Восприятие метра

С 4-5 лет ребёнок может научиться воспринимать двух и трёхдольные метры. 2-х-дольный метр ассоциируется с шагом, бегом, 3-х-дольный - с кружащимися вальсообразнымм движениями. Первоначально дети знакомятся с 2-х-дольным метром. Для этого используются самые яркие в жанровом отношении марши. Например, «Пионерский марш» Ю.Евдокимова. Точно так же знакомство с 3-х-дольностью стоит начинать с пьес, в которых наиболее ярко выражены метрические признаки (без использования синкоп, сложных ритмических рисунков), например, «Журавлиный вальс» А.Луппова. В дальнейшем, когда дети освоят 2-х и 3-хдольный метр в их типичных проявлениях, можно постепенно включать и более сложные для восприятия примеры - такие, как пьеса «В родном краю» и «Вальс» Луппова из балета «Прерванный праздник».

Штрихи также воспринимаются через характер движения: non legato - шаг, staccato - прыжки, legato - плавные движения корпуса и рук (шаги с приседаниями и т.д.). Например можно использовать пьесы «Две кукушки», «Шуточная» А.Луппова, «Танец медвежат» Ю.Виноградова, «Горномарийский танец» В.Куприянова. Как показывает практика автора, детская фантазия в упражнениях такого рода - неистощима и порой предлагает самые неожиданные и интересные варианты.

Восприятие музыкальной формы для ребёнка 4-5 лет связано с настроением и музыкальным образом. Законченная небольшая форма (период) ассоциируется у него с одним настроением, одним образом. Поэтому для начального этапа восприятия формы очень удобны небольшие построения - миниатюры или их фрагменты. Например, тема «Вариаций» В.Куприянова, «Мой край» Ю.Евдокимова, «Башкирский плясовой напев» в обработке З.Муштари.

Не полежит сомнению, что музыка является одним из сильнейших средств в воспитании каждого человека, а тем более ребенка. Музыка - явление глубокой духовной культуры. Прикосновение к ней - это прикосновение к живому роднику мудрости, к огромному житейскому эстетическому опыту предков к родной природе, её многообразию. Умение слушать, развивает у детей чувства восприятия красоты, мудрости, доброты.

В данной работе отмечены особенности музыкального воспитания детей 4-х летнего возраста с учетом возрастных особенностей. Рассмотрены задачи нового предмета - сольфоритмика в ДМШ. В этом разделе автор приводит конкретные примеры из собственной педагогической практики. Говоря о восприятии элементов музыкальной выразительности детьми этого возраста, автор опирается на примеры из составленной ею хрестоматии по сольфоритмике на основе музыки композиторов Марий Эл и Поволжья.

Главное - научить детей младшего дошкольного возраста слышать и вникать в основное содержание музыки: идею, чувство, выраженные в произведении; слышать развитие музыкального процесса, слышать, какие в нем происходят изменения.

 

Литература

 

1. Берестова Е. «Сольфеджио» - Красноярск, 2003г.

2. Винокурова С. «Хрестоматия по сольфоритмике на материале музыки марийских композиторов и композиторов Поволжья» - Й-О., 2009г.

3. А. Гогоберидзе, В. Деркунская «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии» - Ростов-на-Дону, 2008 г.

4. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей у детей 3-5 лет» -М., 2004г.

5. Жигалко Е., Казанская Е. «Музыка, фантазия, игра» - С.-П., 2001г.

6. Зимина А. «Большой хоровод» - М., 1993г.

7. Измайлова Е. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх» - М., 1964г.

8. Малахова Л. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» -Ростов-на-Дону, 2008г.

9. Стрижевская М. «Божья коровка» - Киров, 2006г.

10. Цейтлин Б. «По ступенькам музыкальных знаний» - М., 1994г.

11. Чустова Л. «Гимнастика музыкального слуха» - М., 2000г.

12. Яневич С. «Давай поиграем!» - С.-П., 2007г.

 

 

Григорьева В. Н.

МОУ ДОД "Центр детского творчества"

г. Чебоксары

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СТУДИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «НОТКИ»

 

Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю всех. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них.

Распевание длится 5-10 минут, так как пению на уроке вокала выделяется около 30 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест.

В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

- применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения;

- направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.

