Сознание, время и вечность у Плотина
Единое Плотина и неоплатоников – Абсолют, Бог, но Бог философов и ученых ― превыше всех определений, категорий, понятий; оно превыше бытия, источником которого оно и является, потому что принципиально невыразимо и неописуемо, оно преступает пределы всего. Единое – Абсолют запределен, но все существует лишь благодаря своей причастности к нему. Абсолют самодостаточен и ни в чем не нуждается, в том числе и в себе самом. Абсолют – Единое «в силу переизбытка своей всецелостности как бы переливается через себя и генерирует Иерархию, эманируя следующий принцип – Нус (Ум), в свою очередь эманирующий Психэ (Душу), которая в свою очередь как бы проецирует вложенные в нее Умом идеи вовне, в небытие, которые и есть материя, что и порождает чувственный космос» [6, с. 336].
Плотин обладал способностью к иномирности, которую он называл экстазом*.
В основе плотиновской теории трансперсонального опыта лежит идея цикличности эманации: «Сущее не только исходит из Единого, но и способно возвратиться к нему, проходя те же три ступени, но в обратном порядке» [6, с. 336]. В состоянии экстаза он начинал чувствовать что-то еще кроме своего тела.
«Часто я пробуждаюсь от своего тела к себе самому: я становлюсь недосягаем для внешнего мира, я внутри себя: я вижу красоту, исполненную величия; тогда я верю: я, прежде всего, принадлежу к высшему миру: жизнь, которой я живу в эти моменты, ― лучшая жизнь; я сливаюсь с Божественным, живу в нем; достигнув этого высшего взлета, я останавливаюсь; я возвышаюсь над любой другой духовной реальностью: но после этого отдохновения вБожественном, опускаясь от интуиции до рефлексии и рассуждения, я спрашиваю себя: Как я мог и раньше и вновь пасть так низко, как могла душа моя оказалась внутри тела, если, даже находясь в этом теле, она такова, какой мне предстала» [4, IVI, 7].
Ученик Плотина Порфирий [232–301 гг.] подтверждает эту способность Учителя возноситься в Эмпиреи: «Так божественному этому мужу, столько раз устремлявшемуся мыслью к первому и высшему Богу по той стезе, которую Платон указал нам в «Пире», являлся сам этот Бог, ни облика на вида не имеющий, свыше мысли и всего мысленного возносящийся, тот Бог, к которому и я, Порфирий, единственный раз на шестьдесят восьмом своем году приблизился и воссоединился. Плотин близок был этой цели – ибо сближение и воссоединение с всеобщим Богом есть для нас предельная цель: за время нашей с ним близости он четырежды достигал этой цели, не внешней пользуясь силой, а внутренней и неизреченной» [5, с. 664 – 665].
Е.А. Торчинов указывает на «непосредственную связь между учением неоплатоников о Едином и об экстазе: теория Единого, с одной стороны, как бы задает направление и цель психотехнической практике, а с другой – сама представляет рационализацию в терминах платоновской философии глубинного трансперсонального переживания религиозного опыта, послужившего как бы материей для оформляющего его философского дискурса (подобно тому, как и в религиях чистого опыта психотехника всегда служила поставщиком сырого материала для философствования). Поэтому изучение экстатического опыта неоплатоников и их психотехники (в пределах, освещаемых источниками) исключительно важно для понимания психолого-эмпирической базы их философских построений» [6, с. 337].
Благодаря этой психотехнической практике Плотину удавались, как было сказано выше, выходы за пределы обычных форм сознания и рассуждения. «Плотин передает это внутреннее переживание сообразно с платоновской традицией, ― отмечает плотинист Пьер Адо. – Он находит место для себя самого и того, что он пережил, в иерархии реальностей, которая распространяется от высшего уровня, Бога, до предельного уровня – материи. Согласно этой доктрине, душа находится в промежуточном положении между реальностями ниже ее – материей, жизнью тела, – и теми, какие выше ее чисто интеллектуальной жизнью, свойственной Божественному разуму, и – еще ступень вверх – свободным существованием Единого начала. В соответствии с этим представлением, переживание, описываемое Плотином, заключается в движении вверх, когда душа поднимается до уровня Божественного разума – создателя всего сущего, объемлющего в виде духовного мира все вечные идеи, все неизменные модели, чье отражение находим мы в мире земном» [1, с. 21].
То есть, говоря проще, Плотин выделяет три уровня:
а) высший – на нем происходит отдохновение в божественном;
б) средний уровень – на нем идет рефлексия и рассуждения;
в) уровень – чувственный.
Уровень «а» божественное отдохновение души___________________
Уровень «б» Я ―не―Я___________________________
Уровень «в» материя; инстинкты, жизнь тела_
На высшем уровне «а» «Я» ― не выделяется, не рефлексирует, находится в состоянии божественной простоты.
На уровне «б» «Я» ― начинает сознавать себя как «Я», и вспоминает путешествие на уровень «а»: сознание – это отражение божественной простоты.
Рис. 1
Плотин говорил (учил), что в сознании должно преобладать состояние высокой духовности. Или, если перевести слова Плотина на современный язык, то следует сказать, что сознание – это феноменальное расщепление божественной простоты.
Здесь мы наконец-то подошли к вопросу: как с точки зрения Плотина соотносятся Вечность и Время? При том, что они ведь не коррелируются!
Плотин отвечает на наш вопрос так:
1. В Вечности нет грусти.
2. Время есть ни что иное как наше попадание в течение, в преходящее.
3. Сознание трагично по исходу: сознание обрекает на печаль.
И это сближает Плотина с высказыванием Экклезиаста о времени: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне и время миру» [Еккл. 3, 1-8].
Сознание по Плотину, это форма, в которую время себя разворачивает (или сознание разворачивает время в линию).
Поэтому-то В.В. Налимов, философ и математик, изучая сознание, перешел к изучению времени через измененные состояния сознания: В.В. Налимов пошел по пути Плотина [2; 3]. Светский, атеистический вариант экзистенциальной философии констатирует, что у человека есть априори данное стремление к Абсолюту.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1413;