Состав вод условий гипергенеза
Изотопный состав.
По своему изотопному составу подземные воды зоны гипергенеза мало отличаются от поверхностных и располагаются близко к линии Крейга. Это касается прежде всего вод континентального выщелачивания. Соленые воды континентального засоления могут быть изотопно тяжелее морских. Наибольшие отклонения от линии Крейга наблюдаются в местах разгрузки глубоких термальных вод (Рис. 10).
Рисунок 0‑16. Средний изотопный состав атмосферных осадков и подземных вод зоны активного водообмена, по В.А. Полякову Регионы: 1 - Рионская низменность; 2 - Южная Камчатка; 3 — Московская область; 4 — Южная Карелия; 5 - Большой Кавказ (ледники); б - п-ов Таймыр; 7 - Центральная Якутия; 8 - океаническая вода; I - линия метеорных вод; II — линии термальных вод. (Крайнов С.Р. и др. 2004) |
Минеральный состав.
В условиях гипергенеза формируются преимущественно пресные, солоноватые и редко соленые воды. Их состав в значительной степени зависит от их солевого баланса. Рассмотренные выше генетические составляющие определяют поступление минералтных компонентов в подземные воды. Потери минеральных компонентов подземными водами связаны почти исключительно с их разгрузкой на поверхность. Величина этих потерь зависит от интенсивности подземного стока.
Поэтому наиболее важным параметром солевого баланса подземных вод является их обмен с минеральными компонентами с поверхностными водами. Этот обмен характеризуется величиной подземного химического стока, qпхс, который равен произведению величин подземного стока и его средней минерализации:
qпхс =0,01157 Cпс×Qпс
где q пхс - подземный химический сток (г×с-1); Cпс - средняя минерализация вод подземного стока (г×л-1), Qпс - величина подземного стока (м3×сут-1). Подземный химический сток нас единицы площади поверхности называется модулем подземного химического стокаи измеряется в г×с-1×км-2. Величины подземного химического стока и его модуля, как и самого подземного стока, могут быть как отрицательными, так и положительными по отношению к солевому балансу подземных вод.
В условиях избыточной влажности минеральные компоненты выносятся вместе с водой на поверхность, и с поверхностными водами в озера или моря. В этих условиях подземные воды выносят минеральных солей больше, чем получают в областях питания, т.е. модули подземного стока имеют лтрицательные значения. В результате этого происходит химическая денудация, а содержание растворимых минералов в составе грунтов сокращается. Как результат, быстро снижатся роль литогенной составляющей, а минерализация грунтовых вод падает и стабилизируется на некотором минимальном значении. В результате такого солевого баланса формируются пресные грунтовые воды. Территории сточных бассейнов грунтовых вод, где подземный химический сток имеет отрицательные значения, называют провинциями выщелачивания.
В условиях аридного климата величины как самого подземного стока, так и его химической составляющей часто имеют положительные значения. Здесь в формировании состава подземных вод большую роль играет испарительный период, а водообмен с поверхностью почти отсутствует. Это приводит к накоплению солей в зоне гипергенеза и развитию континентального засоления. Наиболее интенсивные процессы соленакопления наблюдаетсяв районах, где уровень грунтовых вод залегает близко к поверхности, а в их питании участвуют поверхностные или артезианские воды. Вследствие этого в местах разгрузки подземных вод на поверхности иногда накапливаются большие количества солей или известкового туфа. Территории, где подземный химический сток имеет положительные значения и способствует минерализации грунтовых вод и пород, называются провинциями континентального засоления. На Земле провинции континеналього засоления связаны с бессточными бассейнами полосы пустынь и полупустынь. Они разделяют две провинции выщелачивания. Одна из них приурочена к экватору, другая к умеренным широтам.