В вокальной педагогике до сего времени являет­ся спорным вопрос о музыкальном материале, на котором должны строиться упражнения и формироваться навыки.

В певческой практике широкое применение по­лучил музыкальный материал, лишенный образно­го содержания (гаммы, отрезки звукоряда, арпеджио, трезвучия), а также попевки (небольшие, не­сложные песни или отдельные фразы из вокальных произведений).

Существует и такое мнение, что вокально-техни­ческими навыками можно овладеть непосредст­венно на разучиваемом репертуаре, не прибегая к специальным техническим упражнениям.

Используя песню в качестве музыкального материала для уп­ражнений, мы воспитываем слух и голос учащихся на художественно оформленном, осмысленном, об­разном материале. При этом эмоциональные пере­живания, вызываемые конкретным содержанием произведения, ускоряют развитие исполнительских навыков и ставят эти навыки в непосредственную связь с соответствующими конкретными художест­венными задачами. Техническая задача при этом непосредственно связана с передачей художествен­ного образа.

Однако построить систему упражнений только на песенном материале не представляется возмож­ным, ибо песня, хоровое сочинение часто заключа­ют в себе множество художественно-технических трудностей, для преодоления которых учащийся должен иметь известную певческую подготовку, владеть целым комплексом вокально-хоровых на­выков.

Трезвучия и движение по отдель­ным отрезкам звукоряда - наиболее типичные обо­роты, встречающиеся в песнях. Поэтому учащиеся должны уметь правильно и чисто петь мажорный и минорный звукоряды, их отдельные отрезки и сту­пени. Упражнения на этом музыкальном материа­ле, развивая ладовое чувство, способствуют луч­шему усвоению песенного репертуара. Во-вторых, они удобны в вокальном отношении. Боль­шие, скачки, требующие резкой перестройки голо­сового аппарата, трудны для исполнения.

Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, луч­ших песен русских композиторов, из произведе­ний классиков. Попевки, так же как гаммы и тре­звучия, дают возможность выделить определен­ную задачу, поработать над тем или иным техниче­ским приемом в хоре. Кроме того, упражнения-попевки имеют преимущество, в том, что выработка на­выков происходит на художественно-образном, му­зыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.

Н.Добровольская в процессе выработки у школьников вокально-хоровых навыков весь музыкальный материал, ис­пользуемый в качестве упражнений, разделяет на два вида.

1. Специальные упражнения. Они строятся в со­ответствии с уровнем певческого развития детей и степенью их овладения вокально-хоровыми навы­ками по принципу: от простого - к сложному. Си­стема их способствует выработке певческих навы­ков, помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной задаче. Данные уп­ражнения используются также для настройки го­лосового аппарата на каждом занятии хора.

2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные трудно­сти в той или иной песне. В отличие от специальных, упражнения этого вида не могут быть в та­кой же мере систематизированы, однако и они строятся на определенной принципиальной основе. Так, известно, что песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей и степе­ни их владения вокально-техническими навыками. Вместе с тем встречаются песни, в которых имеют­ся отдельные трудности, свойственные лишь данной песне и не преодоленные еще в процессе предвари­тельной работы над усвоением навыков. Освоению и закреплению отдельных сложных элементов пес­ни как раз и способствуют такие упражнения.

Навыки, приобретенные на упражнениях, не связанных с репертуаром хора, но не закрепленные и не используемые полностью в исполняемом репертуаре, превращают технику хорового пения в самоцель.

Иная картина наблюдается в том случае, когда руководитель, предварительно проанализировав партитуру произведения, предполагаемого для разучивания в детском коллективе, выявляет наи­более сложные моменты, намечает план их преодо­ления, выделяет отдельные такты или музыкальные фразы (наиболее трудные) в качестве попевок.

Выработка вокально-хоровых навыков в про­цессе упражнений основывается на следующих методических принципах:

а) установление соответствия между характе­ром, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильно­сти выполнения каждого вокально-технического за­дания в хоре;

б) сознательность в овладении вокально-хоро­выми навыками, то есть осмысление содержания задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения упражнения;

в) объяснения и показ учителя в процессе уп­ражнений, а также демонстрации фотографии и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования с соответствующи­ми пояснениями;

г) связь вокальных упражнений в хоре с музы­кальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений по нотам;

д) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи их разнообразия и методических приемов;

е) сочетание в процессе вокально-хоровых уп­ражнений коллективного пения всем хором с инди­видуальным опросом как отдельных учеников, так и групп учащихся;

ж) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации.

