Время в виртуальной экономике
В настоящее время конкурентоспособность продукции, услуг достигается благодаря использованию последних достижений в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Если организация делает ставку на данные преимущества, она становится виртуальной. Ее конкурентные преимущества формируются за счет комбинации многочисленных и разнообразных достижений в технологиях. В целях управления ресурсом времени, создания эффекта опережения виртуальная организация (ВО) всесторонне интегрирует два ресурса – организационный и информационный. Ее сердцевиной является е-система управления, оснащенная ПК, использующая технологии Internet нового поколения, и нацеленная на освоение новой реальности – конкретного потребительского спроса. Проектные идеи, обеспечивая новые формы выхода на рынок, являются центрами притяжения виртуалов, разбросанных по глобальному пространству. Переход к новому проекту означает формальное закрытие виртуальной сети, что является чисто организационной операцией, которая выполняется в центре управления.
Виртуальный центр управления занимается поиском партнеров, подготовкой, заключением договоров, поддержанием оперативных связей, контролем за выполнением обязательств, расчетами, ведением бухгалтерского учета, внешними операциями. Выигрыш обеспечивается за счет качественно новых подходов снижения трансакционных издержек, непрерывного поиска потенциальных партнеров, которые могли бы быть задействованы в виртуальном проекте. Эксперты данной проектной области, обладающие уникальными развивающимися компетенциями, видящими перспективные трассы движения технологий, формируют глобальную виртуальную сеть носителей компетенций, качественно новый интерспецифический ресурс. Когда «матрица» создана, к ней подключают материальный мир. Сама ВО в чистом виде не имеет собственного оборудования, тяжеловесные материальные активы ее не обременяют. Ставка здесь делается на нематериальные активы. ВО не заботит, где взять новое оборудование, как обновить производственные фонды, как решить проблему оптимизации движения оборотных средств.
Мир материальной цепочки добавленной стоимости вторичен. Сливки прибыли собирает его надстроечная основная часть – информационная, организационная с ветвь спирали добавленной стоимости. Данная ветвь организационно оформляется. Чем более развито региональное сообщество (страна), тем большая часть валового регионального продукта (ВНП) создается виртуальным комплексом. Ярким примером виртуализации экономики является Финляндия. Эта страна превратилась в сообщество вируальных проектных групп, обогащающих мировую экономику современными идеями и проектами и организующими множество виртуальных мезо- и макросетей.
Критерии уровня развития, конкурентоспособности теперь становятся иными. Материальные активы, подключенные к виртуальным сетям, приобретают новую стоимость, уровень капитализации компании теперь зависит от ее участия в виртуальных проектах. Изменяются представления о богатстве.
Сеть перестраивает свою элементарную клеточку – предприятие, которое также приобретает свойства виртуальности. Виртуальное предприятие (по В. Мейтусу) – это структура, ориентированная на выпуск продукта и создаваемая лишь на время его изготовления путем объединения производственных возможностей и ресурсов, предоставляемых другими объектами на договорных условиях в заранее определенном объеме и на фиксированное время[29].
Виртуальная сеть мезоэкономического уровня – это сообщество компаний, занимающихся управлением, производством и реализацией продуктов и услуг, которые включают независимые рабочие группы и структуры и используют современные ИТ и системы контрактов. Одним из основных принципов виртуального производства является интеграция производственных процессов с поставщиками, выпускающими взаимозаменяемую продукцию. В сети мезоуровня координация основывается на принципе согласования и гетерархии, чтобы сократить время на коммуникацию и преодолеть недостатки иерархических систем управления. В результате отпадает необходимость в институциональном, привязанном к определенному месту управляющем центре. Нет необходимости и в малоподвижных сбытовых и жестких сервисных системах.
Таким образом, виртуальная организация имеет различный масштаб. Помимо микро-, мезо-, существуют макро-, мегауровни. В виртуальном пространстве переход от одного масштаба к другому происходит незаметно. Виртуальный эффект относительности масштаба объясняется целым рядом феноменологических явлений.
