Упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие излишнего напряжения
Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.
Упражнение «Волна»
а) «Волна» рукой
Исходное положение — стоя, руки свободно свисают вдоль тела. Поднять правую руку до уровня плеча вбок и зафиксировать в этом положении: кисть, локоть и плечо относительно расслаблены и чуть опущены. Перенести внимание на кончики пальцев руки и, начиная движение с первых фаланг пальцев, пытаться «проскользнуть», «поднырнуть» в пространстве, попеременно задействуй все суставы кисти. Сформировавшаяся
волна кистью выталкивает локоть наружу вверх и, продолжая свое развитие, немного приподнимает и подает вперед плечо. | На этом развитие волны заканчивается. Для того чтобы направить «волну» назад, следует выполнить в обратном порядке движения: «отпустить», расслабить плечо, изменение положения которого автоматически вызывает опускание локтя и обратную «волну» в кисти. Рука приходит в первоначальную позицию. То же проделать с другой рукой.
б) «Полная волна»
Для реализации «полной волны» — двумя руками — необ-I ходимо освоить упражнение, называемое «коромысло». Для ртого поочередно поднимается одно плечо при одновременном синхронном опускании другого; движение возникает посредством передачи волнового импульса из одной |; руки в другую. В результате «полная волна» выглядит следу-| ющим образом: одной рукой от кисти до плеча мы пускаем •: «прямую волну», другой, получившей энергию движения от первой, — «обратную». Это можно представить так, как будто по руке катится шарик, то поднимаясь, то опускаясь на сгибах в суставах.
Упражнение «Шаг Чарли Чаплина»
Непревзойденный мастер трюка Чарли Чаплин оставил свой
след и в пантомиме.
Техника исполнения шага предполагает активное включение в работу тазобедренных суставов. Движение начинается с импульса, исходящего от бедра, с перемещением ноги через «волновую» форму в диагональном направлении по отношению к линии шага. При этом корпус остается в одном центральном положении, сбалансированно удерживаемом при перемещении ног.
Упражнение «Шаг 2»
Техника исполнения шага представляет собой попеременную фиксацию стопой точки опоры на носке (подъеме) и пятке. Итак, Вы стоите, например, полностью на правой стопе, с
фиксацией подъема левой. Перенеся центр тяжести на левую ногу, Вы опускаете ее на пятку и одновременно поднимаете правую ногу на подъем. Далее Вы одновременно ставите правую ногу на пятку и поднимаете левую стопу на полупальцы. Теперь вниз опускается левая стопа и параллельно с этим правая, возвращаясь в шестую позицию, выходит на «подъем», на полупальцы. Шаг правой ногой завершен. Шаг левой ногой совершается в том же порядке. Правая стопа опускается на пятку, в то время как левая выходит на подъем. Теперь, при сохранении веса на правой ноге, выносим вперед (вбок, назад) левую ногу на пятку с одновременным переходом правой стопы на подъем. И на третьем этапе возвращаем правую пятку на пол с параллельным перемещением левой ноги в шестую позицию и фиксацией ее на подъеме. Далее прием повторяется в том же порядке.
Упражнение «Голый человек на голой сцене»
Главной целью педагогической деятельности Э. Декру было научить актера передавать свое состояние при использовании минимума театральных средств. «Голый» человек в одной набедренной повязке открыт, уязвим для критики. Внутреннее спокойствие, осознанность тела и открытость к общению со зрителем — залог его успешного выступления.
Реципиенту закрывают лицо и задают ситуативную тему, он пытается одним движением, жестом выразить свое отношение к событию. У каждого человека существуют свои «слабые места». В одной области отношений он чувствует себя уютно, свободно и ответ подыскивает быстро, бессознательно находя оптимальное для данной ситуации движение. При правильном решении движения просты, естественны, самодостаточны. В данном случае можно говорить о том, что индивидуум имеет достаточно знаний, чтобы продуктивно отреагировать на предлагаемую тему. В другой области отношений его действия носят неопределенный, не до конца осознанный характер.
Тестовое задание включает в себя отреагирование через движение на следующие темы: «свобода», «защита», «знакомство», «страх», «Я», «сила».