Рекомендуется выписывать упражнения на дос­ке в тональности, удобной в вокальном отношении, с наименьшим количеством знаков альтерации, а затем давать их секвентно, вверх по полутонам, в нескольких тональностях.

Система вокальных упражнений предполагает следующий объем и порядок расположения учеб­ных задач: в начале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого ды­хания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре. Далее вокально-хоровые навыки, достигнутые в унисон­ном пении, закрепляются в пении на два голоса, а впоследствии и на три голоса.

Выработанные вокально-хоровые умения и навыки являются необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влия­ют на качество и выразительность исполнения.

В первом классе применяются распевки:

- упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции;

- упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука;

- упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука.

Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.

Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:

- освоение приёмов цепного пения;

- работа над расширением диапазона.

Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:

- распевание Н.Добровольской;

- фонопедические упражнения В.Емельянова, в которые входят голосовые игры. На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.

Фонопедические упражнения В.Емельянова имеют технологическую направленность и осно­ваны на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив­ности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом, эти упражнения подготовительные и вспомогательные по отношению к во­кальной работе. Фонопедические упражнения стимулиру­ют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигна­лах доречевой коммуникации, так как голосовой аппарат - саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все осталь­ные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия меха­низма саморегуляции.

Упражнения делятся на несколько групп в зависимости от поставленных задач:

- голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип, свист и т.д.;

- управление артикуляционной мускулатурой;

- произвольное управление регистрами;

- выработка певческого вибрато;

- интенсификация и регуляция фонационного выхода;

- формирование механизма прикрытия.

Указанные фонопедические упражнения способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голо­са, полетности звучания, улучшению вибрато, певучести голоса, а также раскрепощенности певческого процесса:

- упражнение для освобождения скованной челюсти;

- упражнение, способствующее расширению диапазона.

Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

Пение является первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Таким образом, чтобы правильно петь, как известно, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Раннее вокально-хоровое воспитание -залог дальнейшего успеха, как в хоровом творчестве, так и в целом, в огромном мире музыки.

 

Земсков К.Е.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

 

Возможности развития музыкальных и творческих способностей детей в условиях реализации комплексной программы «Серебряные струны»

 

Требование гуманизации всех уровней современного образования предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, проявлению его лучших личностных качеств. Дать знание в области музыкального искусства, развить исполнительские навыки и умения - не самоцель дополнительного музыкального образования. Об этом почти полвека назад писал В.А.Сухомлинский: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и красоты души. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего - воспитание Человека». Эти слова могут стать достойным эпиграфом образовательной программы «Серебряные струны», реализуемой на базе разновозрастного объединения Дворца творчества детей и молодежи.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 3 года обучения для детей 10-18 лет. Целью программы является развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе их активного включения в различные виды музыкальной деятельности. Содержание программы включает обучение игре на классической гитаре, синтезаторе, ударных инструментах, занятия по гитарному аккомпанементу, сольному пению и актерскому мастерству. Программа предусматривает коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения с периодической занятостью каждого воспитанника 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа. Источником активности воспитанников становится их художественно - эстетическая деятельность на занятиях, сочетающая в себе эмоциональное восприятие музыки, понимание ее смысла, анализ средств музыкальной выразительности, исполнительская деятельность, собственная интерпретация и эмоциональная оценка музыкальных произведений. Музыкальное воспитание в объединении строится на органичном сочетании нескольких элементов: народная музыка, классика, современная музыка, авторская песня. Кроме того, специфические возможности дополнительного образования, направленность деятельности объединения на музыкальное развитие детей дают возможность принимать детей без специального отбора. Таким образом, обучение в объединении «Серебряные струны» доступно всем детям независимо от их способно­стей.

