Стороны
1.Орально- Рождение- Базальное доверие - Надежда
сенсорная 1 год базальное недоверие
2.Мышечно- 1 - 3 года Автономия - стыд Сила анальная и сомнение воли
3.Локомоторно- 3-6 лет Инициативность- Цель
генитальноевина
4.Латентная 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
5.Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность-
ролевое смешение Верность
6.Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность-изоляция Любовь
7.Средняя зрелость 26-64 лет Продуктивность-застой Забота
8.Поздняя зрелость 65 лет-смерть Эго интеграция-отчаяние Мудрость
Развитие личности у Эриксона осуществляется на протяжении всей жизни. Обществу и самим людям придаётся равное значение в формировании личности на протяжении всей жизни. Центральное значение Эриксон придавал подростковому возрасту, считая его главным в формировании психологического и социального благополучия человека. Оптимизм вызывает то, что каждая стадия имеет свои сильные и слабые стороны. Неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на поражение в следующей стадии. Эриксон описывает человека постоянно эволюционирущим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой стадии.
Не останавливаясь подробно на анализе каждой стадии развития личности, следует отметить, что Эриксон особенно важное значение придавал подростковому периоду. Это наиболее разработанная часть его теории, которой посвящены современные исследования американских психологов, изучающих предпосылки и последствия формирования идентичности у подростков.
Эго-идентичность-самоопределение, тождественность самому себе.
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается важным периодом в психосоциальном развитиии человека. ( От 12-13 до 19-20 лет). Наблюдая за жизнью американских подростков, Эриксон отмечал, что в этом возрастном периоде подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Задача состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, спортсмены, музыканты и т.д.) и интегрировать эти многочисленные требования о себе в личностную идентичность. «Чувство эго-идентичности-как писал Эриксон, представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими».
В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. Поэтому размывание идеалов является следствием того, что ребёнок не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Подросток, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, а также не может принять решение, которое ведёт к более широкому взгляду на жизнь.
Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.
Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако, помимо этого, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, чрезмерная идентификация подростков с популярными кинозвёздами, рок-музыкантами или представителями контркультуры (революционные лидеры, бритоголовые) подавляет личность, ограничивая идентичность. Как фактор, мешающий формированию чувства идентичности, Эриксон рассматривает уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения в обществе. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным потоком, способствуют возникновению чувства неопределённости, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных ценностей, которые подростки усвоили ещё в детстве. Некоторые проявления этой неудовлетворённости общепринятыми социальными ценностями находят своё выражение в пропасти между поколениями (коррумпированность политических лидеров). Социальный протест молодёжи Эриксон объясняет её попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения.
Неспособность подростков достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфического для данного возраста конфликта, испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и никчемности. Ощущая свою неприспособленность, подростки обращаются к «негативной» идентичности-противоположной той, что предлагают им родители и сверстники. Но неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростков на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон оптимистично подчёркивает возможность на последующих стадиях найти решение старых проблем.
Почти во всех странах разрешены и законодательно закреплены определённые отсрочки в принятии подростками ролей взрослых. Для обозначения интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввёл термин психосоциальный мораторий. Этот мораторий институализирован в форме системы высшего образования, что даёт возможность молодым людям попробовать определённое количество различных социальных и профессиональных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Многие в этот период обращаются к различным религиям и сектам, бродяжничают, пробуют альтернативные формы брака до того, как найдут своё место в обществе.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из этого жизненного кризиса - верность. Этот термин Эриксон использует в значении способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей. В случае положительного разрешения кризиса этого жизненного этапа развития личности, молодые люди могут ответить на вопросы: «Кто Я?», «Куда Я иду», «Кем Я хочу стать?»
В культуре с жёсткими социальными нормами, где действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, эти проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей.
По предположению Эриксона, демократическая система в Америке предоставляет своей молодёжи большое многообразие профессиональных, идеологических и социальных возможностей. Поэтому американские подростки более уязвимы в отношении идентичности, так как у них есть выбор. Это порождает серьёзные проблемы, поскольку в условиях демократии каждый вынужден «сделать себя сам», осознать, кто они есть в этом мире, найти собственную нишу в мире взрослых.
Когда демократия сочетается с технологически обусловленными искажениями социального мира, кризис идентичности усиливается. Возникает необходимость продолжительного формального образования, удлинняется процесс финансовой зависимости от родителей на время обучения, гораздо позже приходит осознание подростками того, как они живут и какой должна быть их взрослая жизнь. Кризисные ситуации в обществе, сопровождающиеся быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных ценностей и норм, также усложняют проблему формирования идентичности у юных представителей общества.
В последнее время, по мнению Эриксона, кризис идентичности проявляется в трёх основных сферах поведения подростков.
1. Проблема выбора карьеры.
2. Членство в группе сверстников.
3. Употребление алкоголя и наркотиков.
Проблема выбора карьеры.
Неспособность к профессиональному самоопределению является причиной серьёзной озабоченности многих молодых людей. Чтобы принять это решение, подросток должен знать, что он из себя представляет. В любом обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, выбор карьеры превращается и в выбор стиля жизни.
Колебания в выборе профессии часто являются проявлением более фундаментальной неопределённости в сфере их личной идентичности. Молодые люди испытывают давление в связи с необходимостью делать карьеру. По сравнению с женщинами, на них потенциально более разрушительное действие оказывает конкурентная борьба за выгодные должности: чувство эго-идентичности и личной ценности у них часто висит на волоске.
Членство в группе сверстников.
Эриксон отмечал, что образование подростковых групп, единообразие одежды, телодвижений и мимики на самом деле является защитой против запутанной, неопределённой идентичности. Когда юноши и девушки не осознают чётко, что они собой представляют, подражание в одежде и поведении даёт им некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Кроме того, их украшения, стиль причёсок и музыка символизируют дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. Они находятся в поиске новых личностных ценностей, поскольку необходимо необходимо найти замену детским правилам поведения. Этот период подросткового экспериментирования, отвергания старой идеологии может упрочить возникающее чувство идентичности у подростков.
Алкоголь и наркотики.
Употребление алкоголя и наркотиков может временно ослабить эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности. Колеблясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями, вступая в ненадёжные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к наркотикам как к средству, помогающему обретению границ своего «Я». Находясь в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, нетрудно понять, как на них можно «надавить», если и статус подростка в группе зависит от употребления наркотика или алкоголя. Человек с установившейся эго-идентичностью может сопротивляться подобному давлению, а подросткам с диффузной идентичностью бывает трудно не подчиниться.
Конечно, не все грани поведения подростка можно объяснить с позиции теории Эриксона. Но, пытаясь объяснить периоды развития личности, Эриксон внёс большой вклад в теорию личности.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1120;