Три уровня человека
В строении человека легко обнаруживается иерархия. В своей основе эта иерархия характеризуется тремя уровнями:
1. Ментальный или духовный
2 Эмоциональный или душевный
1. Физический (включая секс, сон, пищу и пять чувств)
В действительности эти уровни не разделены, а наоборот: между ними имеется полное взаимодействие. Тем не менее, степень здоровья или болезни человека можно оценить путём обследования только всех трёх уровней. Эту критическую оценку должен уметь производить каждый практический врач, потомy что она важна для оценки развития состояния пациента.
Конечно, есть иерархии и внутри этих трёх основных уровней. Эти иерархии показаны на рис.1. В упрощённом одномерном или двумерном представлении ментальный уровень виден как самый центральный, наивысший в иерархии, потому что на этом уровне находятся функции, которые наиболее важны для выражения индивида как человека; физический же уровень, хотя и важен, тем не менее показан в иерархии как самый периферический (наименее важный).
Рис. 2 представляет собой разбиение рис. 1 на отдельные функции. Внутри каждого уровня имеется дальнейшая иерархия индивидуальных функций. Поскольку практика интересует, в первую очередь, болезнь, то показанные на рис. 2 иерархии показывают перечень симптомов, которые являются негативными аспектами соответствующих функций. Точный перечень является пока предварительным: необходимо проделать большую работу, чтобы уточнить наше понимание различных уровней. Тем не менее, это приближение полезно клинически и может быть проверено и уточнено с помощью подробного хронологического сбора анамнеза, всегда сосредоточенного на человеке в целом. В данной главе будет сделана попытка дать умеренно подробное описание этих трёх уровней, а далее в книге будут приведены дополнительные, гораздо более исчерпывающие иллюстрации.
Каждое описание на рисунке следует рассматривать как состоящее из кон крепюю симптома и степени его интенсивности. На схеме последователь ность симптомов приведена в предположении их равной опасности. У отдель но взятого человека, конечно, это не так. Например, раздражительность сте пени (а) менее опасна для жизни пациента, чем депрессия той же степени (а).|
Рис. 1
Рис.2
МЕНТАЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ
Ментальный
Полная спутанность сознания
Деструктивный делирий
Параноидальные идеи
Бред
Летаргия
Тупость
Отсутствие концентрации
Забывчивость
Рассеянность
Эмоциональный
Суицидальная депрессия
Апатия
Печаль
Мука
Фобии
Тревога
Раздражительность
Неудовлетворённость
Физический
Болезни головного мозга
Сердечные заболевания
Эндокринные заболевания
Заболевания печени
Лёгочные заболевания
Заболевания почек
Заболевания костей
Мышечные заболевания
Кожные заболевания
Сильная раздражительность степени (х), конечно, хуже, чем депрессия степени (а). С другой стороны, если пациент переходит из этого состояния в состояние с депрессией интенсивности (х), но раздражительностью, снизившейся до
интенсивности (а), это значит, что здоровье пациента стало развиваться в неблагоприятном направлении.
Сочетая иерархический уровень, на котором находится главное расстройство, с интенсивностью симптомов, можно составить грубое представление о центре тяжести болезни пациента. Когда и уровень, и интенсивность симптомов смещаются по схеме вверх (т.е. ближе к центру истинной сущности человека), вывод о здоровье человека неблагоприятен. Когда этот центр тяжести смещается вниз (т.е. в сторону периферии), это означает прогресс в направлении большего здоровья. Эта идея будет дополнительно проиллюстрирована в следующих главах.
Mентальный уровень
Наивысший и самый важный уровень, через который функционирует человек, - это ментально-духовный уровень. В качестве общего определения этого уровня можно сказать: ментальный уровень человека - это уровень, где регистрируются изменения понимания или сознания. Как говорилось в предыдущей главе, эти изменения инициируются внутренними или внешними раздражителями, но регистрируются на этом уровне бытия. Именно на ментальном уровнe человек думает, критикует, сравнивает, вычисляет, классифицирует, синтезирует, предполагает, наглядно представляет, планирует, описывает, общается и т.д. Расстройства этих функций, в свою очередь, составляют симптомы психического заболевания.
Ментальный уровень - наиболее важный для человека. Именно ментальное и духовное содержание человека является истинной его сутью. Если внутренние средства достижения более высокого сознания расстроены, то утрачена сама центральная идея возможности эволюции. В чём тогда смысл жизни?
Человек может продолжать жить, быть счастливым и творчески служить другим и себе, имея искалеченное тело, лишившись конечностей или даже зрения или слуха. Можно привести много примеров людей, которые были здоровы на этом уровне бытия, несмотря на дефекты на более периферических уровнях. Есть хорошо известные слепые музыканты. Бетховен сочинил некоторые из своих самых глубоких и сильных произведений после того, как потерял слух. Один из самых почитаемых и успешных гениев астрофизики сегодня прикован к креслу-каталке, почти парализован неврологической болезнью, не может ясно произносить слова; однако с момента начала своего недуга он обогатил свою область беспрецедентным количеством прозрений. Такие духовные гиганты, как Рамана Махариши и Рамакришна, болели раком, что не затуманило их духовной реальности и не ослабило их влияния на учеников.
С другой стороны, если имеется расстройство на ментальном пли духовном уровне, под угрозой находится само существование человека. Это видно в таких состояниях, как старость, шизофрения и слабоумие. Хотя физическое тело является средой, через которую в этом материальном виде могут проявляться высшие способности, его поддержание в здоровом состоянии само по себе не может служить конечной целью. Сомнительно, чтобы кто-нибудь заявил, что люди пришли в эту жизнь просто есть, наслаждаться сексом и приобретать деньги и вещи. Даже самые примитивные люди видят более высокую цель в жизни, которая заставляет их ценить верность (являющуюся степенью понимания) и любовь; отнимите их даже у самого примитивного человека, и воля к жизни будет утрачена.