Новизна и оригинальность программы заключается в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении; в комплексном подходе к обучению детей и в разноплановом подборе репертуара; во включении в него пьес, сочиненных педагогами и воспитанниками объединения; в знакомстве с авторской песней, историей ее развития, творчеством отдельных авторов-исполнителей; в занятиях по изучению классической и современной поэзии, в организации психологического сопровождения образовательного процесса, которое осуществляется через психологические тренинги.

Результатом освоения программы является овладение воспитанниками практическими навыками владения музыкальными инструментами; развитие умений и навыков творческого музицирования; изучение особенностей различных стилей и направлений музыки; формирование элементарных основ вокального исполнительства и актерского мастерства. Кроме того, в процессе прохождения воспитанником программы объединения происходит выявление индивидуальных способностей и развитие певческих навыков воспитанника; развитие поэтического, музыкального и исполнительского мастерства; развитие эмоциональной отзывчивости средствами восприятия музыки; формирование музыкального мышления, воображения, вкуса; расширение музыкального кругозора воспитанника; воспитание художественного вкуса и приобщение к лучшим образцам отечественной культуры и искусства.

 

 

Кузнецова Л. П.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ И РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ В УДОД

 

Сегодня жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, поэтому всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично успешной личности ребёнка.

Во «Дворце творчества детей и молодежи» для занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста характерен игровой метод проведения занятий. Игра придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дошкольники в процессе обучения овладевают не только двигательными навыками и умениями, но и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Этот опыт и умения помогут им в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческой деятельности: обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через движения, через пластику своего тела. Музыка, представляя собой по выражению В.Д. Днепрова «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональный спектр личности: активизирует чувства, эмоции, переживания, создает условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти. Различные по настроению и характеру музыкальные произведения пробуждают и стимулируют фантазию ребенка, помогают в движении, через пластическую выразительность передавать свои впечатления и чувства от восприятия музыки.

На занятиях через игру происходит развитие музыкального кругозора, чувства ритма, музыкального слуха. В танцевальной игре «Угадай-ка» дети учатся различать звуковысотное и темповое восприятие. Используются образы птички, медведя, солнышка и др. Игра «Тик-так» способствует определению сильной и слабой доли, используется музыка польки 2/4, вальса 3/4. В игре «Телефон» дети повторяют ритмический рисунок за педагогом.

Для знакомства с азами танцевального искусства и развития умения работать в коллективе используются коммуникативные танцы. Это несложные пляски, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения дошкольниками. Коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу и производят положительные радостные эмоции. В коммуникативных танцах все - участники и создатели игрового действия, что является весьма существенным, поскольку снимает механизм оценивания и раскрепощает ребенка. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе.

Развивать фантазию и способность к импровизации помогают музыкальные и танцевальные игры, рекомендованные в сборнике И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Музыка и чудеса». Особое внимание авторами уделяется подбору музыкального сопровождения, направленного на развитие музыкально-двигательного воображения. Поэтапная работа включает в себя: этюды, двигательную импровизацию с предметами (перышками, шарфами, лентами, листочками), двигательную импровизацию с речевым сопровождением. Для этюдов используются забавные сказки, истории, которые педагог рассказывает и одновременно показывает в движении детям. Потом дети передают в движении свои фантазии, слушая музыку.

Танцевальная фантазия на музыку Ф.Шопена (Кантабиле) «Два цвета» помогает детям различать музыкальные фразы. Движения выполняются с лентами или шарфами двух цветов. В танцевальной фантазии «Клоуны» на музыку Ж.Оффенбаха («Канкан») дети придумывают клоунские движения. На одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую – с красными. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Особое внимание на занятиях ритмикой уделяется развитию и тренировке психических процессов (эмоциональной сферы), умению выражать свои эмоции в мимике и пантомиме. Нами используются специальные задания, игры, и этюды психогимнастики. Приёмы психогимнастики, рекомендованные М.И.Чистяковой, не только обучают детей выразительным движениям, но и способствуют преодолению барьера в общении, снимают психическое напряжение, создают возможность для самовыражения. Детям младшего дошкольного возраста предлагаются несложные задания (воробушек машет крылышками, зайчик прыгает), происходит простейшая имитация движений. От детей старшего возраста требуется эмоциональная выразительность движений в образах, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество её исполнения. Для развития выразительной мимики детям предлагаются следующие этюды: «Ем лимон», «Пью солёный чай», «Сердитый дедушка», «Обиделись», «Рассердились на драчуна», «Сладкая конфета».

