КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т. е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).
Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.
Слушание — это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание тре-
определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.
Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.
Активное — вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов. ,
Продуктивные способы активного слушания
• Перефразирование (эхо-техника).
Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...».
Главная цель «эхо-техники» - уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.
• Резюмирование.
Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...».
Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.
Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.
• Развитие идеи.
5* |
Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.
Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.
Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.
Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.
Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.
Пассивное слушание — умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, за-
сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, чело-рек; успокоится, и после с ним можно будет общаться нормаль-до. Главное в этом виде слушания:
. не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более; . не задавать уточняющих вопросов, потому что это только
вызовет ответный взрыв негодования;
• не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» — он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпа-тическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.
Правила эмпатического слушания:
• Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.
• Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику
обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в сво
ем переживании.
• " Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не ин-
терпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме ответной агрессии и защиты.
• В случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается
таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а
ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вов
се не обязательно отвечать развернутыми фразами, доста
точно просто поддерживать партнера междометиями, корот
кими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или по
вторять его последние слова.
• Методика эмпатического слушания применима только в том
случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то пе
реживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопро
сы типа: «А вы не знаете, что означает то-то?» или же про
сто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить
с ним что-либо, применение эмпатического слушания про
сто невозможно.
Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т. е. в «состояние взаимной вражды».
Культура спора обеспечивается соблюдением следующих
педагогических правил (И.И. Рыданова):
. Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
. Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).
. Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
. Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.
Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).
• Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы
предупредить его перерастание в ссору.
• При отстаивании своего мнения использование общепри
нятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вмес
те», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать
ошибки, извиниться за оплошность.
• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая
интересы учащихся, их потребности.
• Терпимость, уступчивость в мелочах.
• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздей
ствий — переключения внимания, шутки.
• Доминирование экспрессии оптимизма.
Показателями низкой культуры диалога с учащимися мож
но считать следующие:
• Ограничение свободы выражения мнений, в особенности
не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить
о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого
нужно хотя бы прилично учиться»).
Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ниче-
го не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).
• Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как
ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с голо
вой выдает незнание материала»).
• Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь,
Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать
таких простых вещей?»).
1 Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»). 1 Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).
Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).
Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).
Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»). Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя .что в голове — две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»). Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).
Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).
Таким образом, ведение коммуникативного диалога с уча-требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.
Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж — это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка — это значит:
• проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и по
мочь ему;
' проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
• признавать за ним право быть непохожим на других;
смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
• учитывать индивидуально-психологические и личностные
особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так...», «Ты как всегда не готов...», «Ты снова начинаешь оправдываться...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, °бидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-выска-зьшания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, бе-3°Ценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая
свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу,
что ты...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь
с тем, что...».
2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чув
ствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорчаюсь...».
3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю
грязь», «Потому что ты нарушил обещание».
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А.Б. Добрович):
• Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а
тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоот
ношениями с окружающими людьми, стройте их на взаи
мопонимании и доверии.
• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на дос
тижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учите
лем, не превращайтесь в чиновника, для которого програм
ма, план урока — главное. Не забывайте, что ребенок, его
интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл
вашей работы.
• Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно
отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его
уникальным, неповторимым. Помните, что каждый чело
век уникален и к каждому необходим свой подход.
• Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сло-
• жившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с
ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других лю
дей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с
ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с
которым общаетесь.
Чаше улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами. . развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1693;