И. Кант и его критическая философия: идеи и их влияние на развитие научного познания.

Творчество И. Канта (1724-1804) является вершиной философско-психологической мысли XVIII в., знаменуя одновременно поворот к новой научной традиции. Кант выступает за преобразование философии, развивающейся в духе догматизма и скептицизма, в критическую философию, способную научить людей думать, рассуждать критически. Он - родоначальник немецкой классической философии.

Философская система Канта имеет ряд особенностей. Она носит критический характер. Кант скептически относился к любым авторитетам, если их утверждения не доказательны. Вслед за Декартом важнейшим принципом познания он провозглашает критику. Ссылке на авторитеты он противопоставляет опору на собственные мысли.
Кант – сторонник научного естествознания. Он поддерживает взгляды И. Ньютона, естественно-научные воззрения Ж. Бюффона и т.д. Кант утверждает, что основа мира – не духовный атом (монада), а физический элемент – материальный атом. На этой основе он создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной, отвергнув идею абсолютной неизменной природы. Он ставит вопрос о материалистическом объяснении природы из нее самой: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир… покажу, как из нее должен возникнуть мир".
Подчеркивая большую, сравнительно с неживыми телами, трудность в объяснении происхождения живых существ и невозможность сделать это на основе механистических законов, Кант утверждал в то же время, что и биологические явления имеют естественные причины. Происхождение жизни он рассматривал как естественный процесс, отвергая тем самым идею Божественного творения жизни. Его ссылки на Бога и творение им мира являются декларативным заявлением, призванным отвести от себя обвинения в безбожии.

Кант – сторонник эмпирических идей Дж. Локка, Д. Юма. Он считал, что опыт – важнейший метод научного познания, хотя при этом фактически разрывал связь между опытом, чувственностью и научными идеями, полагая, что сам по себе чувственный опыт не несет знаний о предметах, они возникают благодаря доопытным, априорным формам, которые оформляют чувственный опыт. "Строгая всеобщность" - признак априорного знания.

Исходным методологическим положением в учении Канта является утверждение о существовании вне нас реальных предметов - "вещей-в-себе". Но, как он считал, о них ничего нельзя сказать, так как они непознаваемы. Нам же даны только явления сознания, которые производятся "вещами-в-себе", но не выражают их сущность. То, что нам представлено в сознании - это мир "явлений", не похожий на мир вещей.

Кант критикует односторонний рационализм Декартова типа и дает свое видение этого подхода. В работе "Критика чистого разума" (1781), исследуя познание, Кант выделяет два его источника: чувства и рассудок, различные по своей природе. Исходным пунктом познания, по Канту, является воздействие на нас предметов внешнего мира. Чувственность обеспечивает восприятие объектов, их попадание в область нашего внимания. Кант указывает, что "посредством чувственности предметы нам даются…". С чувственностью (восприимчивостью) связана интуиция, определяемая Кантом как непосредственное проникновение в суть предметов. В чувственном опыте имеет место не предмет как таковой, а способ, которым он предстает перед нами, ибо ощущение - это изменение, производимое предметом в субъекте.

В феномене, или вещи, представленной в чувственном опыте, Кант выделяет материю и форму. Материя представлена в отдельных чувственных явлениях и всегда является результатом опытного познания. Ощущение - это "эмпирическое интуитивное знание". Форма же - это способ функционирования чувственности. Это упорядочивающие сырой сенсорный материал и предшествующие конкретным ощущениям априорные принципы, "чистая интуиция". Они задаются субъектом и определяют содержание чувственного образа ("явления"), чем обусловливается зависимость последнего не от объективных предметов, а от сознания человека. Таким образом, в отличие от Декарта и других сторонников априоризма и рационализма, Кант связывает априорные основания знания не только с интеллектом, но и с чувственностью.

Кант выделяет 2 априорные формы чувственности ("чистой интуиции"): пространство и время. Различие их состоит в том, что пространство - форма "внешнего чувства" (средство представления событий и внешних предметов как существующих в пространстве), а время - способ функционирования "внутреннего чувства" (охватывающего все внутренние события). Являясь формами чувственности, пространство и время обладают трансцендентальной идеальностью. Их источник - сознание, в реальности их как свойств материи нет; они не существуют вне "субъективных условий созерцания". Одновременно они представляют эмпирическую реальность (как способы, посредством которых осуществляется представление и о предмете, и о субъекте).