Для развития пантомимики используются упражнения: «Цветок», «Лисичка подслушивает», «Кузнечик», «Кошка выпускает когти». Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. Педагог внимательно следит за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

На занятиях используется наглядный материал, звучит живая музыка, фонограммы. С помощью музыкально-творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.

 

 

Мальцева В.В.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗЦОВОМ АНСАМБЛЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ «ВОТАЛИНКА»

 

Исполнение русской народной песни на сцене – один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Народную песню достаточно трудно донести до современного зрителя в том первозданном виде, как она бытовала во времена наших прародителей. Cценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. Сценическое исполнение является воспроизведением аутентичного фольклора. Народная песня – это такой инструмент, в котором самое главное – душа. Не может народная песня звучать под фонограмму, она должна затрагивать тонкие струны души человеческой. А это возможно только при исполнении песни в живую, где каждый исполнитель привносить в песню свою тембральную окраску. Сегодня пропагандируется по радио и телевидению эстрадная песня. И значит перед руководителями народных коллективов стоит сложная задача воплощения фольклора на сценических площадках. А для этого надо сделать так, чтобы народная песня могла конкурировать, и занять свое заслуженное место.

В ансамбле «Воталинка» при ДТДиМ обучают народному пению детей с младшего школьного возраста. На занятиях дети не только поют, но и танцуют, и играют по желанию на различных инструментах (музыкальных, шумовых, бытовых). Но так как народная песня всегда имеет свой сюжет, то необходима и театральная инсценировка. Все эти действия объединены одним понятием – синкретизм. Сочетание песен, плясок, театрализованных действий дает более полное представление о древних традициях наших предков. Очень важно использование необходимой атрибутики для представления более полной картины. В репертуар ансамбля подбираются оригинальные приближенные к подлинно народным произведения, работа над которыми требует творческого подхода педагогов. Некоторые произведения приходится переделывать с учетом возможности детских голосов: упрощать или усложнять. Но при этом песня не должна потерять свою яркую самобытную форму. Задача педагога - раскрыть содержание каждой выбранной для исполнения песни для понимания времени и условий бытования, а также для передачи исполнителем необходимого художественного образа. Так, перенося народную песню на сцену, необходимо одновременно сохранить черты, присущие данному произведению (музыкальную, текстовую, смысловую основы) и в то же время приблизить его к современному зрителю. Основным ориентиром сценической трактовки народной песни является традиционное искусство, ведь именно в нем заложена специфическая манера народного исполнительства.

Занятия, репетиции, отработка музыкального материала требуют от ребенка максимальной отдачи, желания и стремления. Воспитанник должен понимать, для чего он все это делает. Поэтому одним из основных направлений ансамбля «Воталинка» является концертная деятельность. Сцена – это то, что заставляет человека сконцентрироваться, быть предельно внимательным, развивает самостоятельность, ответственность, потребность находить выход из различных ситуаций. Сцена дает возможность раскрыться талантливому ребенку, почувствовать уверенность в себе, услышать похвалу от слушателей, увидеть свои ошибки и недочеты. Сцена не терпит фальши как музыкальной, так и душевной.

В бытовых условиях молодые люди учились певческому искусству у более опытных мастеров непосредственно в творческом процессе. Современные исполнители перенимают основы вокального мастерства у своих педагогов, которые знакомят их с традиционным музыкальным искусством. От их музыкально-теоретической подготовки, знаний о фольклоре, вокальных установок и художественного вкуса зависит творческое лицо коллектива. Педагог должен обладать профессиональными знаниями и навыками, чтобы помочь ребенку глубже понять народную песню и раскрыть ее поэтическое и музыкальное богатство. Только тогда есть шанс у песни найти дорогу к сердцам слушателей, когда ее исполнение будет правдивым, трогать своей искренностью и неподдельностью, убеждать людей, давать им жизненный стимул.

В работе над сценическим воплощением музыкально-песенного фольклора перед руководителем выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют, во-первых, формирование художественного образа через выявление конфликта, который выражается во взаимоотношениях героев поэтического текста, в их личных переживаниях. Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.