Если бы было возможно иметь абсолютно здоровую психику, мы видели бы людей, постоянно живущих в духовном блаженстве, ежедневно предлагающих выраженные очень ясным образом новые творческие идеи, всегда служащих другим людям. Такие люди постоянно жили бы в ясности света и никогда в спутанности духовной темноты. В диапазоне от этого состояния абсолютного психического здоровья до состояния полной спутанности сознания мы можем различить равномерные градации растущей спутанности на различных подуровнях ментального уровня.
Среди психических функций существует иерархия. В предположении равной интенсивности, можно видеть, что расстройство памяти - не такое серьёзное явление, как равное расстройство способности к концентрации; последнее не так серьёзно, как неспособность к различению, а эта неспособность, в свою очередь, - не такая серьёзная вещь, как расстройство способности думать.
Ясное понимание таких градаций имеет решающее значение для прогнозирования состояния больного. Если пациент после лечения переходит от лёгкой степени спутанности сознания к более высокой, от лёгкого расстройства мышления к более сильному, то здоровье пациента ухудшилось, даже если какой-нибудь конкретный физический симптом исчез. Далеко не просто академическим наблюдением является тот факт, что подавление, которое может возникнуть в результате такого бездумного лечения, может привести к общему
разрушению здоровья человеческой расы в целом. Можно показать, что в древности защитный механизм был способен лучше сдерживать болезнь и заживлять раны, чем сегодня. Сегодня повсеместным явлением стали визиты к врачам в молодом возрасте; следовательно, большая доля нашего населения с молодости подвергается воздействию методов лечения, основанных на подавлении. Вполне может оказаться, что именно это является причиной тревожного роста заболеваемости хроническими болезнями и смертности среди нескольких последних поколений*.
*См. библиографию после введения к настоящей книге.
Даже духовный хаос нашего современного мира вполне может быть результатом этого развития, вызванного непрерывным применением основанных на подавлении методов лечения всё более мощной природы. Джеймс Тайлер Кент, американский врач, в своих «Малых сочинениях»
суммировал эту трагедию так: «Сегодня не дают появиться ни одному кожному высыпанию. Всё, что появляется на коже, быстро подавляют. Если это продолжится долго, человеческая раса исчезнет с лица Земли».
Как же можно ясно распознать степень здоровья или болезни на ментальном уровне при встрече с реальным пациентом? Нужен простой и очевидный способ определения качеств, которые описывают степень психического здоровья человека. Как и на всех уровнях, здоровье не есть просто отсутствие симптомов, связанных с конкретными психическими функциями. Это состояние бытия, которое можно описать как наличие трёх фундаментальных качеств, каждое из которых совершенно необходимо для истинного состояния здоровья.
Если одно из них отсутствует, психика может функционировать вполне хорошо с точки зрения просто функций, но тем не менее, может быть очень больна.
Эти три необходимых качества, которые должны сопровождать различные функции психики, таковы:
1. Ясность
2. Paциональность, связность и логическая последовательность.
3. Творческая служба на пользу других людей, а также на свою собственную пользу.
Должны присутствовать все эти три качества, но третье - самое важное. По- видимому, именно это качество творческого служения меньше всего понято в современной аллопатической медицине, однако отсутствие этого качества постепенно ведёт к наихудшим состояниям безумия, какие можно вообразить. Рассмотрим несколько примеров того, как рассмотрение этих психических качеств может дать практическому врачу точный способ оценки психического
здоровья человека. Во-первых, рассмотрим человека, который совершенно не способен ясно выражать свои мысли. Ему очень трудно находить правильные слова. Его мышление ослабло; мы видим начало расстройства, которое может постепенно привести к состоянию угасания и слабоумия.
У другого человека может быть ясность, но нет связности мышления. Он не может выразить свои мысли логично, и поэтому другие не понимают его. Он утратил способность к абстрактному мышлению, но - что, возможно, ещё важнее-стал импульсивным и иррациональным. Он перескакивает с предмета на предмет и делает это, возможно, блестяще, но так быстро, что озадачивает окружающих. Хорошим примером человека с нарушенным качеством связности является стереотип рассеянного гения. У такого человека имеется глубокое расстройство на ментальном уровне.
То же относится к высококвалифицированному преступнику, который очень умён и планирует кражу или убийство с предельной ясностью и рациональностью мышления. Однако такой человек болен в глубочайших областях своего существа, ибо он преследует эгоистичные цели за счёт других людей. Такая ментальность пронизывает наш современный мир в крайней степени и является коренной причиной проблем конкуренции, насилия, злоупотребления алкоголем и наркотиками, нищеты и войны.
Все мы знаем людей, которые чрезвычайно эгоистичны и нетерпимы ко взглядам других людей. Такой человек считает, что он всегда прав, что никто не знает лучше него; поэтому он не может принять никакие новые идеи, даже если они правильны и полезны. Это ведёт к такому состоянию ума, которое исключает возможность увидеть истину. В таком случае ясность и творческое служение отсутствуют, что мешает полному и правильному использованию умственных способностей. Постепенно у такого человека может развиться состояния бреда, в котором ложное кажется ему истинным. Так очень эгоистичный человек мостит путь состоянию спутанности сознания, которое может, в конечном счёте, перейти в состояние настоящего безумия.
