Садово-парковое искусство в России XVIII – XIX вв.
- активное включение России в общеевропейский процесс развития культуры. Проникновение художественных идей Запада.
- Петербург – первый в мире город с регулярным планом, с принципиально новой эстетикой обширных городских открытых пространств. Новые идеи «французского» регулярного парка органично переплетались с уже существовавшими традициями городского и усадебного строительства.
- феномен русской усадьбы получил мощный импульс для дальнейшего развития.
- формирование нового типа городской усадьбы.
- от 17 века русская барочная усадьба унаследовала активное включение церкви в структуру ансамбля. Утвердился обычай иметь из окон дворца или господского дома вид на широкую гладь озера (Кусково, Останкино), или на далекие перспективы речных долин (Архангельское).
Петербург.
- Строительство многочисленных городских усадеб в Петербурге. Усадьба князя Юсупова на Фонтанке.
- Образцовые проекты Леблона и Трезини. Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, находился парадный двор – курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки. Такакя планировочная структура, ведущая свое начало от ландшафтных ансамблей Возрождения и барокко, прочно вошла в русский обиход, приобретя особый колорит. Усадебный дом, службы, сад и окружающий пейзаж позднее постепенно стали составлять в России органичный целостный ансамбль.Городские усадьбы Петербурга начала и середины 18 века варьировали идеи Леблона и Трезини, интерпретировавших барочные сады Европы.
- создание публичных садов. Проект планировки Васильевского острова – показаны три обширных сада с «французской» планировкой, с каналами, бассейнами и фонтанами. Один из них был осуществлен – у здания 12 коллегий в 1725 г. Летний сад – в основе сохранил барочный план и значительное число статуй. Сад впоследствии стал ядром большого зеленого массива в центре Петербурга.
- Загородные резиденции царей и высшей знати. Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Общее – террасное построение, наличие «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов, наличие морских каналов, вдоль главных композиционных осей от моря к дворцам. Нижние сады выходили к берегу залива. Композиции по образцу работ Ленотра, Лево, мастеров итальянского Возрождения. Своеобразие в – природном окружении, близости моря, особенности строительных материалов, русских традициях в элементах декора.
Стрельна – однозначно барочная, регулярная композиция. Петергоф – первоначальное ядро – барочное (Верхний и Нижний парки с фонтанами), впоследствии окружено пятью ландшафтными парками. Ораниенбаум – барочные сады плохо сохранились.Царское село – органичное переплетение всех стилей и направлений 18, 19, 20 вв.
Москва.
- Аннегофский ансамбль на Яузе, включивший отдельные сооружения садов Петровского, Головинского и Лефортовского дворцов. Сад – с подчеркнуто геометрическим планом, площадью около 250 на, остался только в проекте на плане Мичурина 1739 г.
- 1720-е гг. – регулярный сад усадьбы Кусково (Ф. Аргунов, А. Миронов).
- 1760-е гг. – первый барочный сад Архангельского с партером.
- 1790-е гг. сад Останкинского дворца получил регулярный симметричный план
- эпоха классицизма, смена эстетических идей. На еще незаконченные дворцово-парковые ансамбли петровского и елизаветинского времени накладывались новые фрагменты екатерининского классицизма.
- формирование принципиально новых типов открытых пространств в городах.
- реализованные в Петербурге и его окрестностях новые идеи садово-паркового искусства распространились по всей территории России.
Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 1797;