1. Внутреннее строение ВО основывается на интегрированных и локальных информационных системах и телекоммуникациях, непрерывно привносящих внешние потоки фундаментальной информации и технологий. По мере «конденсации» сгустков такой информации и технологий формируются междисциплинарные методологические и прикладные сообщества (структуры), эволюционирующие во временные проектные группы. Инновационная мобильная самоорганизация связана с поддержанием связей с внешней научной и инновационной средой и привнесением лучших ее эталонов и промежуточных продуктов в ВО. ВО сверхоткрыта. Входы и выходы в ВО свободны. Виртуальный поиск нового знания и компетенций делают востребованными новые сегменты рынка труда. Такое оживление потоков нового времени Г. Беккер обозначил как «тоннели времени». Таким образом, кластеры конкурентоспособности в виртуальном экономическом пространстве становятся кластерами временных потоков, тоннелей времени.
2. В виртуальных сетях происходит размывание четких контуров границы современных инновационных фирм. Это отчасти связано с тем, что знание является системой объединенной в сеть информации, а последняя находится в непрерывном движении. Б.З. Мильнер справедливо отмечает: «Новые построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организаций, так что часто трудно определить, где кончается одна организация и начинается другая. Индивидуальные организации работают вместе с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем и порождает уверенность в широких возможностях альянсов партнерских организаций»[30].
3. Формируется новое качество целостности – мезосистемы (экосистемы) как устойчивого, так и проектного, временного характера.
4. Процесс движения фундаментальных технологий в сетевом пространстве знания микро-, мезо-, макро-, мегасистем является субстанцией соответствующих организационных структур, приобретающих виртуальность.
5. Особым объектом управления микро-, мезо-, макро-, мегаэкономики становятся ключевые виртуальные бизнес-процессы. Процессы группируются в два блока: маркетинг, подготовка, планирование производства, финансирование, продажи; создание, контроль, закрытие вертикальной сети. В ходе выпуска изделий е-центр непрерывно исследует тенденции и технологии производства компонентов, предлагаемых виртуальными предприятиями. Это создает необходимость в довольно частом фундаментальном и радикальном перепланировании виртуальных бизнес-процессов.
6. Происходит трансформация внутренней организации экономического пространства четырех масштабов. Так, на региональном (мезомасштаб) уровне на смену интегрированной модели пространства приходит сетевая модель, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию. Это – «сети, привязанные к месту» (networks of place).
7. Конкурентные преимущества теперь формируются в особых точках активной деятельности профессиональных, высококомпетентных сообществ, остро чувствующих будущее время, новые приоритеты. Действие новых виртуальных механизмов (синергетический эффект аттрактора) проявляется в непрерывном преобразовании пространственных многомерных кластеров.
8. Пространственный многомерный кластер оказывает сильное структурное воздействие на внешнюю среду. Формирует «плотное», заполненное пространство, реализуя фрактальный эффект в экономике. В этих условиях сеть приобретает многомерность, основные процессы в экономике приобретают промежуточный характер. Эффект опережения времени тиражируется. Далее конкурентные преимущества рассредоточиваются по сетевому пространству. Вот почему работа с внешней средой любого субъекта экономики приобретает жизненно важный характер. Стратегический менеджмент начинает доминировать в управлении.
9. В системе экономических масштабов особую роль приобретают мезомасштабы. Так, именно сетевые регионы формируют качество макроэкономики, ее конкурентные позиции на глобальном рынке. Сетевые экосистемы оказывают решающее значение и на деятельность отдельной фирмы.
10. Фрактальные эффекты характерны для развития финансовых рынков, что формирует новую субстанцию богатства и денег. Иррациональные сетевые финансовые инструменты теперь доминируют.
11. Глобальные информационные потоки, движущиеся по Internet в пространстве саморазвивающегося знания, самоорганизуются, непрерывно возрождая «порядок из хаоса» (по Пригожину). Вначале большую роль здесь сыграли такие инструменты, как поисковая машина «Яндекс», Google. Затем – Wikipedia[31] – онлайновая энциклопедия с 500 тыс. англоязычных статей, 1 млн. статей на 186 языках. В данной системе существует стихийно сложившаяся иерархия общественных администраторов, следящих за соблюдением определенных правил – нейтралитет оценок, консенсуальность, соблюдение форматов энциклопедичности. Администраторы проекта расширяют свои ряды сами, отбирая новых редакторов-наблюдателей из числа самых активных и ответственных зарегистрированных авторов. Таким образом, совершается уникальная по своим масштабам работа по структурированию знания, самоорганизуется новый способ передачи знания. И главное – в системе Wikipedia совершает движение еще не оформившееся, но имеющее фундаментальную ценность знание.
