Пути формирования ландшафтной архитектуры в конце XIX – первой половине XX веков
Перелом в развитии ландшафтной архитектуры связан, прежде всего, с именем Фредерика Лоу Олмстеда, выдающейся фигурой США второй половины XIX в. Он прославился, как основоположник ландшафтной архитектуры в современном понимании этого слова. Проект Центрального парка в Нью-Йорке. Идея проекта: сохранения куска нетронутой природы в центре урбанизированного района.
Идея целенаправленной демонстрации наиболее живописных мест «дикой» природы, организация путей этого показа и регулирования движения туристов легли в основу создания первых в США природных заповедников — национальных парков в долине Йосемити и в «Роще больших деревьев «Марипоза» (не путать с национальным парком «Секвойя»!) в Калифорнии
В 1916 г. была организована специальная Служба национальных парков США, проектирование по ее заказам стало новой сферой деятельности ландшафтных архитекторов.
Современная система национальных парков США принадлежит к числу наиболее развитых в мире. В нее входят объекты трех основных категорий — природные, исторические и рекреационные. Национальные парки США отличаются образцовой организацией. Передвижение по ним жестко регламентировано. Для отдыха и осмотра достопримечательностей оборудованы специальные площадки.
Новые парки были разнообразны по своему облику, по своей стилистической характеристике и но своему назначению. Исчезает четкое деление садов на «итальянские», «французские» и «английские». Создатели новых садов все шире и шире используют весь арсенал средств, накопленный за долгие века развития садово-паркового искусства.
Середина века знаменовалась появлением новых типов специализированных озелененных пространств. Еще на рубеже XIX в. в Париже и в Лондоне (на территории Риджент парка) строились первые зоопарки, организованные на научной основе.
В начале ХХ века возникла осознанная необходимость в целенаправленной подготовке специалистов, и в 1901 г. в Гарвардском университете в США открылась первая школа ландшафтных архитекторов.
В 1898 г. в Англии Э. Ховард издал книгу «Город-сад будущего», в которой вы двинул идею: крупные города должны были быть окружены зе леным поясом сельскохозяйственных угодий.
Наиболее полно идея города-сада воплотилась в планировке столицы Австралии Канберры, архитектор В. Гриффин, 1920 г. Канберра была задумана, как административный центр страны, без промышленности, олицетворяющий идею «экологически чистого (по современной терминологии) города.
Первая половина XX в. характеризуется особенно интенсивными поисками новых подходов к архитектуре, градостроительству и ландшафтной архитектуре. Впрочем, в это время, вплоть до Второй мировой войны, ландшафтная архитектура была еще областью деятельности энтузиастов, не заслужившей пока полного общественного признания. Тем не менее, объективно она входила неотъемлемой частью в теорию и практику градостроительства. Показательно, что в 20-е и 30-е гг. в принципиально новых проектах городов проблемы ландшафтной архитектуры занимали весьма существенное место. Во множестве проектных предложений того времени достаточно ясно прослеживаются три принципиальных подхода к формированию городского плана, и в каждом из них ландшафтные структуры составляют неотъемлемую часть.
Центрическая схема хорошо представлена в плане «Большая Москва», сделанном С. Шестаковым в 1921 — 1925 гг. Кольцо зелени вокруг города и зеленые клинья, предусмотренные планом, дали схематическую идею будущих лесопарковых поясов, водно-зеленых диаметров и радиальных связей центра с периферией . Другой пример локализированной схемы зеленых структур дали линейные города, известные по многочисленным предложениям 20-х — начала 30-х гг. Одной из наиболее ярких схем явилось предложение Милютина, согласно которому город должен представлять собой три тянущиеся параллельно зоны: жилой застройки, промышленности и разделяющей их зелени. Наиболее вариантной была третья, дисперсная система, в которой жилая застройка размещалась в зеленых массивах. Ле Корбюзье прекрасно разработал эту урбанистическую схему в своем предложении «Зеленою города» 1930 г. воплотившемся впоследствии в ряде конкретных градостроительных предложений.
Первую половину XX в. можно, пожалуй, назвать временем количественного развития ландшафтной архитектуры. Именно в это время в сферу ее деятельности включаются все новые и новые типы открытых пространств. Вслед за городскими садами и выставочными территориями ландшафтные архитекторы начинают проектировать спортивные парки, дорого и транспортные сооружения, осваивают крыши зданий и интерьеры, начинают рекультивацию искалеченных людьми территорий.
Новый важный период в развитии ландшафтной архитектуры начался после Второй мировой войны. Он был связан, прежде всего, с резко возросшим уровнем опасности воздействия человека на природную среду. Первым сигналом стали взрывы американских атомных бомб в японских городах Хиросиме и Нагасаки. Интенсивная и бездумная техническая деятельность человека начала наносить природе ущерб, последствия которого мы до сих пор не можем представить себе в полной мере. Быстрыми темпами идет исчезновение крупнейших на Земле тропических лесов и наступление песчаных пустынь. Засоряется мировой океан, меняется состав и структура земной атмосферы. Деградация природной среды начала с новой интенсивностью
развиваться и в странах бывшего СССР. Волга превращена в цепь застойных озер, исчезает Аральское море, растут пустыни Средней Азии, началось загрязнение Байкала. Особенно остро деградация среды проявляется в городах-гигантах, где быстро растет отравление воздуха, воды и почвы отработанными газами автомобилей и отходами промышленности. В этих условиях возрастает роль ландшафтной архитектуры. Она решительно выходит за рамки паркостроения и решения других локальных задач и начинает принимать все более широкое участие в активном воздействии
на формирование самых различных видов природной среды.
Национальный парк Йосемити (Калифорния, США)
Центральный парк (Нью-Йорк)
Библиографический список:
1. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры— М.: 1993.
2. Вергунов А.П., Горохов В Л. Русские сады и парки. — М.: 1988.
3.Горохов В А., Лунц А.В. Парки мира. — М.: 1985.
4. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура, изд. 2-е. — М.: 1979.
5. Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. — Л.: 1980.
6. Курбатов В.Я. Сады и парки. — Петроград: 1916.
7. О.Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г
Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 4722;