Пожилые люди и старики.
Родившийся ребенок первоначально находился на попечении матери. Когда он начинал сидеть, его приучали к жесткой пище. Дети считались принадлежавшими всему роду. Специально занимине присматривали, однако рядом всегда находился кто-то из взрослых. Дети пользовались большой свободой и самостоятельно-стью, наказания почти не применялись, их учили выносливости, элементарным приемам труда. Им предоставляли возможность на собственном опыте убедиться в правоте взрослых, познакомиться со всеми сторонами их общественной деятельности. Подготовка к жизни в первобытном обществе не отделялась от участия в ней. В процессе совместного труда со взрослыми дети приобретали необходимые умения и навыки. Совместный труд со стороны взрослых носил характер научения, со стороны детей имело место подражание поведению взрослых в труде, быту.
Постепенное накопление приемов и средств физической, трудовой и нравственной подготовки подрастающего поколения приводит к ее качественным изменениям в условиях позднепер-вобытной общины.
• В 8-5 тысячелетиях до н.э. у первобытных людей появляются новые формы деятельности. Наряду с собирательством, охотой они начинают заниматься земледелием и животноводством, т.е. растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. Создание пищевых запасов позволяет значительно увеличить продолжительность жизни, повышается рождаемость в общине. Групповая форма брака сменяется парным браком. С возникновением семьи закладываются основы домашне-семейной формы воспитания. В младенчестве воспитанием ребенка занималась в основном мать. Зачастую наряду с ней нянчат и кормят ребенка другие женщины рода. Важным обрядом считалось наречение ребенка, проводимое до 3—4 лет. Обычно ребенок получал имя деда — таким образом предок как бы возрождался в потомках. В период с 3-4 до 6—7 лет к воспитанию ребенка подключаются другие родственники. В мате-ринско-родовых общинах особую роль играл дядя — брат матери (т.н.авункулат — воспитание у дяди по материнской линии — обычай сохранился до формирования классового общества).^ детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задиристость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности.
Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения--инициациями, которые были особо сложными у мальчиков. Во время таких испытаний проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить боль, лишения, проявлять выносливость.
Подготовка к инициациям осуществлялась поэтапно и раздельно для мальчиков и девочек. Инициируемые изолировались в специальные места — «дома юношей», «дома молодежи», где старшие знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине. Каждый род имел свою программу обучения, включавшую знания и умения, необходимые для будущего охотника, земледельца, воина. Данная программа предусматривала определенную физическую, трудовую, социально-нравственную подготовку. Обучение зачастую сопровождалось ритуалами, служившими знаками причастности к классу взрослых (татуировка, обрезание и т.п.). Инициации завершались общим праздником — возвращением посвященных в общину. Система инициации привела к тому, что в родовых общинах воспитание дифференцируется, вьвделяется группа лиц, которая непосредственно занимается воспитанием подрастающего поколения.
• С развитием производительных сил, расширением трудового опыта воспитание усложняется, приобретает планомерный и многосторонний характер. Дело воспитания родовая община поручает наиболее опытным людям, появляются зачатки военного воспитания (стрельба из лука, верховая езда, владение копьем и др.). Осуществление воспитания особыми людьми, расширение и усложнение его содержания — все это свидетельствовало о том, что в условиях родового общества воспитание выделяется в особую форму общественной деятельности.
• С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступает разложение первобытного общества. От родовой общины функции воспитания детей переходят к семье.
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 1385;