Психологическая теория права
Данная теория получила свою детальную разработку в XX в. и связана с именами Петражицкого, Росса, Фрейда, Рейснера и др.
Представители данной теории придерживались идеи, что именно психика людей является фактором, определяющим развитие общества, его морали, права, государства.
Наиболее известным сторонником психологической теории являлся Петражицкий. По его мнению, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правами и обязанностями в определенный момент времени. Для их познания необходимы самонаблюдение и внешнее наблюдение чужого психического опыта.
Главное различие между правом и нравственностью Петражицкий видел в различии между императивным характером нравственности и императивно-атрибутивным характером права. Императивность предстает в понимании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности. Атрибутивность понимается как сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права главное сосредоточено в непременном исполнении обязанностей.
В исследовании функций права Петражицкий выделил организационную и дистрибутивную функции. Организационная функция состоит в наделении одних индивидов правом издавать обязательные для других веления и наделении других индивидов обязанностью исполнять эти веления. Дистрибутивная функция заключается в распределении экономических благ, в первую очередь посредством концепции собственности.
Петражицкий распространял действие права на более широкую область, чем это было традиционно принято. Так, он относил к праву спортивные правила, правила гостеприимства и этикета, отношения криминальных групп, возлюбленных и т.д.
Право Петражицкий подразделял на позитивное и интуитивное. Если позитивное право обладает единой структурой правил для больших или меньших человеческих сообществ, игнорирует индивидуальные особенности, то содержание интуитивного права индивидуально, разнообразно.
Положение интуитивного правового сознания является бесконечным по объему и неограниченным по его применению, а позитивные правила поведения ограничены периодом времени с момента опубликования до их отмены, а также местом, к которому они имеют отношение и группой лиц, к которым они обращены. Таким образом, права и обязанности позитивного права, по мысли Петражицкого, являются временными и локальными, а права и обязанности интуитивного права — универсальными.
Петражицкий различал более 15 видов положительного права. Помимо официального права (законодательства) он различал книжное право, право религиозно-авторитетных примеров, договорное право, прецедентное право, право юридических пословиц и поговорок и т.д.
Петражицкий выявил три эволюционные тенденции в развитии права:
1. Ослабление мотивационного давления права в виде санкций и поощрений.
2. Смещение с грубых символов (страх) на более тонкие побудительные мотивы (стимулы прибыли); от эгоистических к смешанным, а затем к альтруистическим мотивам.
3. Постепенное усиление требований права.
Ряд авторов воспринимают теорию Петражицкого как предтечу таких течений, как реализм и бихевиоризм.
Психологическая школа обоснованно обратила внимание на роль правосознания в правовом регулировании.
К слабым сторонам психологической школы относят следующие:
— осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.д.), от которых тоже зависит природа права;
— в связи с тем, что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально-определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 909;