12. Обмен знанием формирует новое знание, в сопоставлении двух точек зрения рождается истина. Так рождается новая форма информационно-экономического присвоения, позволяющая в ходе информационного обмена преумножать объект присвоения. Сетевое ускоренное движение знаний, технологий в новой экономике оказывает решающее воздействие на уровень капитализации компаний, конкурентоспособность регионов и стран. В микросети компании самоорганизуется многомерный обмен знаниями, промежуточное знание, как элемент неформальных отношений, - это то, что позволяет обновлять интерспецифический ресурс компании. Скрытые формы нематериальных активов компании теперь определяют ее стоимость. Поскольку скопировать их невозможно, фирма приобретает качественно новые конкурентные преимущества, соответствующие организации рынка монополистической конкуренции. В этих условиях быть экономически и информационно прозрачным выгодно. Эвристическая среда инновационной фирмы многомерна, в процессе диффузии базовых инноваций появляется масса «побочных» интеллектуальных продуктов, которые продаются на рынке. Нередко это составляет большую часть дохода компании.
13. Аналогичные процессы происходят в макросетях. Развитие сетевой технологии дает доступ к совместному использованию различных продуктов все большему количеству людей. Сегодня широко распространено «open source» («открытые исходные тексты программ»). Это способ разработки программного обеспечения и ряда информационных продуктов, при котором свой вклад в общее дело вносят тысячи программистов по всему миру. Созданные в результате программы никому не принадлежат, и использовать их могут все. Теории классического рынка затрудняются объяснить, почему столько людей согласно бесплатно работать над «ничейными» проектами. В действительности же разработка открытых программных продуктов повышает авторитет автора среди экспертов, профессионалов данной отрасли знания или проектных сообществ. Приобретается опыт, который полезен на рынке труда, что увеличивает ценность человеческого капитала. К тому же человек получает удовольствие, решая эвристические задачи.
14. Работа над открытыми компьютерными программами предполагала простой обмен информацией через Internet. Данная мегасеть линейно расширяла свои границы. Теперь мегасеть многомерна, имеет внутренние анализаторы и структуризаторы. В мегасети второго поколения совместно используются конкретные технологические ресурсы, например, обработка данных и пропускная способность сети. Сегодня самый мощный суперкомпьютер принадлежит не NEC или IBM, а добровольному проекту SETI@home. Последний объединяет свободные вычислительные мощности примерно 4 миллионов компьютеров. Участники проекта не требуют денег, поскольку затраты на перевод денег стали бы чрезмерно высокими. Так появляются принципиально новые формы нематериальных активов, играющие основополагающую роль в виртуальной экономической организации. Это порождает феномен совместного сетевого использования материальных объектов.
15. Виртуальная организация объединяет ключевые технологии и компетенции для того, чтобы наиболее полно удовлетворить потребительский спрос. Потребности стали более сложными, многообразными и переменчивыми. Последнее является одной из причин непостоянного характера функционирования ВО. С другой стороны, использование современного инновационного потенциала позволяет организовать производство множества продуктов еще неизвестных потребителю. Высокая степень многомерности сетевого пространства создает возможность исключительно быстрого развития новых сегментов рынка. Формирование новых потребностей и потребительских предпочтений теперь нередко происходит в процессе потребления. Новые сектора сетевой экономики создаются двумя способами. Компании в кратчайшие сроки могут сформировать совершенно новые отрасли, как это сделала eBay, открыв миру сетевые аукционы. Другой способ – изменение границ существующей отрасли, когда новое рождается в недрах старого. Компании, работающие в сети, обретают потенциал, позволяющий им создавать новые отрасли и кардинально менять существующие.
16. Это позволяет сформировать особое качество потребительских предпочтений, соответствующих относительности экономических масштабов.
