Демократические задачи революционного пролетариата
Социал-демократия, как сознательная выразительница рабочего движения, ставит себе целью полное избавление всех трудящихся от всякого гнета и эксплуатации.
Достижение этой цели, уничтожение частной собственности на средства производства и создание социалистического общества, требует очень высокого развития производительных сил капитализма и громадной организованности рабочего класса.
Без политической свободы немыслимо ни полное развитие производительных сил в современном буржуазном обществе, ни широкая, открытая и свободная классовая борьба, ни политическое просвещение, воспитание и сплочение масс пролетариата. Вот почему сознательный пролетариат всегда ставит своей задачей решительную борьбу за полную политическую свободу, за демократическую революцию.
Эту задачу ставит себе не один пролетариат. Буржуазии тоже нужна политическая свобода. Образованные представители имущих классов давно выкинули знамя свободы; революционная интеллигенция, происходящая главным образом из этих классов, геройски боролась за свободу.
Но вся буржуазия в целом не способна на решительную борьбу с самодержавием:
она боится потерять в этой борьбе свою собственность, которая привязывает ее к существующему обществу;
она боится слишком революционного выступления рабочих, которые никогда не остановятся на одной демократической революции, а будут стремиться к социалистическому перевороту;
она боится полного разрыва с чиновничеством, с бюрократией, интересы которой связаны с интересами имущих классов тысячами нитей.
Поэтому буржуазная борьба за свободу отличается робостью, непоследовательностью, половинчатостью.
Одна из задач пролетариата – толкать вперед буржуазию, ставить перед всем народом лозунги полного демократического переворота, браться самостоятельно и смело за осуществление этих лозунгов, одним словом, быть авангардом, передовым отрядом в борьбе за свободу всего народа[qqq].
В то время как «демократическая» буржуазия оставляет в тени вопрос о низвержении царского правительства, мы должны выдвигать его на первое место и настаивать на необходимости временного революционного правительства.
Необходимо распространять в рабочем классе убеждение в необходимости временного революционного правительства. Рабочий класс должен сознать эту необходимость. Мало того, мы должны указать программу действий этого правительства, соответствующую объективным условиям и задачам пролетарской демократии.
Русским социал-демократам в целях выполнения этой задачи приходилось, уже не раз, вести войну с непоследовательностью буржуазного либерализма.
Теперь политическая борьба страшно разрослась, революция охватила всю страну, самые умеренные либералы стали «крайними». Такие лозунги, как учредительное собрание, всеобщее, прямое и равное избирательное право с тайной подачей голосов (выставленные давно и раньше всех социал-демократами в их партийной программе) стали общим достоянием, вошли в программу «Союза освобождения», стали лозунгами земцев, повторяются на все лады легальной печатью.
Дикое упорство самодержавия, гражданскаяй война, безвыходность положения, в которое завели Россию монархисты, стали пробивать самые косные головы. Революция стала фактом.
Для признания революции уже не требовалось быть революционером. Самодержавное правительство разлагается у всех на глазах. Как справедливо заметил один либерал в легальной печати, создалось фактическое неповиновение этому правительству.
Либеральные буржуа вынужденны к необходимости признать революцию.
Они делают это не потому, что они революционеры, а несмотря на то, что они не революционеры.
Они делают это по нужде и против воли, со злобой видя успехи революции, обвиняя в революционности самодержавие, которое не хочет сделки, а хочет борьбы не на жизнь, а на смерть. Прирожденные торгаши, они ненавидят борьбу и революцию, но обстоятельства заставляют их встать на почву революции, ибо иной почвы нет под ногами.
Признание революции буржуазией не может быть искренним, независимо от личной добросовестности того или иного идеолога буржуазии. Буржуазия не может не внести с собой своекорыстия и непоследовательности, торгашества и мелких реакционных уловок и на эту высшую стадию движения[rrr].
Буржуазная демократия учится у событий, отбрасывает примитивные лозунги (вроде шиповского: права и властное земство), ковыляет вслед за революцией.
Но она именно ковыляет за революцией; на место старых противоречий между ее словами и делами, между демократизмом в принципе и демократизмом в «реальной политике» нарождаются новые противоречия, ибо рост революции все повышает и повышает требования от демократии. Буржуазная демократия, вынужденно повышая свои лозунги, всегда отстает от событий, всегда тащится в хвосте.
Возьмите этот ставший уже ходячим, общепризнанным лозунг: учредительное собрание на основе всеобщего и т.д. избирательного права.
Достаточен ли он с точки зрения последовательного демократизма?
Достаточен ли он с точки зрения насущных революционных задач переживаемого момента?
На оба эти вопроса нельзя ответить иначе, как отрицательно.
Наша программа тоже ставит во главу угла лозунг всенародного учредительного собрания[sss]. Но этот лозунг стоит у нас в программе не одиноко. Этот лозунг стоит у нас в программе в связи с лозунгами:
1) низвержение царского самодержавия;
2) замена его демократической республикой;
3) обеспеченное демократической конституцией самодержавие народа, т.е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату.
