Естественно-правовые доктрины
Зачатки идей естественного права зародились еще в античности. Так, софисты различали природный закон (фюсис) и полисные законы (номос), считая последние несовершенным, искусственным образованием. Римские юристы наряду с «цивильным правом» и «правом народов» выделяли «естественное право». Цицерон считал государство и законодательство формами выражения высшего начала — естественного права.
В средние века естественное право выводилось из божественной воли, считалось вписанным Богом в сердца людей.
В новое время модификацией естественно-правовых концепций стала доктрина «возрожденного естественного права», согласно которой основные права человека естественны, принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы.
Логически завершенную форму естественно-правовая теория получила в XVII—XVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Гроция, Радищева и др.
В качестве основных положений естественно-правовых доктрин можно отметить следующие:
1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права. По своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу.
2. Источник прав человека усматривался не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе.
Различные представители естественно-правовых доктрин видят источник естественного права в общественной воле, разуме человека, морали, мировых ценностях, природных условиях, началах человеческой психики и т.д. Наиболее известными сторонниками естественно-правовых доктрин XIX—XX вв. являются:
Рудольф Штаммлер (доктрина естественного права с изменяющимся содержанием),
Джон Роулз (естественное право как справедливость),
Франсуа Жени (естественное право как объективно данная ценность),
Лон Фуллер (естественное право как разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, как внутреннее моральное ядро закона).
Достоинствами естественно-правовых доктрин являются следующие:
1) В них верно указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума.
2) Провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола. В современном мире естественный характер прав человека закреплен в конституциях многих государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.
В то же время концепции естественного права подвергаются критике по следующим позициям:
1. Провозглашая дуализм права, доктрины естественного права вводят путаницу между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим. Объекту познания — праву — навязывается искусственная двойственность.
2. Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.
3. Естественно-правовые доктрины ведут к историческому детерминизму. Усилия человека оказываются напрасными перед действием естественного права.
4. Недостатком ранних естественно-правовых доктрин считается провозглашение ценностей естественного права абсолютными, универсальными. Это ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 2070;