Аналогичный процесс можно наблюдать в человеке, у которого очень развито стяжательство. Такой человек очень верит в материальные ценности; нет ничего важнее имущества, которое он желает приобрести и которым могут быть предметы или люди. Такое собственническое отношение может превратиться в неистовое желание, настолько не соответствующее реальности, что человек может искать удовлетворения любой ценой. Когда желание становится навязчивым, даже эксплуатация других людей или вред другим людям не будут достаточными препятствиями. В этом состоянии человек теряет все идеалистические и этические ценности. Что может быть безумнее, чем причинять боль или даже убивать соплеменников ради достижения некоторой материальной выгоды? Кроме того, это состояние постепенно переходит в сильное ощущение незащищённости у самого человека с собственническими стремлениями. Если этот человек по какой-либо причине теряет своё имущество, шок бывает почти непереносимым. И напротив, человек, который, с точки зрения этого качества, здоровее, в случае потери своего имущества будет страдать лишь временно, а затем будет гармонично двигаться дальше, чтобы начать всё заново.
Как можно видеть на этих примерах, имеется очень тонкая грань между тем, что психиатры считают психическим здоровьем, и тем, что они называют психической болезнью. В какой момент люди из вышеприведённых примеров переходят границу между здоровьем и болезнью? Скорее, есть непрерывная шкала психической деградации, начинающейся с эгоизма и собственнического отношения к жизни и ведущей к состоянию, которое, в конечном счёте, можно ясно определить как безумие.
Наконец, рассмотрим основные источники психического и эмоционального страдания, которые делают возможным возникновение, прежде всего, психосоматического заболевания. Психосоматические взгляды практически стали современным бзиком. Мы, как и все современные врачи, знаем, что тревожные или чувства могут очень глубоко разрушить здоровье человека. Внезапное горе, внезапный страх, внезапная плохая новость могут ввергнуть организм в крайнее страдание, которое может нарушить равновесие организма до конца его жизни. Почему некоторые люди способны в течение краткого времени пережить такой шок, а другие деградируют до хронического и разрушающегося состояния здоровья? Какие качества на ментальном уровне ведут к этому различию в восприимчивости?
Если подумать об источнике психического или эмоционального страдания, постепенно станет ясно, что такое страдание возникает из двух основных источников: рухнувших амбиций и рухнувших привязанностей. Последние, в свою очередь, - это другое название для эгоизма и стяжательства.
Каждый, кто сильно верит во многие эгоистичные амбиции, готовит себя к большому страданию. Как только становится ясно, что чрезмерно раздутая амбиция недосягаема, человек испытывает горе, пропорциональное степени его первоначальной веры в неё. То же относится к человеку, ведомому стяжательством. Степень страдания, возникающего из потери какого-либо имущества, пропорциональна степени привязанности к этому имуществу.
Таким образом, можно сделать вывод, что если человек хочет избежать психического и эмоционального страдания, он должен культивировать в себе бескорыстие, скромность и альтруизм. Это, однако, не значит, что человек должен становиться аскетом и отказываться от удовлетворения необходимых каждому потребностей. Лучшая политика, направленная на достижение максимального здоровья, - это «путь золотой середины» древних греков: не слишком много и не слишком мало. Никакого излишка. Такая умеренность в равной степени применима ко всем трём уровням человеческого бытия.
Эмоциональный уровень
Следующий по важности после ментального уровень человеческого бытия - эмоциональный. Мы включаем в него все степени и оттенки эмоций от самых примитивных до самых возвышенных. Этот уровень бытия функционирует как рецептор защитного механизма, воспринимающий воздействия окружающей среды, а также как механизм выражения возникающих в человеке чувств, действий и эмоциональных расстройств. Вот определение эмоционального уровня бытия: уровень человеческого бытия, который регистрирует изменение эмоционального состояния. Диапазон эмоционального выражения может широко варьировать: любовь - ненависть, радость - печаль, спокойствие - тревога, доверие - гнев, мужество - страх и т.д. Таким образом, именно этот уровень очень близок к сердцевине повседневного бытия каждого человека.
По своему качеству чувства можно определить как положительные и отрицательные. Положительные чувства - те, которые влекут человека к состоянию счастья; отрицательные - те, что влекут человека к состоянию несчастья. Чем больше человек испытывает отрицательных чувств, тем более он нездоров на этом уровне. Измерить степень эмоционального расстройства человека -значит выяснить, насколько он в состоянии бодрствования занят отрицательными чувствами, такими как апатия, раздражительность, тревога, мука, депрессия, суицидальные мысли, ревность, ненависть, зависть и т.д.
Самые здоровые и эмоционально развитые люди испытывают некоторые из наиболее глубоких известных человечеству состояний: мистические переживания, экстаз, чистая любовь, религиозное рвение и широкий диапазон возвышенных чувств, которые трудно описать. Эти состояния доступны в нашу эпоху лишь небольшому числу редких людей. В качестве обобщения, можно сказать, что нарушение равновесия на эмоциональном уровне проявляется как повышенная чувствительность к ощущению нами самих себя как уязвимых существ, отделённых от остального мироздания. Состояния эмоционального расстройства связаны обычно с проблемами личного комфорта, личного выживания и личного выражения. С другой стороны, самые развитые эмоциональные состояния обычно включают ощущение нашего единства со всем мирозданием: любовь, блаженство, преданность и т.д. Таким образом, положительные чувства всегда вызывают у человека ощущение единения с внешним миром; отрицательные же, напротив, обычно вызывают чувство изоляции и отделённости от внешнего мира.
Как мы видели, на ментальном уровне человек может страдать от отрицательных мыслей. Аналогично этому, на эмоциональном уровне человек может испытывать отрицательные чувства, которые порождают внутреннее расстройство и дисгармонию в окружающей среде. Положительные же чувства, напротив,. укрепляют внутреннее эмоциональное состояние и создают положительные условия в окружающей среде, которые способствуют общению с людьми, и тем самым служат сообществу. Когда кто-нибудь выражает доверие другому, сам этот поступок возвышает обоих и создаёт большее психическое равновесие. Напротив, выражение гнева или недоверия создаёт в душе обоих дисгармоничное эмоциональное состояние, и тем самым содействует разрушению сообщесва. Тот, кто живёт с чувством внутреннего покоя, радости, эйфории и т. д., даёт себе и другим наилучшее возможное эмоциональное питание, которое может только повысить уровень эмоционального здоровья. С другой стороны, человек, который непрерывно живёт в тревоге, печали или страхе, даёт ядовитую пищу, которая постепенно ведёт к деградации его здоровья и здоровья другиx людей.