Человек характеризуется также способностью анализировать, мыслить. Кант утверждает базисную роль чувственности по отношению к мышлению, подчеркивает, что всякое мышление должно "прямо или косвенно… иметь отношение к созерцаниям". Это сближает его позиции с материалистическим сенсуализмом.

Последовательность чувственной и рациональной ступеней познания описывается им так: сначала предметы действуют на чувства, затем происходит обдумывание результатов чувственного познания. Чувственность и рассудок, несмотря на различие их природы, функционально связаны друг с другом. Чувственность дает исходные эмпирические знания об объекте, а рассудок позволяет их осмыслить и понять.

Описывая сферу интеллекта, Кант выделяет в ней "эмпирические понятия", включающие чувственные элементы, и "чистые понятия", утрачивающие чувственное содержание. Восхождение от чувственной интуиции к "эмпирическим понятиям" и от них - к "чистым понятиям" отражает реальную динамику познавательного процесса.

Систематизация и обобщение содержания, полученного опытным путем, обеспечивается априорными формами мышления, которые представлены категориями рассудка и идеями чистого разума. Разум у Канта - высшая познавательная способность души. "Всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего". Это воплощение синтезирующей функции интеллектуального знания. Разум направлен не на опыт или предмет, а на рассудок. Вырабатывая общие принципы мысли, разум управляет рассудком. В разуме содержатся главные априорные идеи: Бог, душа, мир, "вещь-в-себе". Эти идеи не даны в опыте, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты им.
Наряду с чувствами и рациональной сферой, Кант выделяет волю, рассматривая ее как способность человека управлять своими поступками в соответствии с осознанными представлениями о законах. В основе волевого акта - цель; волевое действие всегда целенаправленно. Воля у него близка к практическому разуму, "ибо для выведения поступков из законов требуется разум". Так как воля базируется на осознании, она может быть только у разумных существ. Таким образом, Кант выделяет трихотомию души и дает определение каждому из ее элементов.

В работах Канта - "Основы метафизики нравственности" (1785); "Критика практического разума" (1788); "Метафизика нравов" (1797) - развивается новое понимание нравственности. Он писал, что предметом его восхищения являются две вещи - "это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Кант отвергает богоустановленность нравственных правил, как и их социально-историческую природу. Считает, что "моральный закон" находится в сознании всех людей как неизменная данность, одна из его априорий. Он полемизирует с Шульцом, считавшим, что все склонности и побуждения субъекта детерминируются чувством его любви к себе. С точки зрения Канта, в данном утверждении недооценивается роль свободной воли, понимания человеком своего долга и обязанностей. Он доказывает, что стержень нравственности - "добрая воля", которая почти тождественна "моральному закону", и без нее невозможно совершение нравственных поступков. Подлинно моральный поступок - тот, который человек совершает во имя нравственного долга, а не руководствуясь соображениями о личном и общественном интересе, субъективными склонностями.

 

 

6.1 Основные отличия научной картины мира в 18 и 19 веках.

 

XVIII в. — век Просвещения. Его называют также «золотой век» истории культуры. Это век расцвета материалистического мировоззрения, идеалов рационализма, выдающихся успехов классического естествознания.

Промышленный переворот, переход от мануфактурного к машинному производству революционизирует производительные силы, которые ставят перед наукой все более сложные и ответственные задачи. Решение научно-технических проблем становится делом государственной важности.

Развитие физики в XVIII в. предстает как развитие идей Ньютона, выполнение завещанной им программы распространения основных положений механики на всю физику.

Особенно быстрыми темпами и в тесной связи с развитием математики развивается механика. Трудами математиков закладываются основы аналитической механики. Работами Л. Эйлера, Ж. Д'Аламбера, Ж. Лагранжа, П. Лапласа и др. создается аналитический аппарат механики, развивается математический анализ, теория дифференциальных уравнений, теория рядов, вариационное исчисление, теория вероятности, начертательная геометрия и др.

На развитие физики существенное влияние оказывает и технический прогресс. Развитие производительных сил определяет потребность в разработке теории машин и механизмов, механики твердого тела. Исследование законов теплоты — одна из центральных тем физики XVIII в. Проводятся серьезные исследования по теплофизике, электричеству и магнетизму. Эти разделы физики оформляются в самостоятельные области физической науки и достигают первых успехов. Таким образом, в XVIII в. в качестве самостоятельных складываются все основные разделы классической физики.