17. Интерспецифический ресурс нового вида способен породить бренд. Бренд приобретает особую стоимость, соответствующую как качеству нематериальных активов, так и способности развернуть «сети, привязанные к месту». По мере раскручивания торговой марки подключаются «иррациональные финансовые» инструменты, оценивающие как динамику кластерной внутренней сетевой организации, так и динамику внешнего сетевого пространства. Другим парадоксом сетевой брендообразующей экономики является «эффект вечности» – эффект смешения времени (прошлое – настоящее – будущее). Качество временного ресурса существенно видоизменяется. Классические ассоциации потребителя о качестве данного товара и услуги развиваются на основе использования как самых современных технологий, так и ноу-хау, долгое время питающих интерспецифический ресурс компании.
18. «В начале было слово» – информационно-энергетический импульс. Далее формируется мир материальных активов и продукта. Информация первична и она совершает свое движение в пространстве знаний (явных и скрытых) и компетенций. Обменные процессы, системы трансферта технологий, информационные коммуникации призваны сплотить знания и компетенции в некий проектный кластер. Виртуальная сеть способна развиваться как пространство развития знания. Ее субъекты являются обучающимися организациями, в системах управления немаловажную роль играет управление знаниями. В знания нельзя бесцеремонно вторгаться, подвергать механическому разрыву, ими можно управлять в соответствии с реальностью, соответствующими целями. Сети мезо- и макроуровня опираются на потоки информации, технологий и компетенций, исходящие из региональных и национальных университетов. Сети микроуровня – на корпорационные университеты.
19. Организационная культура, экономическая психология, доверие, социальный дизайн теперь становятся особым видом ресурса компании. Там где много информации – много психологии. Там, где информационный ресурс приобретает решающее значение и абсолютно доминирует, – психология также становится доминантой. Это позволяет синхронизировать процессы трансформации разных организационных уровней, активизировать трансферт нового знания, технологий через неформальные производственные и организационные отношения. И речь идет не только о внутреннем мире компании, но и о переживаниях потребителя. Не случайно, современное общество уже получило название «общество мечты». Появляется новый объект экономической деятельности – переживания человека, его мечты, грезы. Эпоха романтизма связана с созданием качественно нового имиджа компании, перестройкой работы маркетинговых служб, создающих легенды, мифы, особый психологический дизайн[32].
Виртуальная организация маловероятна в транзитивной экономике. Это связано с тем, что сверхточность и сверхмобильность поставок, быстрая реакция на инновации, непрерывно преображающие конфигурацию сети, возможны только в зрелой рыночной экономике. В этом плане стратегия перехода к рыночной экономике, живущей по законам экономического равновесия, должна учитывать виртуальную реальность внешней среды. Речь идет о следующих явлениях:
1. Развитая рыночная экономика включает в себя системы стабилизаторов, ограничивающих инерцию негативных процессов. Транзитивная экономика внутренне нестабильна.
2. Развитая рыночная экономика использует социальный капитал, в частности, социальный институт доверия, надежности партнерских отношений. Решающая роль в ВО принадлежит ответственности и надежности партнеров. Нарушение условий договора, несвоевременность поставки, разрушают приоритет нематериальных активов. В результате материальные активы используются неэффективно, появляются обременительные затраты на складское хозяйство и т.д.
3. Развитая рыночная экономика непрерывно укрепляет институт доверия, повышая прозрачность и открытость ведения бизнеса. Рыночные субъекты транзитивная экономика, сталкивающиеся с бюрократическим наследием, государственным рэкетом и тенью, закрыты и непрозрачны.
4. Развитая рыночная экономика глобальна, что потребовало создания элементов глобального правового пространства, утвердило приоритет международного права. Это облегчает заключение договоров на участие в виртуальной глобальной сети. В транзитивной экономике правовая основа заключения договоров, согласующих законодательство различных стран, находится в стадии формирования.
5. Развитая рыночная экономика является инновационной по своей природе. Транзитивная экономика, с ее деформацией конкурентных отношений, неразвитостью финансовых рынков, отсутствием инновационной инфраструктуры, в основном, продолжает отторгать инновации.
6. Виртуальная экономика подразумевает высокую степень экономической и социальной свободы, опирается в своем развитии на возросшие индивидуальные права, свободу немедленного доступа к информации. ВО требует нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации. Это невозможно в рамках жесткого иерархического управления, характерного для предприятий переходной экономики.
Тем не менее российские фирмы могут участвовать в зарубежных виртуальных проектах.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 877;