Сольфеджио.
1. Формирование вокально-певческих навыков. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические, игровые упражнения, приемы звукоподражания;
2. Усвоение теоретических понятий через игру. Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Педагог должен создавать игровые ситуации, которые делают урок ярким и доступным игры-викторины, игры-соревнования, коллективное музицирование.
3. Развитие тембрового слуха через знакомство с музыкальными инструментами.
Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы.
Используются мелодические музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон), шумовые, ударные инструменты (барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, бубны, ложки, трещотки). Также в роли своеобразных ударных инструментов могут выступать и сами дети - они могут придумать множество вариантов хлопков, шлепков, притопов и многое другое. На уроках автора дети проявляли огромный интерес к металлофонам. Вначале она учились играть и петь песенки на 1, 2 и 3 звуках. Педагог рисовала на доске пластинки металлофона и показывала очередность звуков по высоте песенки. Это - первые шаги к различению высоты звука. Потребовалось довольно много времени, чтобы добиться относительно точного ансамблевого исполнения.
Отличительной особенностью для этой возрастной группы является то, что дети не изучают нотной грамоты, а постигают музыку в эмоциональном плане.
Особенности восприятия элементов музыкальной выразительности детьми младшего дошкольного возраста на уроках сольфоритмики.
Восприятие характера звучания. Основополагающим моментом в восприятии музыкального произведения является его характер или образ. Отбирая пьесы для начального этапа обучения, педагог должен стремиться к тому, чтобы они были яркими (в образном плане) и доступными для восприятия детей, поэтому рекомендуются такие программные произведения, в которых музыка наиболее соответствует заявленной программе. Например, пьеса «Цыплята» А.Луппова. Автором данной работы создана хрестоматия по сольфоритмике, основанная на музыке композиторов Марий Эл и Поволжья, которую она использует в своей работе. Приведенные примеры взяты из этой хрестоматии.
Восприятие характера - более сложный этап, так как ребенок не обладает достаточным словарным запасом. Часто младшие дошкольники (и даже более старшие дети) ограничиваются сравнениями «весело-грустно», поэтому педагог может предлагать подходящие характеристики типа «печально», «шутливо», «сердито» и т.п. При восприятии характера музыки рекомендуются вводить различные формы движения под музыку: спонтанные либо заранее оговариваемые (например, «Движемся в характере медленного шага», «Движемся в характере оживленного шага» и т.п.).
С восприятием характера звучания неразрывно связано восприятие регистров. Такой метод в музыкальной педагогике имеет давние традиции и описан многими методистами [4,7,8,12]. Как уже говорилось, чаще всего регистры воспринимаются по ассоциации с животными, сказочными существами. Рекомендуется начинать изучать регистры с верхнего и нижнего, и лишь затем переходить к среднему. Например, пьеса Ю.Евдокимова «Забытый вальс».
Когда дети хорошо различают верхний и нижний регистры, можно дать понятие среднего регистра, например «Марш» Ф. Васильева. Затем (примерно к середине учебного года) можно предлагать примеры на сочетание разных регистров (так, пьеса «Две кукушки» Луппова - две мелодии, одна из них в верхнем, а другая в среднем регистрах).
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 799;