В меньшей мере развивается оптика. Но и здесь зарождается фотометрия; изучается люминесценция.

Характерной особенностью физики на этом этапе является обособленность механики, оптики, тепловых, электрических и магнитных явлений. Перед физикой еще не встал вопрос об исследовании закономерностей превращений различных физических форм движения. Пока еще физика, выделившись из натурфилософии, не стремится к построению единой физической картины мира. Она нацелена главным образом на количественные исследования отдельных явлений, установление отдельных экспериментальных фактов, выявление частных закономерностей.

Огромные успехи небесной механики, достигнутые благодаря введению понятия силы (тяготения), способствовали распространению такой постановки вопроса и в других разделах физики. Не только движение планет, но и другие физические явления пытались представить как результат движения материальных тел под действием сил. Последователи Ньютона пытались объяснить различные физические явления, введя понятия о различного рода силах: магнитных, электрических, химических и др., которые действуют на расстоянии так же, как и сила тяготения. Носители сил — тонкие невесомые «материи», определяющие те или иные свойства тел. Так появляется характерное для физики XVIII в. учение о «невесомых».

В первой половине XVIII в. были получены качественно новые результаты в области изучения электрических явлений. Так, в 1729 г. англичанин С. Грей открыл явление электрической проводимости. Он обнаружил, что электричество способно передаваться некоторыми телами, и все тела разделил на проводники и непроводники. Француз Ш.Ф. Дюфе открыл существование отрицательного и положительного электричества и обнаружил, что «однородные электричества отталкиваются, а разнородные притягиваются». Важным шагом в изучении электрических явлений стало изобретение в 1745 г. лейденской банки, благодаря которому физики могли получать значительные электрические заряды и экспериментировать с ними. Это усилило интерес к изучению электрических явлений и способствовало утверждению представления о возможности практического применения электричества. Появляется мысль, что электричество играет важную роль в жизнедеятельности живого организма. Многие ученые, врачи занялись изучением действия электричества на человеческий организм. Появились трактаты об «электричестве человеческого тела», об «электрической лечебной материи» и т.п.

Новый этап в истории учения об электричестве и магнетизме начинается с непосредственного измерения в 1780-х гг. французским физиком Ш.О. Кулоном величины сил, действующих между электрическими зарядами, и установления основного закона электростатики — закона Кулона. Таким образом, к рубежу XVIII—XIX вв. природа электричества частично прояснилась.

Первая половина XIX в. — время бурного развития капиталистического способа производства в Европе и Америке. Французская революция 1789 г., а затем наполеоновские войны способствовали разложению феодализма и открывали простор росту капитализма в странах Европы. В первой половине XIX в. промышленный переворот происходит во всех передовых странах Европы. Естествознание все в большей степени становится элементом производительных сил. В тесном единстве с естествознанием происходит становление прикладных наук, прежде всего технических. Например, значительное развитие получает новая отрасль — теплотехника. Ее возникновение было непосредственной реакцией на промышленный переворот, энергетической основой которого являлась паровая машина. Изобретенная еще в XVIII в. паровая машина становится универсальным двигателем и применяется не только на промышленных предприятиях, но и на транспорте. Паровую машину используют в качестве двигателя и на сухопутном транспорте. Первая железная дорога (с локомотивом Дж. Стефенсона) была открыта в 1825 г. в Англии.

Зарождающаяся электротехника изучает закономерности применения электричества в технике. Прежде всего электричество используют для связи. Вскоре после открытия Х.К. Эрстедом в 1819 г. действия электрического тока на магнитную стрелку возникает идея построить электромагнитный телеграф [2]. Были предприняты первые попытки использовать электричество в качестве двигательной силы. Возникает новая область электротехники — гальванопластика, изобретателем которой был русский академик Б.С. Якоби.

 

Говоря о технике первой половины XIX в., следует упомянуть о фотографии. Первый практически применимый метод получения фотографических снимков (так называемый метод дагеротипий) был разработан французом Л. Дагером в 1839 г. В первой половине XIX в. быстро развиваются все разделы физики, но особенно оптика. Возникает новый, быстро развивающийся раздел — учение об электромагнетизме. В этот период складываются основы волновой оптики, теории дифракции, интерференции и поляризации.

В 1840-х гг. весь ход развития физических наук по пути изучения связей между различными физическими явлениями, взаимных превращений различных форм энергии завершается установлением закона сохранения и превращения энергии.

