отношениях. Поэтому элементар­нейшая задача социалистов и пролетариев всех стран состоит в том, чтобы из всех сил препятствовать союзу с контрреволюционной Россией».

[hhhhhhh] Нет ничего реакционнее, чем заботы австрийцев, с одной стороны, русских черносотенцев, с другой, о «братьях-славянах». Эти «заботы» при­крывают самые подлые интриги, какими издавна прославила себя Россия на Балканах. Эти «заботы» всегда сводятся к покушению на действительный демократизм в тех или иных балканских странах. Единственная искренняя «забота» держав по отношению к балканским странам могла бы состоять в одном и только в одном: предоставить их са­мим себе, не портить им жизни иностранным вмешательством, не бросать палок под колеса турецкой революции. Но, конечно, не от буржуазии может ждать ра­бочий класс такой политики!

 

[iiiiiii] Интересной особенностью французов является организация так называемой «солдатской копейки»: каждую неделю рабочий отдает одно су секретарю своего союза; составляющиеся таким образом суммы посылаются солдатам «в напоминание того, что даже в солдатской одежде они принадлежат к эксплуатируемому классу и что ни при каких обстоятельствах они не должны забывать этого».

[jjjjjjj] Патриотическая идея ведет свое происхождение еще от Великой революции XVIII века; она подчинила себе умы социалистов Коммуны, и Бланки, например, несомненный революционер и горячий сторонник социализма, для своей газеты не нашел более подходящего названия, как буржуазный вопль: «Отече­ство в опасности!».

[kkkkkkk] Несмотря на то, что социалистический пролетариат делился на многие секты, Ком­муна явилась блестящим образцом того, как единодушно умеет пролетариат осуществ­лять демократические задачи, которые только провозглашает буржуазия.

Без всякого особого сложного законодательства, просто, на деле захвативший власть пролетариат провел демократизацию общественного строя, отменил бюрократию, осуществил выборность чиновников народом.

[lllllll] До сих пор от большая часть переселенцев шли из малороссийских и среднечерноземных губерний. Это – тот центр России, где всего сильнее остатки крепостничества, где всего ниже заработная плата, где крестьянским массам живется осо­бенно тяжело. Разоренные, обнищавшие, голодные массы этого центра – «сердца» России, метну­лись на переселение (1907-1909 гг.) и дали, наконец, 60% обратных переселенцев, т.е. разорились и озлобились еще больше.

Теперь началась волна переселений из иного района, именно из Поволжья, которое до сих пор давало совсем мало переселенцев.

В чем дело?

В «неурожае», в голоде 1911 года!!... Голодовка охватила и этот район России. Но­вая волна бегства голодных в Сибирь. Мы уже знаем, что Сибирь еще более разорит и озлобит вслед за крестьянами центра России и крестьян Поволжья.

«Новая» аграрная политика, разоряя одну полосу России за другой, крестьян одного района за крестьянами другого, выясняет постепенно перед всеми крестьянами, что не в этом лежит действительное спасение.

[mmmmmmm] Вот картинка лесного хозяйства: переселенцам, которым «привалило неожиданное счастье», разрешили продать лес; 300 десятин вековечного строевого леса они продали по 17 руб. десятина. Десятина вековечного строевого леса, даже и по сибирским ценам, стоит, на худой конец, рублей 200. Еще картинка: переселенцы продают подрядчику Жоголеву 25 000 шпал по 4 коп. за штуку. Он платит за рубку по 5 коп., за вывоз по 25 коп., за доставку пароходом по 10 коп. и получает с казны по 80 коп. за шпалу... Вот вам октябристский капитализм эпохи первоначального накопления, упорно уживаю­щийся с Пуришкевичами и пуришкевичевщиной российской жизни!

[nnnnnnn] Один чиновник пишет: «Большинство участков разбросано в урманных местах, без воды, без посевов, без вы­гона». Другой добавляет: «Ссудное дело совершенно утратило свой характер домообзаводственного значения; размер ссуд сам по себе слишком мал для оказания существен­ной домообзаводственной помощи. Установившийся порядок выдачи ссуд обратил это дело в чистейшую филантропию, обзавестись и прокормиться года два на 150 р. ссуд­ных денег невозможно».

А вот, для примера, описание санитарного положения новоселов в тех же официаль­ных донесениях.

«После тифа, – пишет один чиновник , – не меньшие размеры приняла здесь цинга; почти во всех поселках, во всех избах есть больные этой болезнью или кандидаты к ней. Часто в одной избе лежат больные той и другой болезнью. На участке Окур-Шаском мне пришлось видеть такую картину: хозяин дома лежит в тифе в периоде шелушения, его беременная жена крайне слаба от недостатка питания; сын, мальчик лет 12-ти, с опухшими железами и цингой; сестра жены в цинге, ходить не может, у нее грудной ребенок; ее десятилетний мальчик в цинге, кровоизлияние из носа и слабость в ногах, и только ее муж здоров из всей семьи.

За цингой и тифом следует куриная слепота. Можно встретить поселки, в которых буквально все переселенцы, без исключения, слепы. Группы участков по р. Емне образованы из сплошного урмана, где нет ни пашни, ни сенокосов, и за два-три года новоселы едва могли разработать свои усадьбы и построить жалкие избенки. О своем хлебе не могло быть и речи; питались исключительно ссудой, и когда по­следняя была использована, ощутился страшный недостаток в хлебе; многие буквально голодали. К недостатку хлеба надо прибавить недостаток питьевой воды».








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 620;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.