Например, одно из традиционных направлений ансамбля «Воталинка» - Зимние святки. В этом комплексе достаточно большие возможности для музыкальных сценических миниатюр. Сюда входят колядки, святочные песни, корильные величальные, благодарственные, игровые, плясовые, частушки про ряженых. Когда все эти песни собираются в один общий сценарий, в котором сами же поющие являются действующими лицами, тогда у детей складывается понимание всего святочного комплекса в целом. Каждая песня в отдельности не несет всей обрядовой функции, а выполняет только определенную часть ритуала, и имеет свое предназначение.

Большая часть народных песен создавалась именно для календарных праздников, поэтому традиционными праздниками в ансамбле стали: Осенины, Кузьма-Демьян, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Праздник русской березки. Ежегодные отчетные концерты коллектива проходят в форме вечорок, посиделок, народных праздников, обрядовых действий. Для этого педагогами подбирается необходимый материал для написания сценария и готовятся соответствующие произведения.

 

 

Павлова С.П.

ГОУ ДОД РМЭ «Детская школа искусств»

Лицей Бауманский

г. Йошкар-Ола

 

ПРЕДМЕТ «МУЗЫКА»

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Изменения в окружающем мире, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в ее потоке предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам и творческим способностям человека. Решающее значение для адаптации учащихся к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение использовать в практической деятельности. Это связано с формированием научного стиля мышления, который необходим для понимания новых связей между вещами и создания нового в материальной и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством.

Творчество основано на желании создать что-то новое, или модернизировать то, что уже существовало. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к совершенству, к прекрасному. Такое творческое начало воспитывает в человеке искусство. По своей способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, т.к. без творческой фантазии не возможен пргресс ни в одной области человеческой деятельности.

Не всегда родители осознают, что в ребенке надо поддерживать любое стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты его усилий. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых нескладные рифмы не соответствуют ритму и метру; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Однако за всем этим кроются искренние творческие устремления ребенка, в которых скрыты подлинные проявления его чувств и мыслей. Возможно, ребенок не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но в любой профессии самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, которые пробудили фантазию, вызвали стремление создавать что-то новое, свое, лучшее.

Воспитание в человеке творческого начала связано с важной в наших условиях проблемой различия между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Решение этой проблемы связано с вопросом эстетического воспитания. Подлинный творец отличается от ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему положено. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено, к большему он никогда не стремится и не хочет обременять себя этим. Подобное формальное отношение к своему труду является тормозом прогресса, потому что жизнь диктует свои условия: нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед иначе отстанешь. Наличие в человеке творческого отношения к своему труду становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Не существует такой профессии, в которой нельзя было бы проявить творческое начало. Ориентируя учащихся на ту или иную профессию, следует исходить из того, что нет нетворческих профессий, что в любой из них можно открыть новый, хотя бы и маленький мир

Важнейшей задачей эстетического воспитания в школе является развитие у учащихся творческого начала. Эта проблема в детской школе искусств при «Лицее Бауманский» решается путем введения в учебный процесс начальной школы двух программ: первая из них - программа по музыке для общеобразовательной школы «К вершинам музыкального искусства», разработанной кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником института художественного образования Российской академии образования М.С.Красильниковой, вторая программа учителя музыки С.П.Павловой для общеэстетического отделения начальной школы «Коллективное музицирование».

Программа «К вершинам музыкального искусства», опирается на богатейшие традиции отечественной музыкальной педагогики, предполагает переход на качественно новый уровень музыкально-творческого развития школьников. Задача программы – дать детям возможность, постигая шедевры музыкального искусства овладевать высшими художественными ценностями.

Программа опирается на художественно-педагогические взгляды Д.Б. Кабалевского и отвечает требованиям к содержанию и методам музыкального воспитания школьников в современных социокультурных условиях. Новые педагогические технологии, предусмотренные программой, способствуют раскрытию личностного потенциала каждого ребенка. Программа призвана ввести школьников в мир большого искусства, научить любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.

Основными установками программы являются:

- ориентация преподавания музыки на высшие достижения музыкального искусства;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке;

- развитие музыкального мышления на основе принципа симфонизма;

- гармонизация знаний о музыке и знания самой музыки;

- рассмотрение целостного музыкального произведения;

- расширение музыкального творчества школьников до «воссоздания» крупных музыкальных произведений;

- ориентация на музыкально-исполнительскую деятельность школьников;

- привлечение профессиональных музыкантов к совместному с учащимися исполнению произведений.

