Основные теоретические положения взглядов Эриксона
Считая себя последователем концепции Фрейда о психосексуальном развитии, с учётом новых открытий в социальных и биологических науках,
Эриксон отступил от классического психоанализа по нескольким пунктам.
1. Смещение акцента от ид к эго, что и сам Фрейд частично признавал в последние годы своей деятельности. Именно эго, по Эриксону, составляет основу поведения человека. Эго, по Фрейду, борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями. У Эриксона эго - автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.
Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится всё более компетентным.
В отличие от Фрейда, которого интересовало влияние родителей на становление личности ребёнка, Эриксон подчёркивает исторические условия, в которых формируется эго ребёнка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащих к различным культурам, пытаясь доказать, что развитие эго неизбежно связано с изменяющимися особенностями социальных систем и ценностей.
Теория развития эго охватывает всё жизненное пространство человека (младенчество, зрелость, старость), тогда как Фрейд не уделял внимания вопросам развития человека за пределами генитальной стадии.
Фрейд и Эриксон придерживались различных взглядов на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Фрейд ставил своей целью раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон видел свою задачу в привлечении внимания к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория делает основной акцент на качестве эго (достоинства эго, раскрывающиеся в различные периоды развития).
Фрейдовский фатализм, утверждающий, что люди обречены на социальное угасание, если полностью отдадутся своим инстинктивным стремлениям, опровергается Эриксоновским оптимистическим положением: каждый личный и социальный кризис представляет собой собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.
Но есть положения, по которым Фрейд и Эриксон имеют общее согласие. Например, в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признаёт биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго и суперэго).
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 970;