Упражнение «Подиум»
В процессе выполнения упражнения предлагаются различные способы самовыражения:
пройти естественно, так, как присуще человеку в жизни; представить в движении зрителям изящество и красоту своего тела;
показать стиль, манеру движения, неестественную для данной личности;
продемонстрировать свободу обхождения с вещами, используемыми в качестве костюма и бижутерии и подчеркивающими особенности индивидуальности — прием «возле
зеркала»;
выбрать один из предлагаемых стилей движения («восточный», «испанский», «немецкий», «американский», «русский», «итальянский» и т. д.) и попробовать в нем просуществовать во взаимодействии с партнером.
Упражнение «Броуновское движение» Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники группы становятся в круг и начинают вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе дви-- гаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Доходя до границ круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории. Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно скорость увеличивается и доходит до бега, в работу вовлекаются руки, которые помогают играющим лавировать. На втором этапе занятий участники движутся спиной друг к другу, изредка используя поворот головы для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами. Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди. Движение с зак-
рытыми глазами осуществляется в малых группах по 3—5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение ряда занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано в первую очередь на безопасности движения участников группы.
Упражнение «Неваляшка»
Упражнение, подобное представленному, часто применяется на психотерапевтических тренингах личностного роста (упражнение «Свеча»).
Ниже приведены два варианта упражнения, несколько отличные от «классического», исполнения «Свечи». В «Свече» все выстраиваются по кругу, в то время как ведущий (жестко, на прямых ногах) занимает место в центре. Участники группы толкают его из стороны в сторону.
В «Неваляшке» ведущий стоит не на прямых ногах, а в свободной, раскованной позе, с чуть согнутыми коленями. Во время толкания он свободно «перелетает» из одной стороны в другую. Если в первом варианте тело ведущего жесткое и напряженное, то во втором — легкое и мягкое. В первом варианте участникам круга приходится проделывать тяжелую работу — ловить, поднимать и толкать тяжелое, напряженное тело. Во втором их задача намного проще — следует только подтолкнуть свободно летящего партнера в определенном направлении. В данном подходе мы получаем объективную информацию о степени напряжения тела ведущего, об уровне и характере его страхов, о свободе перемещения его ног, а следовательно, и о степени его доверия к толкающим. С другой стороны, ведущий непосредственно ощущает характер касания со стороны каждого участника группы. Кто-то делает это спокойно и по-доброму, кто-то судорожно и агрессивно. После прохождения всеми членами коллектива испытания «на доверие» мы обсуждаем впечатления о переживаниях как ведущего, так и участников круга. Особое внимание ведущий акцентирует на характере пере-
• движения ног. Ноги жесткие, тяжелые свидетельствуют о на-; пряжении, страхе и недоверии ведущего к своим возможнос-|тям и к окружающим. В процессе выполнения упражнения уда-| ется частично либо полностью снять излишнее телесное напря-I жение, страх падения и контакта.
Упражнение «Полифония»
Один из участников группы, закрыв глаза, садится или ло-I жится в круг. Партнеры поочередно и все вместе, одновременно касаются его тела. Постепенно количество и скорость контактов увеличивается. Упражнение заканчивается поглаживанием.
Участники обсуждают свои ощущения от прикосновений,
эмоции, переживаемые ими во время телесного общения.
Упражнение «Маятник»
В группе из четырех человек один из участников становится спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и голове (в затылочной части) руки так, чтобы водящий мог спокойно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды движения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя коллегам, «падает» на руки, постепенно опускаясь до пола.
Перед выполнением упражнения ведущий обучает участни-• ков принципам и техникам правильной поддержки и контролирует деятельность каждого из участников. В случае если реципиент плохо чувствует контакт с партнерами, не контролирует свои движения и/или излишне нервничает, он не допускается к упражнению.
Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек — «машина», последний — «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потирают бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высушить» — обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.
Упражнение «Аукцион скульптур»
Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль «скульптора», другой — «материала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.
Рефлексия. Ответить на вопросы:
• «Податлив» ли «материал»?
• Каков характер прикосновений скульптора?
• Обратить внимание на субъективность восприятия скульп
тур: какое ощущение рождается от того или иного положе
ния тела?
• Слушается ли нас наше тело?
• Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?
Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники: Учеб.-метод, пособие к урокам актерского мастерства. М.—Л., 1967.
Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М., 1998.
Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: Система К.С.Станиславского в действии. М., 1984.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1853;