Солевой баланс вод условий гипергенеза и величина подземного стока меняются субширотно как функция изменения климатической обстановки. Таблица 83 и рисунок 0-16 дают представление об этой зависимости. Минимальными значениями модуля подземного химического стока, от -0,05 до -0,10 г×с-1×км-2, обладают территории многолетней мерзлоты, а также тундры – около –0,5 г×с-1×км-2. В условиях низких температур и сезонного подземного стока относительная роль разных генетических составляющих почти одинаково низкая. В направлении на юг по мере увеличения модуля подземного стока вынос минеральных компонентов на поверхность увеличивается до 2,4 г×с-1×км-2 в полосе южной тайги, смешанных лесов и лесостепей преимущественно за счет биогенной составляющей. Далее на юг вынос минеральных компонентов на поверхность уменьшается вследствие снижения интенсивности водообмена и уменьшения количества биомассы вплоть до положительных значений в провинциях континентального засоления. Еще южнее по мере увеличения влажности вынос минеральных солей на поверхность вновь увеличивается до значений 1,7 г×с-1×км-2 в сухой саванне и 7 г×с-1×км-2 в тропических лесах и влажных саваннах. Столь резкое увеличиение абсолютного значения модуля подземного химического стока в тропических лесах резким увеличением роли биогенной составляющей.
Рисунок 0‑17. Зависимость литогенного, биогенного и атмогенного модулей подземного химического стока (ПХС в г×с-1×км-2) от клматической обстановки (по С.Л. Шварцеву, 1998). |
Большое значение в формировании химического подземного стока имеет геоморфология и тектоника. На европейской территории России наименьшими значениями модуля химического подземного стока, около 0,4-0,5 г×с-1×км-2, обладают платформенные равнинные территории. Заметно большими величинами характеризуется химический сток горных областей. При этом большую роль играет их возраст. Как правило, величина модуля химического подземного стока уменьшается с увеличением возраста горно-складчатых сооружений. В наиболее древних допалеозойских сооружениях этот модуль в среднем равен 0,2 г×с-1×км-2, а в альпийских достигает 1,7 г×с-1×км-2.
Важным фактором является состав пород зоны гипергенеза. Чем выше растворимость пород участвующих в массообмене, тем больше величина модуля химического подземного стока. В местах распространения известняков и доломитов модули химического стока имеют средние значения 0,5 г/с км2 и достигают величин 3 г/с км2 . На площадях распространения гипсов те же модули достигают средних величин 1,4 г/с км2. Наконец, в местах распространения каменной соли модули химического подземного стока достигают средних величин 6,7 г/с км2 , а иногда 156 г/с км2. В провинциях выщелачивания из зоны гипергенеза больше выносится солей, чем в нее вносится. Вследствие этого увеличивается пористость, трещиноватость, формируются полости и пещеры. Происходит химическая и механическая денудация, которая приводит к карстообразованию.
Подземный химический сток удобно характеризовать модулем, т.е. весовым количеством минеральных компонентов, которое теряется с единицы площади водосбора за единицу времени. Его величина зависит от модуля подземного стока и литогенной составляющей. На территории северной провинции выщелачивания, в России, абсолютная величина модуля химического стока с севера на юг растет, достигает некоторого максимума и затем падает. На севере минимальные значения модуля подземного химического стока, от 0,05 до 0,10 г×с-1×км-2, обусловлены многолетней мерзлотой. По мере движения на юг модуль химического стока возрастает вместе с модулем подземного стока и достигает величин 0,5-0,8 г×с-1×км-2. Но еще южнее модуль химического стока уменьшается из-за сокращения количества атмосферных осадков до 0. На территории провинции континентального засоления он практически отсутствует. Еще южнее, в условиях влажных субтропиков величины модуля химического подземного стока вновь увеличивается и достигают 1,8-2,0 г×с-1×км-2.
Величина химического стока зависит не только от климата, но и от геологической и геоморфологической обстановки. Наименьшими значениями модуля химического подземного стока, около 0,4-0,5 г×с-1×км-2, обладают платформенные равнинные территории. В горах его значения заметно больше. Большую роль играет возраст и характер пород. Обычно величина этого модуля уменьшается с увеличением возраста горно-складчатых сооружений. В гидрогеологических массивах допалеозойских щитов средняя величина этого модуля равна 0,2 г×с-1×км-2, а в горах альпийской складчатости достигает 1,7 г×с-1×км-2.
Чем выше растворимость пород участвующих в массообмене, тем больше величина модуля химического подземного стока. Известняки и доломиты обеспечивают модули химического стока около 0,5 г×с-1×км-2. Присутствие гипсов способствует повышению средних величин модуля до 1,4 г×с-1×км-2. Наконец, в местах распространения каменной соли модули химического подземного стока достигают средних величин 6,7 г×с-1×км-2, а иногда 156 г×с-1×км-2. Растворение и вынос солей вызывает не только снижение минерализации грунтовых вод, но и увеличение скважности водоносных пород, формирование каверн и пещер.