В XVIII в. подавляющее большинство ученых придерживалось корпускулярной теории света, которая хорошо объясняла многие, но не все оптические явления. В начале XIX в. в поле зрения физиков попадают вопросы интерференции, дифракции и поляризации света, которые неудовлетворительно объяснялись корпускулярной теорией. Это приводит к возрождению, казалось, забытых идей волновой оптики. В оптике происходит настоящая научная революция, закончившаяся победой волновой теории света над корпускулярной.

В первой половине XIX в. постепенно вызревает и утверждается идея единства различных типов физических процессов, их взаимного превращения. Изучение процесса превращения теплоты в работу и обратно, установление механического эквивалента теплоты сыграли основную роль в открытии закона сохранения и превращения энергии.

Впервые по-новому вопрос о свойствах пространства был поставлен в связи с открытием неевклидовой геометрии. Безуспешность попыток ряда ученых многих поколений доказать пятый постулат Евклида привела к мысли о его недоказуемости, а вместе с тем и о возможности построения геометрии, основанной на других постулатах. Одним из первых пришел к этой мысли немецкий математик К.Ф. Гаусс, который еще в начале XIX в. стал размышлять над вопросом о возможности создания другой, неевклидовой, геометрии. В 1826 г. на заседании физико-математического факультета Казанского университета Н. И. Лобачевский сделал сообщение об открытии им неевклидовой геометрии.

В XVIII в. по мере увеличения возможностей телескопов удалось выявить новый тип космических объектов — туманности, большинство из которых оказались колоссальными, удаленными от нас на огромные расстояния скоплениями звезд — галактиками [1]. Астрономия постепенно становилась внегалактической. Выдающаяся роль в создании внегалактической астрономии принадлежит английскому астроному Ф. В. Гершелю, который был конструктором уникальных для его времени телескопов (с зеркалом диаметром 1,5 м), выдающимся наблюдателем, основателем звездной и внегалактической астрономии. Важным элементом астрономической картины мира XVIII в. явилась высказанная Э. Сведенборгом, И.Г. Ламбертом и независимо от них И. Кантом идея космической иерархии — субординированное отношение космических систем разной степени организации, включенность систем низших порядков в системы высших порядков. Обобщение результатов исследований устойчивости Солнечной системы привели Лапласа к формулировке одной из ключевых методологических установок классической физики (лапласов-ского детерминизма). Согласно этой установке все элементы природы связаны между собой причинно-следственными связями. Кантовская теория происхождения Вселенной была величайшим достижением астрономии со времен Коперника. Как Коперник разрушил геоцентризм — ядро аристотелевской картины мира, так Кант разрушил ядро метафизического мировоззрения — представления о том, что природа не имеет истории во времени.

На рубеже XVIII- XIX веков значительные достижения были сделаны в области химии. Дальтон создал и правильно объяснил «закон кратных отношений» атомным строением вещества и способностью атомов одного вещества соединяться с различным количеством атомов другого вещества. При этом он ввел в химию понятие атомного веса. Развитие атомно-молекулярного учения привело к идее о сложном строении не только молекулы, но и атома. В начале ХГХ в. эту мысль высказал английский ученый У. Праут на основе результатов измерений, показывавших, что атомные веса элементов кратны атомному весу водорода.

Особое место занимает XVIII в. в истории биологии. Именно в XVIII в. в биологическом познании происходит коренной перелом в направлении систематической разработки научных методов познания и формирования предпосылки первой фундаментальной биологической теории — теории естественного отбора. К. Линней своей искусственной классификацией (другая тогда была еще невозможна) подытожил длительный исторический период эмпирического накопления биологических знаний. Позиция эпигенеза также была более перспективной, чем позиция преформизма, в проблеме зарождения жизни. Эпигенетики отказались от идеи божественного творения живого и сумели подойти к научной постановке проблемы происхождения жизни. Начиная с середины XVIII в. концепции трансформизма получили широкое распространение. Хотя эволюционная концепция Ламарка казалась его современникам надуманной и мало кем разделялась, тем не менее она носила новаторский характер, была первой обстоятельной попыткой решения проблемы эволюции органических форм. Особенно важно то, что Ламарк искал объяснение эволюции во взаимодействии организма и среды и стремился материалистически трактовать факторы эволюции.

 








Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1223;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.