Основу содержания программы составляют вершинные достижения отечественной и мировой музыкальной классики, которые изучаемые целиком, а не фрагментарно.

Творческое освоение учащимися шедевров музыкального искусства, принципиально новое качество знания и понимания произведений, глубокий интерес к ним, создают предпосылки для модернизации уроков музыки с помощью новых форм внеклассной музыкальной деятельности: конкурса «дирижеров» и эскизной постановки классических опер. Эти формы работы способствуют продвижению учащихся вперед, стимулируют у них стремление к успешности обучения.

Целостное постижение крупных музыкальных произведений в процессе музыкальной деятельности создает условия для активного влияния высокой музыки на духовный мир ребенка, формирования потребности учащихся в самостоятельном общении с классикой вне школы, развития музыкальной культуры подрастающего поколения.

Наша программа по предмету «Коллективное музицирование» рассчитана на обучающихся общеэстетических отделений детских школ искусств с 1 по 4 класс. Цель программы - развитие творческих способностей младших школьников, приобщение их к музыкальному искусству и формирование устойчивого интереса к обучению музыке.

Главной задачей программы является приближение обучения игре на музыкальном инструменте в соответствии с запросам и учащихся и их родителей к современным требованиям. Содержание предмета «Коллективное музицирование» не противоречит задачам общего музыкального воспитания, поскольку в его основе лежит развитие способности к различным видам музицирования, формирование музыкального вкуса и расширение культурного кругозора учащихся. Направленность данной программы определяется задачами общего эстетического воспитания детей. В связи с этим нами предложено четырехлетнее обучение учащихся начальной школы.

Программой предусмотрено приобщение младших школьников к электронному музицированию в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (аранжировка, игра по слуху, в ансамбле, чтение нот с листа), получение базовых знаний по музыке, развитие музыкальных способностей учащихся и их интереса творчеству, формирование эстетического вкуса.

В основе формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности ученика: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод обучения становится в педагогике исскуства единственно возможным методом преподавания. Педагогу по коллективному музицированию необходимо быть теоретиком, историком музыки, учителем сольфеджио и гармонии, а также исполнителем.

Предлагаемая методика обучения обеспечивает разностороннее гармоничное музыкальное развитие ребенка. Единый курс обучения охватывает все направления: исполнительство, изучение теории, творческое музицирование. Учащиеся получают исполнительские навыки: умение выучить и сыграть пьесу, понять ее строение, определить аппликатуру и т.д. Они учатся аккомпанировать, играть в ансамбле, подбирать по слуху.

Предмет «Коллективное музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности. Поэтому разделение содержания урока на теоретический материал, игру на синтезаторе, чтение с листа, ансамблевое музицирование является условным и разработано с целью разработки методических рекомендаций для поэтапного освоения каждого из этих навыков.

Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярен, но и незаменим во многих случаях. Синтезатор - это многофункциональный инструмент, его отличительными особенностями являются:

- наличие готового музыкального материала, который способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию его музыкальных способностей;

- возможность ансамблевого музицирования с использованием тембров оркестровых инструментов;

- обладание различными тембровыми звучаниями, которое помогает воспитывать тембровое мышление, активизирует творческую деятельность учащегося, в основе которой лежат аранжировки несложных произведений;

- использование автоаккомпанемента, которое облегчает тренинговую работу, формирует умение управлять своими действиями упорядоченно во времени.

Таким образом, в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, и т.д.) дети получают возможность выражать в музыке свое эмоциональное настроение, а не выполнять техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления и музыкально-слуховые представления, ребенок внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях. Задача педагога - поддержать и раскрыть эти творческие задатки.

 

Литература

 

1. Дьякова, Л. Музицирование: примерная программа для детских хоровых школ. - М., 2006.

2. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 класс / Д.Б. Кабалевский: М., 1990.

3. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.

 

4. Красильникова, М. С. К вершинам музыкального искусства / М.С. Красильникова // Искусство в школе. - 2002г. - №6.

 








Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 982;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.09 сек.