В провинциях континентального засоления минеральные компоненты накапливаются. Этот процесс соленакопления наиболее интенсивен на уровне грунтовых вод и выше, особенно в районах, где мощность зоны аэрации не велика, а капиллярная бахрома подходит близко к поверхности. Процесс соленакопления усиливается при участии минерализованных артезианских вод. Поэтому в провинциях континентального засоления около источников иногда накапливаются большие количества солей или известкового туфа.
Газовый состав.
Так как основным источником питания вод в области гипергенеза служат атмосферные осадки, в составе рассматриваемых подземных вод преобладают газовые атмогенные компоненты. Свободный молекулярный кислород относится к числу наиболее активных газовых компонентов. Его максимальное содержание в подземных водах зоны гипергенеза определяется парциальным давлением атмосферного кислорода и не превышает 9 см3 /л. Присутствие кислорода обуславливает окислительную обстановку в воде. В его присутствии Eh (окислительно-восстановительный потенциал) имеет положительные значения вплоть до +700 мВ. Он активно расходуется аэробными микроорганизмами, процессами окисления и выветривания пород. Поэтому содержание кислорода с глубиной быстро падает. Согласно данным А.И. Германова, на глубинах первых сотен метров содержание кислорода измеряется единицами миллилитров на литр воды, достигая в отдельных случаях 3,6 мл/л. На глубинах около 600-1000 м его содержание не превышает, видимо, 0,2 мл/л.
Молекулярный азот занимает 78% объема атмосферы. Значит его парциальное давление в атмосфере равно 79.1 кПа (101.325 0.78111). При растворимостимолекулярного азота в пресной воде при давлении 101,3 кПа от 0,012 до 0,020 см3 /см3 любая подземная вода поверхностного происхождения должна содержать от 9 до 16 см3 азота на литр. Этот азот атмосферного происхождения, который присутствует практически во всех подземных водах зоны гипергенеза.
Двуокись углерода в водах этой зоны характеризуется низкими концентрациями и парциальными давлениями. Парциальные давления двуокиси углерода обычно не превышают 10 кПа. Его содержание зависит от температуры, содержания кальция и органического вещества. В распределении двуокиси углерода наблюдается жесткая зависимость парциального давления от температуры. Так для территории США Дроук и Виджлей получили зависимости вида:
logPCO2 = 0,08T - 3,42 для вод насыщенных кальцием и
logPCO2 = 0,04T - 1,97 для вод ненасыщенных кальцием.
где PCO2 – парциальное давление двуокиси углерода, T – среднегодовая температура воздуха.
Присутствие в составе рассматриваемых вод космогенных радиоактивных изотопов позволяет оценивать их возраст. Эти изотопы образуются в верхних слоях атмосферы в результате ядерных реакций между нейтронами космического происхождения и атомами атмосферы, преимущественно с азотом, аргоном и кислородом. Образующиеся нестабильные изотопы имеют ограниченный срок жизни. Большая часть этих изотопов сразу после образования окисляется. Среди этих окислов только CO2 и тритий находятся в атмосфере в свободном состоянии. Остальные относительно быстро адсорбируются в аэрозолях и удаляются из атмосферы. Перспективными являются 7Be, 10Be, 22Na, 31Cr, 36Xe, 3He и другие.
Возраст вод зоны свободного водообмена, как правило, не превышает 10 тыс. лет, а их полное обновление происходит в среднем каждые 330 лет.
Органическое вещество
Органическое вещество в подземных водах зоны гипергенеза минерализуется и в конечном итоге превращается преимущественно в двуокись углерода. Последняя в природных водах образует гидрокарбонатный ион. Поэтому большая часть биогенной составляющей грунтовых вод представлена карбонатами и гидрокарбонатами. Только в северных широтах, в условиях вечной мерзлоты, тундр и тайги органическое вещество выносится с поверхности в очень короткий летний период относительно ограниченным объемом воды. В этих условиях при очень низких температурах оно не успевает минерализоваться до карбонатов и образует сложные органические кислоты, преимущественно фульво и гуминовые.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1206;