Наука и философия. Наука и искусство.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.
Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.
Наука и философия. Основные вопросы: 1)является ли философия наукой; 2)каково соотн-е фил-и и науки.
Вопрос о научном статусе фил-ии не решен.
Аргументы ЗА научность:
1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф существует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества.
Аргументы ПРОТИВ научности Ф:
Философия не м.б. сведена к науке. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность).
В истории есть 4 вида отношений Ф и Н:
1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук».
1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику). 5) истины Ф производны от первопринципов мышления, а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения. Итогом было оформление идеи, что Ф и Н 2 разных сферы культуры.
2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О.Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, исследуя историю науки.
3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.
4. Диалектический подход: Ф и Н - это друзья-враги. Отношение Ф и Н диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т.к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.
Взаимосвязь. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного.
Наука и искусство:
Отличия науки от искусства
Наука:
1.Копирует реальность 2. Объективность знания. 3. Ориентация на закономерное. 4. Универсальный хар-р научного знания. 5.Оперирует понятиями и категориями. 6. Эмоциональная нейтральность. 7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие 8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание»
Искусство:
Конструирует реальность. Ориентация на уникальное. Национально-обусловленный способ видения мира. Оперирует образами. Эмоциональность, вершина – чувство. Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла
Взаимодействие науки и искусства.
Влияние искусства на науку (Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью»): 1-искусство способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия. 3-способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные. 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка)., в- роль формирователя эстетического критерия истины.
2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, и т.п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.
Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания в художественных образах. А наука отображает мир в понятиях, законах и теориях.
Наука и обыденное знание
Проблема демаркации отделить научные знания от метафизических, ненаучных и псевдонаучных знаний.
Опыт повседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.
Наука и обыденное познание.
Важнейшие особенности этого типа познания:
1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки. 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-не систематизированость знания. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование
Сравнение:
Наука и обыденное познание пользуются различными средствами. Обыденное знание и познание является базой и исходным пунктом становления науки.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 2935;