Как и на других двух уровнях, имеется иерархия эмоциональных расстройств, которые можно градуировать по степени, в которой они проникают вглубь человека или остаются на относительной периферии. Сегодняшнее приблизительное представление об этой иерархий показано на рис. 2. Это опять лишь грубое приближение, основанное на прошлом клиническом опыте. Несомненно, оно будет изменено и уточнено внимательными наблюдателями всего мира. На границах эмоционального уровня с ментальным и физическим уровнями имеется определённое «наложение», описанное на рис. 3. Но всё равно внутри самой эмоциональной иерархии мы видим градацию симптомов, которая также полезна при определении того, улучшается или ухудшается состояние данного пациента. Например, если рассматривать все симптомы в эквивалентных степенях интенсивности, то можно видеть, что депрессия серьёзнее ограничивает жизнь пациента, чем тревога, а тревога хуже раздражительности.
Понимание градации симптомов полезно врачу-практику при определении направления, в котором развивается состояние пациента, но нужен простой принцип, с помощью которого можно было бы судить о степени здоровья или болезни человека сразу, во время первого приёма. В наивысшем состоянии эмо-ционального здоровья человек испытывает абсолютное динамическое спокойствие в сочетании с любовью к себе, другим людям и окружающей среде, Это состояние безмятежности, активно связанное с людьми и средой, а не пpoсто отсутствие эмоционального чувства, порождённое в качестве защиты против эмоциональной уязвимости. С другой стороны, человек, находящийся на низшем пределе эмоционального здоровья, страдает от сильной внутренней муки или депрессии такой интенсивности, что полностью утрачивает интерес к жизни, и у него возникает активное желание смерти. Между этими крайностями лежат многообразные вариации и индивидуальные способы выражения.
В современную эпоху одной из больших проблем нашего здоровья стала слабость на эмоциональном уровне. Будь то по причине непонимания законов природы или непрерывного «терапевтического» подавления относительно периферических недомоганий, загоняющего их в сердцевину человеческого бытия, но можно видеть, что многие из проблем сегодняшнего мира возникают из неуравновешенных, направленных в ложном направлении и разрушительных эмоций. Современные проблемы действующего без разбора оружия, хаотического насилия и терроризма в городах, массовых убийств, расового угнетения и жестокого обращения с детьми - всё это примеры неправильного управления эмоциональными состояниями как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Как говорилось выше, человек влияет на окружающую среду и испытывает влияние с её стороны. На эмоциональном уровне одним из сильных воздействий среды является почти полная неспособность наших систем образования дать эмоциональное обучение молодым людям. В результате наша эмоциональная часть получает недостаточно питания и остаётся истощённой, становясь лёгкой жертвой болезнетворных условий. На протяжении всей западной истории, и особенно в сегодняшнюю материалистическую и технологическую эру, образование было сосредоточено почти исключительно на атлетическом (физический уровень) и интеллектуальном (ментальный уровень) обучении. Главными героями молодых людей являются атлетически или интеллектуально yспешные одноклассники. Чувствительные, артистичные, музыкальные или
поэтичные молодые люди редко прославляются или поощряются. В современной жизни главным источником эмоционального обучения является, по-видимому, телевидение, которое вовлекает зрителя в процесс лишь в пассивной роли и подчёркивает преувеличенные или вымышленные точки зрения на жизнь
Образование должно следовать более естественной процедуре, основанной на известных стадиях созревания. Образование должно быть сосредоточено на развитии физического тела в возрасте от 7 до 12 лет, эмоций с 12 до 17 лет и ментального уровня с 17 до 22 лет. Вместо этого наше образование является случайным и хаотическим, им часто в большей степени руководят политические влияния, нежели признание естественных стадий развития учеников. Результатом является неуравновешенность и ослабленность выпускников школ на эмоциональном уровне. Хотя полное изложение рекомендаций по изменению системы образования выходит за рамки данной книги, практическому врачу, тем не менее, важно понимать глубокое влияние, которое неадекватность обучения оказывает на здоровье человека на эмоциональном уровне.
В возрасте с 12 до 17 лет человек переживает естественное пробуждение сексуальныx инстинктов, а также высших эмоциональных чувств - понимания любви, свободы, справедливости и т.д. Поскольку нет никакого запрограммированного обучения, направленного на мобилизацию и развитие этих чувств, они воплощаются в опыт, который сбивает молодых людей с толку, является огорчительным и часто унизительным. Учителя и в равной степени родители клеймят первые попытки выразить эти эмоции и действовать на их основании как «бунтарские», «мечтательные», «чрезмерно идеалистические» или даже «иррациональные». Здоровое эмоциональное выражение принижается и критикуется, в то время как при обучении акцентируется конформизм, «нормальность» и успех в соревновании с другими. В такой ситуации молодые люди обычно направляют все свои эмоциональные переживания в секс и немедленное наслаждение удовольствиями, что, в свою очередь, часто ведёт к действиям, которые называются недозволенными или разлагающими.
