АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.ЮНГА.
В результате переработки Юнгом классического психоанализа появился целый комплекс сложных идей из разных областей знания, таких как психология, философия, археология, мифология и литература. Такая интеллектуальная широта взгляда на природу человека делает теорию Юнга сложной для понимания.
Структура личности по К.Юнгу
Юнг утверждал, что душа (синоним личности у Юнга) состоит из трёх отдельных, но взаимосвязанных структур: эго, личного бесознательного и коллективного бессознательного.
Эго.
Центр сферы сознания, включающий в себя чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы ощущаем свою целостность.
Личное бессознательное.
То же, что и бесознательное у Фрейда, плюс комплексы. Например, комплекс власти. Однажды возникнув, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Но эти комплексы всегда могут осознаваться.
Коллективное бессознательное.
Хранение скрытых следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Результат нашего общего эмоционального прошлого. «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума.» Эти положения в теории личности Юнга послужили основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов (архетипов). Это не воспоминания или образы, а скорее предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Но особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме, анимусу, тени и самости.
Персона - «маска». Наше публичное лицо, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми в соответствии с социальными требованиями.
Тень - бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании.
Самость - воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает целостность мировосприятия. Развитие самости - главная цель человеческой жизни. Религию Юнг считает великой силой, содействующей стремлению человека к целостности. Истинной уравновешенности личностных структур, по мнению Фрейда, достичь невозможно.
Юнг обосновал две основные эго-ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Интроверт погружён во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.
Позднее Юнг расширил свою типологию, включив в неё психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление.
Чувство - рациональные функции, использующие логику и доказательста.
Ощущение.
Интуиция - иррациональная функция, простая регистрация событий во внешнем и внутреннем мире.
Две эго - ориентации и 4 психологические функции в процессе взаимодействия образуют 8 различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип).
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1295;