Можно ли сомневаться в том, что признание всех этих лозунгов обязательно для всякого последовательного демократа? Ведь слово «демократ» и по грамматическому смыслу и по политическому значению означает: сторонник самодержавия народа. Смешно, значит, говорить о демократизме и в то же время отрицать хотя бы один из этих лозунгов. Но основное противоречие между стремлением буржуазии отстоять во что бы то ни стало частную собственность и желанием добиться свободы так глубоко, что представители, сторонники либеральной буржуазии неминуемо попадают в смешное положение.
Что такое «всенародное учредительное» собрание?
Это такое собрание, которое, во-первых, действительно выражает волю народа; – для этого нужно всеобщее и т.д. избирательное право и полная гарантия свободы предвыборной агитации[ttt].
Это такое собрание, которое, во-вторых, действительно имеет силу и власть «учредить» государственный порядок, обеспечивающий самодержавие народа.
Ясно, как ясен ясный божий день, что без этих двух условий собрание не может быть ни действительно всенародным, ни действительно учредительным. А между тем наши либеральные буржуа, наши конституционалисты-монархисты (называющие себя для издевки над народом демократами) не хотят реального обеспечения ни одного из этих условий! Они не только ничем не обеспечивают ни полной свободы предвыборной агитации, ни действительного перехода силы и власти в руки учредительного собрания, – они, напротив, обеспечивают невозможность того и другого, ибо они обеспечивают монархию.
Реальная власть и сила остаются в руках Николая Кровавого – это значит, что злейший враг народа, созывая собрание, «обеспечит» всенародный и свободный характер выборов. Не правда ли, как это демократично?
Это значит, что учредительное собрание не будет никогда иметь и не должно (по мысли либеральных буржуа) никогда иметь всей силы и всей власти; оно должно оставаться вовсе без силы и вовсе без власти; оно должно лишь договориться, согласиться, условиться, сторговаться с Николаем II о пожаловании ему, собранию, частички его царской власти!
Вместо освобождения народа они хотят подчинить народ конституционным путем, во-первых, власти царя (монархический принцип) и, во-вторых, власти организованной крупной буржуазии (верхняя палата).
История неопровержимо доказывает, что представительное собрание, пока власть остается в руках монархии, является лишь совещательным собранием, которое не подчиняет волю монарха воле народа, а лишь согласует волю народа с волей монарха, выторговывает новый порядок, но не учреждает его.
История неопровержимо доказывает, что о действительно свободных выборах не может быть и речи без замены борющегося с революцией правительства временным революционным правительством.
Лозунг всенародного учредительного собрания сам по себе, отдельно взятый, есть в настоящее время лозунг монархической буржуазии, лозунг сделки между буржуазией и царским правительством.
Лозунгом революционной борьбы может быть лишь свержение царского правительства и замена его временным революционным правительством, которое должно созвать всенародное учредительное собрание.
Пусть пролетариат России не делает себе иллюзий на этот счет: его обманывают под шумок всеобщего возбуждения посредством употребления его же собственных лозунгов.
Если мы окажемся не в силах противопоставить вооруженной силе правительства силу вооруженного народа, если царское правительство не будет разбито наголову и заменено временным революционным правительством, – тогда всякое представительное собрание, какие бы титулы всенародного и учредительного ему ни давали, окажется на деле собранием представителей крупной буржуазии для сделки с царем о дележе власти между ними.
Чем ближе подходит борьба народа с царем к решительной развязке, чем вероятнее быстрое осуществление требования созыва народных представителей, тем строже должен следить революционный пролетариат за «демократической» буржуазией. Чем скорее мы завоюем свободу, тем скорее превратится этот союзник пролетариата в врага его.
От рабочих требуется удесятеренное внимание и бдительное наблюдение за «демократами». Центр тяжести передвигается теперь с вопроса о созыве всенародного учредительного собрания на вопрос о способах этого созыва.
Мы стоим накануне решительных событий. Не доверяя общедемократическим лозунгам, пролетариат должен противопоставлять им свои собственные пролетарски-демократические лозунги во всей их полноте.
Недостаточно лозунгов революционной борьбы, нужны лозунги руководства и революционной власти.
Правильные тактические лозунги социал-демократии имеют теперь особенно важное значение для руководства массами. Ничего нет более опасного, чем принижение значения принципиально выдержанных тактических лозунгов в революционное время.
Теперь мы должны иначе формулировать ближайшие конкретные задачи революции, то, что было достаточно вчера, недостаточно сегодня.
Теперь наше дело – указать пролетариату и всему народу недостаточность лозунга: революция.
Теперь от передового класса требуется определить точно содержание насущных и неотложных задач этой революции.
Лозунг, единственно способный правильно выразить «решительную победу» революции –
Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства.
Только сила, руководимая этими лозунгами, может обеспечить на деле полную победу революции.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 995;