В конце концов, молодые люди испытывают очень разочаровывающие переживания, от которых их эмоции затвердевают и иногда полностью отмирают. Tогда потребность в эмоциональном выражении направляется на искажённые цели. На этом пути мы становимся, в конечном счёте, свидетелями появления прожжённого конкурентоспособного бизнесмена, который беспощаден и безразличен к чувствам других людей. Люди с неадекватной эмоциональной подготовкой вступают в брак, к которому они не готовы, и эта ситуация приводит к нашей высокой частоте разводов. Родители, сталкиваясь с неожиданно большой ответственностью, связанной с наличием детей, рассматривают их как предметы или как проекцию своих собственных несостоявшихся жизненных целей. Вследствие этого, мы приходим к обществу, состоящему из людей, не соприкасающихся со своими чувствами и не способных зрело обращаться с ними, когда они прорываются. С эмоциональной точки зрения, можно сказать, что мы имеем сегодня общество людей, мёртвых в 25 лет, хотя живущих до 75.
Образование должно признать необходимость естественным образом возникающих в школьном возрасте идеалистических и эстетических чувств. Когда выражаются любовь, дружба и товарищество, альтруистические чувства и самопожертвование, их следует хвалить, поощрять и придавать им зрелую форму, а не игнорировать или критиковать. Естественные склонности к музыке, поэзии и живописи должны специально вознаграждаться и развиваться под проницательным руководством. Обычной практикой должны быть экскурсии на места, обладающие естественной красотой. Ученикам должны быть доступны даже религиозные и духовные диспуты, а студентам, обнаруживающим такие интересы, должны предлагаться различные методы медитации. В возрасте с 12 до 17 лет обучение должно быть сосредоточено на творчестве, а не на конформизме, эстетических, а не просто интеллектуальных ценностях, и воодушевляющем, а не чисто практическом развитии.
Если обучение будет усовершенствовано таким образом, результатом будут люди зрелые и уравновешенные на эмоциональном уровне, и потому гораздо менее восприимчивые к болезням на этом уровне. Брак и семья стабилизируются и станут приносить удовлетворение, а не вызывать стрессы и болезни. Жизненные стрессы и стрессы, вызываемые окружающей средой, будут тогда не так легко вызывать слабость защитного механизма на эмоциональном уровне, что будет предотвращать современные эпидемии нервозности, неуверенности, насилия, тревоги, страха и депрессии.
Физический уровень
Физический уровень бытия является той частью человеческого организма, которой традиционно занимается медицина. Он глубоко изучался посредством анатомии, физиологии, патологии, биохимии, молекулярной биологии и т.д. Однако имеется уникальный факт, который, по-видимому, не увидели большинство врачей, несмотря на все эти исследования, - тот факт, что в человеческом теле, при всей его сложности, имеется иерархия органов и систем по их важности. Можно только догадываться, почему эта концепция иерархии игнорируется в аллопатической литературе, но главная причина, вероятно, в том, что в аллопатическом подходе к лечению болезни такая концепция не нужна. Тем не менее, для практического врача, рассматривающего пациента как нечто целостное, абсолютно необходимо полностью понимать эту точку зрения. Как всегда, рассматривая градацию систем в физическом теле, мы должны сначала признать предположительный характер точности деталей, пока она не будет подтверждена дальнейшими наблюдениями. Пояснить эту иерархию нам помогут следующие принципы:
1. Если данная система содержит орган, который наиболее важен для поддержания полного ощущения хорошего самочувствия, то эта система должна классифицироваться в соответствии с важностью этого органа для орга-низма в целом.
2. Относительную градуировку важности органа можно измерить по степени вреда организму, который приносит определённая степень повреждения
этого органа. Например, шрам на головном мозге нанесёт больший ущерб, чем такой же шрам на сердце или коже.
Ниже приводится перечень рассматриваемых систем и их органов приблизительно в порядке важности для организма:
1.Нервная система, которая включает головной мозг, спинной мозг, ганглии, нервные сплетения и периферические нервные волокна.
2.Система кровообращения, которая включает сердце, кровеносные сосуды, саму кровь, лимфатические сосуды и лимфу.
3.Эндокринная система, которая включает гипофиз, щитовидную и паращитовидную железы, надпочечник, островки Лангерганса, яичники, яички и шишковидное тело.
4.Пищеварительная система, которая состоит из печени, поджелудочной железы и пищеварительного тракта с его дополнительными железами.
5.Дыхательная система, которая состоит из лёгких, бронхов, трахеи, глотки и носа.
6. Выделительная система, которая состоит из почек, мочеточников, моченого пузыря и мочеиспускательного канала.
7. Репродуктивная система, которая состоит из яичек, семенных пузырьков, пениса, уретры, предстательной железы и бульбоуретральных желез у мужчин и из яичников, фаллопиевых труб, матки, влагалища и вульвы у женщин;
8. Скелетная система, которая включает кости, соединительные ткани и суставы.
9. Мышечная система, которая состоит из поперечно-полосатых и гладких мышц.
В этой классификации мы видим, что первые четыре системы в списке содержат по одному органу, который жизненно важен для поддержания жизни: сначала головной мозг, затем сердце, гипофиз и печень. В этих системах имеется один преобладающий орган, функцию которого не может дублировать никакой равный или похожий орган. Ниже в списке мы видим системы, которые имеют два в равной степени эффективных органа, каждый из которых способен функционировать за оба: два лёгких, две почки и два репродуктивных opгана как у мужчин, так и у женщин. Ещё ниже в иерархии находится скелетная тема, центральной частью которой является позвоночный столб, состоящий из множества позвонков, некоторые из которых можно повредить, не вызвав смерть. То же верно в отношении мышечной системы, занимающей в списке последнее место.
На иерархию физических систем можно посмотреть в другом свете, задав вопрос: «Насколько сильно требуется повредить данный орган или систему, чтобы создать угрозу жизни?» - На мышечном уровне для того, чтобы создать значительную угрозу жизни, потребуется, чтобы системная миопатия затронула почти все мышцы. Позвоночному столбу, чтобы уничтожить жизнь, потребуется нанести несколько меньшие, но всё же весьма обширные повреждения. Поднимаясь вверх по иерархии, мы видим, что для создания угрозы жизни организма требуется всё меньшая и меньшая степень разрушения главного органа каждой системы. В наиболее важных для организма органах для создания очень серьёзных проблем достаточно повредить весьма небольшие области: участок сердца, поражённый ишемией, наносит больше вреда здоровью, чем аналогичный участок в печени или почке, но создаваемая им угроза всё же меньше, чем от аналогичного повреждения в головном мозге.
На основе этих наблюдений можно построить иерархию органов физического тела по их важности для организма:
1 Головной мозг (1)
2 Сердце (1)
3. Гипофиз (1)
4. Печень (1)
5. Легкие (2)
6. Яички и яичники (2)
7. Позвонки (28)
8. Мышцы (много)
Понимание этой иерархии - не просто академическое упражнение, оно позволяет практическому врачу распознать направление развития болезни. Если болезнь развивается вверх по иерархии, - от почек к лёгким, гипофизу, сердцу и, наконец, головному мозгу, -то ясно, что развитие происходит в неблагоприятном направлении. И напротив, если развитие происходит от головного мозга вниз к мышцам, то имеется явное улучшение общего здоровья.
Если современный врач увидит развитие состояния пациента, например, от экземы к бронхиальной астме, то он, вероятно, объяснит это пациенту одним из двух способов: либо скажет, что это естественный ход развития болезни у аллергиков, либо что появление астмы - это неудачный поворот событий, но всё же это случайное второе заболевание, добавившееся к экземе. Если у пациента, страдавшего от ревматоидного артрита, впоследствии произойдёт сердечный приступ, то доктор будет считать оба эти события независимыми и случайными, и будет лечить их по отдельности. Даже хуже: чем глубже поражённый орган, тем вероятнее, что врач даст более токсичное лекарство, чтобы остановить развитие симптомов (если, конечно, такое лекарство было изобретено). Пациенту с ревматоидным артритом, вероятно, дадут аспирин или бутазолидин, а после сердечного приступа он может получить дигиталис, хинидин, пропранолол или антикоагулянты. Врачи-аллопаты считают невозможным, чтобы последовательность всё более серьёзных заболеваний была результатом подавления симптомов менее серьёзных заболеваний. Независимо от того, является ли используемый метод лечения «искусственным» или так называемым «ественным», если после лечения происходит развитие в иерархии в неблагоприятном направлении, следует подозревать, что лечение наносит вред, и его следует либо прервать, либо сменить.
Определение и мера здоровья
До сих пор мы пытались несколько подробнее рассмотреть человеческий организм под влиянием среды и на его трёх уровнях функционирования. Этот подход по необходимости даёт несколько фрагментарную картину человека. На самом деле, конечно, человеческий организм - это полностью интегрированная совокупность, всегда проявляющая врождённый разум в своих направленных на поддержание гомеостаза действиях, сопровождающихся различной степенью успеха. Теперь мы попытаемся свести воедино этот фрагментарный образ и проиллюстрировать на примерах, как практический врач может использовать эти концепции для точной оценки состояния здоровья данного индивида.
Как мы видели, внутри человеческого организма, который стремится поддерживать порядок, имеется иерархическая градация функций и расстройств Эта иерархия не ограничена лишь живыми существами, она характерна для структуры и функционирования самой вселенной. Например, внезапное нарушение законов притяжения и отталкивания или электромагнитных полей вызвало бы в Космосе разрушения, которые невозможно себе представить. Фундаментальное изменение активности Солнца, даже мгновенное, глубоко нарушило бы жизнь на Земле. Даже небольшие изменения температурного диапазона планеты резко меняют равновесие форм жизни. В меньшем масштабе на жизнь влияет сила гравитации Луны, как и влажность, ветер и местные климатические условия. Во всех этих явлениях можно различить иерархию функций и управляющие их взаимодействием законы. Если даже слегка нарушается какой-нибудь центральный процесс фундаментальной важности, влияние на всю систему значительно больше, чем при нарушении в той же степени менее важного процесса. Как мы уже видели, такая иерархия очевидна и в человеческом организме, так что небольшая область повреждения головного мозга оказывает гораздо большее влияние на организм, чем такая же область повреждения на коже.
Идея иерархии - это, фактически, идея единства, из которого было создано всё остальное. Все существа и все уровни связаны этой концепцией во всей вселенной, поэтому её можно считать универсальным законом.
Концепция иерархии приобретает колоссальное практическое значение для практического врача после рассмотрения центра тяжести действия или расстройства в организме. С практической точки зрения, в нашу эпоху можно сказать, что каждый человек (рассматриваемый как единое целое) в любой момент своей жизни в некоторой степени болен. Тяжесть заболевания определяется расстройством в целом, существующим в виде симптомов на всех трёх уровнях. Видимое расстройство на одном уровне, как бы ничтожно оно ни было, одновременно поражает и другие уровни, хотя в большей или меньшей степени. Тем не менее, когда большая часть симптомов относится к одному уровню, мы можем сказать, что центр тяжести расстройства в этот момент находится на этом уровне. Конечно, это очень динамичное состояние, но, как правило,
после тщательного сбора анамнеза, охватывающего все три уровня индивида, клиницист может различить главный центр тяжести расстройства.
Возьмём, например, пациента, главными жалобами которого в физическом теле являются бронхиальная астма и хронический запор. После тщательного сбора анамнеза на всех уровнях становится ясно, что он также весьма раздражителен, испытывает страх темноты, страх болезни и тревогу за своё будущее. После дальнейших расспросов он признаёт, что в течение некоторого времени у него была снижена способность к концентрации. В этот момент, определяемый интенсивностью главной жалобы, клиницист понимает, что центр тяжести симптомов находится на физическом уровне.
Практический врач назначает курс лечения (будь то аллопатическое лекарство, психотерапия или натуропатическое лечение), а при повторном визите пациента обнаруживает, что астма и запор уменьшились до удовлетворительного уровня, в то время как симптомы раздражительности и тревоги усилились. Пациент жалуется на печаль, а его психическое состояние показывает дальнейшее снижение способности к концентрации; его способность выполнять творческую работу для самого себя или для других в заметной степени уменьшилась. Ортодоксальный аллопатический доктор, сосредоточенный, в силу своего обучения, на физическом уровне, будет, вероятно, удовлетворён результатами, поскольку астма и запор ослабли, а затем направит пациента к психиатру для решения «новых» психологических проблем. Однако практический врач, понимающий принцип целостности пациента, сразу увидит, что центр тяжести расстройства переместился с физического на эмоциональный уровень, указывая тем самым на общее ухудшение здоровья, несмотря на тот факт, что первоначальные физические жалобы уменьшились на 90%.
Во время реального излечения последовательность будет, вероятно, прямо противоположной. Сначала физические симптомы могут остаться неизменными, возможно, слегка усилятся, в то время как способность к концентрации повысится, а эмоциональные симптомы ослабнут. Это будет означать, что центр тяжести постепенно опускается в иерархии, и в некоторой степени сосредоточивается на физическом уровне. Мудрый клиницист просто ничего не будет делать в этот момент, и в последующие визиты будет видно, как все симптомы, включая физические, постепенно исчезнут. Таким образом, понимание иерархии симптомов и наблюдение за смещением центра тяжести составляют весьма практичный метод оценки развития, основанный, к тому же, на реальной работе защитного механизма организма.
На протяжении всего изложения до настоящего момента мы упоминали два заслуживающих рассмотрения фактора: положение симптомов в иерархии и их интенсивность. Например, у двух пациентов может быть спектр симптомов, идентичный спектру симптомов вышеописанного пациента, одинаковое, положение центра тяжести, но один может испытывать лишь лёгкое расстройство здоровья, в то время как второй может быть сильно покалечен болезнью. Такое различие обусловлено различием в интенсивности симптомов. По этой причине нам нужен прибор для простого измерения как общей степени здоровья человека, так и меры интенсивности отдельных симптомов. Такая мера вытекает из фундаментального определения здоровья.
На основании всего сказанного легко дать определение здоровью человека. Исчерпывающее определение должно соответствовать человеку в целом как духовному существу. На протяжении всей своей жизни люди освобождаются от рабства, которое боль создаёт в теле, страсти создают в эмоциях, а эгоизм создаёт в духе. Понимающий миссию целителя клиницист должен пытаться направить пациента к большей свободе от этих трёх ограничений.
Каждая боль, каждый дискомфорт, каждая слабость, возникающая в теле, неизбежно ограничивают любую существовавшую до появления симптомов свободу. Следовательно, состояние болезни есть рабство тела. Почти каждый, однако, хотя бы на краткое мгновение жизни испытывал полную свободу от функции тела, когда ни один орган не ограничен и нет чувства отрицательного знания о существовании тела. Таким образом, состояние физического здоровья можно определить так: здоровье физического тела есть свобода от боли, достигнутое состояние хорошего самочувствия.
Пока человек безмятежен и спокоен на эмоциональном или психическом уровне, он может без ограничений заниматься творческой работой как для себя, так и для других. С того момента как появляется и овладевает человеком страсть, возникают тревога, гнев, мука, страх, фанатизм и т.д. Такая страсть обычно порабощает эмоциональную часть человека, и это мешает свободному функционированию в других сферах. Это верно даже для идеалистических страстей, которые приближаются по интенсивности к фанатизму, ибо любая чрезмерная страсть стремится поработить, любая страсть мешает человеку быть хозяином самого себя. Таким образом, мы можем определить состояние здоровья на эмоциональном уровне так: здоровье на эмоциональном уровне есть живое состояние свободы от страсти, имеющее своим результатом динамическую безмятежность.Относительно этого определения следует совершенно ясно сказать,что акцент делается на динамике. Это не просто состояние отсутствия чувства, возникающее вследствие интеллектуальной дисциплины, предназначенной для сдерживания эмоций; скорее, это состояние способности свободно чувствовать полный диапазон человеческих эмоций без порабощения ими время от времени.
Аналогичным образом, когда возникают эгоистические тенденции и стяжательские желания, человек испытывает состояние боли. Эгоистичный человек - это человек, который болен в самом глубоком слое бытия пропорционально интенсивности своего эгоизма. Все мы знаем очень эгоистичных людей, которых легко задевают события, идущие вразрез с их желаниями. В той степени, в которой человеком управляют эгоистическая амбиция и стяжательство, он приближается к состоянию психического заболевания, которое может кончиться полной спутанностью сознания. Отсюда определение: здоровье на ментальном уровне есть свобода от эгоизма, достигнутое состояние полного единения человека с божественным началом или истиной; состояние, в котором действия человека посвящены творческому служению.
Итак, суммируем определение общего здоровья человека следующим образом: здоровье есть свобода от боли в физическом теле, достигнутое состояние хорошего самочувствия; свобода от страсти на эмоциональном уровне, имеющая своим результатом динамическое состояние безмятежности и покоя; и свобода от эгоизма в ментальной сфере, имеющая своим результатом полное единение с Истиной.
В этот момент естественно возникает вопрос: как мы измеряем сравнительную степень здоровья данного человека в данный момент? Какой параметр определяет, например, в лучшем ли состоянии здоровья находится человек с ревматоидным артритом, по сравнению с другим, страдающим депрессией?
Параметр, позволяющий осуществить такое измерение здоровья, есть творческая деятельность.Под творческой деятельностью я имею в виду все те действия и функции, которые приближают самого человека и других людей к их главной цели в жизни, - непрерывному и безусловному счастью.Насколько человек ограничен в возможности заниматься творческой деятельностью, настолько он болен. Если пациент с ревматоидным артритом разрушен до такой степени, что его болезнь мешает ему быть творческой личностью больше, чем пациенту с депрессией, то пациент с ревматоидным артритом болен серьёзнее, чем пациент, находящийся в депрессии, хотя центр тяжести находится более низком иерархическом уровне.
Помня идею творческой деятельности, можно всегда определить степень здоровья или болезни человека в данный момент.
Краткое содержание главы 2
Краткое содержание раздела «Ментальный уровень»
1. Ментальный уровень бытия является самым важным для существования человека и имеет внутри себя очень полезную для оценки развития состояния пациента иерархию.
2. Функции здорового сознания следует характеризовать с точки зрения следующих трёх качеств: ясности, связности и творческой деятельности. Человек болен на соответствующем уровне в той степени, в которой какое-либо одно из этих качеств или все они снижены или отсутствуют.
3. Спутанность, отсутствие цельности и рассеянность составляют качества совершенно больного сознания.
4. Главные факторы, расстраивающие психику, - это практика эгоизма и стяжательства. Свобода от эгоизма и стяжательства естественным образом ведёт к здоровому состоянию сознания.
Краткое содержание раздела «Эмоциональный уровень»
1. Эмоциональный уровень человека является следующим по важности после ментального. Этот уровень болен в той степени, в какой человек остаётся внутри себя, захвачен отрицательными чувствами и выражает отрицательные чувства, такие как зависть, ревность, мука, фанатизм, печаль. Если человек может освободиться от таких «страстей», то он может быть здоров на этом уровне.
2. На этом уровне возникают столь обычные в наше время тревога, мука, раздражительность, страхи, фобии и депрессия. Наша образовательная и политическая системы никогда не развивают систематически эмоциональный уровень, который обычно слаб, получает недостаточно питания, и потому уязвим.
3. Внутри этого уровня имеется иерархия симптомов, которая полезна как мера прогресса во время лечения.
Краткое содержание раздела «Физический уровень»
1. Физическое тело и его органы составляют наименее важный уровень человека. Тело имеет также иерархию важности своих органов и функций.
Инфаркт головного мозга важнее инфаркта сердца, а последний, в свою очередь, важнее тромбоза артерии в ноге.
2.Организм всегда старается удерживать расстройства вдали от важных
органов.
3. Расстройство, которое во время лечения переходит с менее важных органов на более важные, указывает на общее ухудшение здоровья. Противоположное направление развития указывает на прогресс к лучшему состоянию здоровья.
Аннотированная библиография к главе 2
1.Janssens, Paul A., Paleopathology (London: John Baker, 1970), p. 150. «Реакции на болезнь остаются неизменными со времён, когда появились позвоночные. Это полностью противоречит мнению Маккаллума, что спонтанные защитные реакции человека развивались и усовершенствовались веками. Это не так: человек, возможно, умел защищать себя от болезни внешними средствами в большей степени, чем внутренними или посредством иммунитета. Последний определённо существовал в прошлые времена и был тогда, возможно, даже эффективнее: чем примитивнее существо, тем эффективнее, по-видимому, его защитные и восстановительные механизмы».
2.Lilienfeld and Gifford, eds., Chronic Disease and Public Health (Baltimore: Johns Hokins Press, 1966). Цитируется великолепное выполненное в Балтиморе исследование, показывающее процент людей с одним или несколькими хроническими заболеваниями на разных возрастных уровнях. Доля «существенных хронических заболеваний» прямо росла с возрастом от 17,4% в группе моложе 15 лет до 85,2% в группе 65 лет и старше.
3.Hinkle and Wolfe, "The Nature of Man's Adaptation to His Total Environment, and tin Relation of This to Illness," Archives of Internal Medicine 99:442 (1957). Великолепный обзор трех крупных исследований распространённости симптомов хронических болезней в группах населения, которые не выбирались по жалобам, с акцентом на психосоматических корреляциях. Всего было охвачено 4500 человек.
Выводы:
1) Члены однородных в прочих отношениях популяций различаются восприимчивостью к болезни.
2) Те, кто обладает высокой восприимчивостью, восприимчивы к болезням всех типов. Поражение затрагивает больше органов, происходит больше несчастных случаев, возникает больше расстройств настроения, мысли и поведения.
3) Болезни не распределены в течение жизни случайным образом, а сосредоточены кластерами в периодах продолжительностью несколько лет.
4) Кластеры возникают в такие периоды времени, когда человек чувствует затруднения с адаптацией к среде. Это очень прямая корреляция.
5) Восприимчивость связана как с различиями в способности к адаптации, так и с реальными ситуациями среды.
6) Форма восприимчивости имеет мало общего с социальной средой, но она влияет на время появления кластеров и их развитие.
4. Simeons, A.T.W., Man's Presumptuous Brain (London: Longmans, Green, I960), Великолепное описание психосоматических типов личности.
5. Hinkle and Wolfe, "The Nature of Man's Adaptation." Хорошее описание конкретньх состояний личности, коррелирующих с конкретными физическими симптомами, на основе испытаний посредством гипнотической индукции желаемого отношения и последующего наблюдения физиологических изменений.
6. Eastwood, M., The Relation Between Physical and Mental Illness (Toronto: Univ. оf Toronto Press, 1975). Один из самых тщательных обзоров литературы по всей области психосоматической медицины; исчерпывающие цитаты из исследований на стр. 15-2-1
7. Hinkle and Wolfe, "The Nature of Man's Adaptation." Болезни возникают на протяжении жизни не случайным образом, а в конкретные кластерные моменты, определяемые личным отношением и влиянием среды, особенно социальньми влияниями.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 5172;