Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации
Общие проблемы философии науки
Тема 1.Феномен науки
Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации
План:
Понятие науки. Три аспекта бытия науки:
- наука как познавательная деятельность;
- наука как социальный институт;
- наука как особая сфера культуры.
Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Дж. Берналл замечает: «Наука так стара и на протяжении истории претерпела столько изменений…, что любая попытка дать ее однозначное определение (а таких имеется немало в истории науки), более или менее точно выражает лишь один из ее аспектов, … характерный для данной эпохи». Историческую изменчивость понятия «Наука» можно проследить, сравнивая определения, например, у Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ф. Ницше, К. Поппера и др.
Наука - это исторически меняющийся, сложный по своей структуре феномен культуры и, поэтому, представление о ней не могут быть неизменными (см. дискуссии о предмете науки, содержании понятия «наука» которые имели место практически все 20-е столетие).
Большинство авторов выделяют такие базовые признаки науки:
-специфическая форма духовной деятельности, связанная с процессом и теоретической систематизацией знаний;
- система и структура знаний со своими специфическими способами и нормами организации;
-социальный институт, объединяющий отдельных ученых в научных сообществах, и структуры, непосредственно связанной с социокультурным контекстом.
Таким образом, анализ науки как специфического феномена может идти в разных аспектах, под различным углом зрения. Однако общим, интегральным в понимании науки может быть следующее: наука это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание, на основе открываемых ею законов, явлений действительности, представляющих предмет ее изучения. Зародившись в древнем мире, в связи с потребностями общественной практики, как относительно самостоятельная сфера познавательной деятельности, наука начала складываться в 16-17 вв. и, в ходе дальнейшего развития, (20 столетие) превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизни общества.
Если понимание науки как познавательной деятельности достаточно очевидно на протяжении всей ее истории, то рассмотрение ее как социального института требует пояснения.
Как «социальный институт» наука это - сообщество людей, объединенных общими целями задачами, способами и формами организации и деятельности. Важной чертой социального института является наличие в нем собственных (наряду с общими) законов функционирования, идеалов и традиций. Таким образом, наука, как и любой другой социальный институт – это организованное объединение людей, ученых профессионалов, деятельность которого связана с производством знаний. В этом качестве наука непосредственно связана с культурой, обществом и является объектом изучения социологии науки.
Дж. Бернал в работе «Социальная функция науки» подчеркивал информативную роль науки как жизненно необходимую обществу; Т. Парсонс указывал на устойчивое распределение ролей в науке как социальном институте; Э. Дюргейм подчеркивал принудительный характер институциональных форм деятельности ученого. По определению Т. Куна, современная наука – это, прежде всего, деятельность научных сообществ, историческими аналогиями которых являются «республики ученых»,
«невидимые колледжи» и др.
Превратившись из кабинетной деятельности ученого-одиночки в институализированную форму деятельности, наука стала достоянием многих профессионалов, научных сообществ и корпораций национального и наднационального масштаба. Современная наука выступает уже в роли непосредственной производительной силой общества, качественно
меняющей все области человеческой деятельности: труд, свободное время, быт, весь образ жизни. Еще недавно наука была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала общество, государство, общественность; сегодня наука – важнейшее национальное и общечеловеческое достояние, мощная движущая сила социального развития.
Наука ориентируется на объективность и на первый взгляд свободна от ценностей. Считается, что для науки нет запретных тем и что естествознание не может быть оценено по шкале «хорошо-плохо». Культура же, наоборот, есть царство ценностей. Так фактор ценностей используется для размежевания естественно-технического и социально-гуманитарного знания.
Наука, как и всякая иная сфера деятельности, связана с целеполаганием, ценностными нормами, установками и идеалами. В самом общем виде ценностность выступает как один из тех фундаментальных способов бытия человека в мире, связанный с регулированием его отношений к миру объектов и субъектов. Ценности не сводятся к нравственно-этическим императивам. Ценностью науки является доказательность, логичность, простота и др. Ценности науки обуславливают ориентации, мотивации, поступки, деятельность.
Ценности в науке чаще всего выступают в виде методологических норм и процедур научного поиска, методик проведения экспериментов и оценок их результатов. Существуют этические императивы научно-профессиональной деятельности. Ценности выступают своеобразными социокультурными регулятивами, опосредующими познавательный процесс. Модели тех или иных когнитивных ценностей выражают себя в мировоззрении ученого, его убеждениях.
Внутринаучные ценности могут быть субъективными и объективными, выражая или личные ценностные предпочтения ученого или более или менее общепринятую шкалу ценностей. В целом ценности выражают важнейшие жизненные смыслы, сложившиеся в ходе развития общества и науки.
Научные ценности неотделимы от социальных, которые укоренены в структуре общества: свобода, права собственности, равноправие и др. Социальные ценности воплощены в деятельности социальных институтов, разносторонне воздействующих на науку. Научные ценности выступают как пересечение (синтез) социальных и внутринаучных (междисциплинарных) ценностей. Значительную роль в этом синтезе играют этические ценности. Этос науки, по определению Мертона, – это эмоционально окрашенный Комплекс правил, предписаний, обычаев и традиций, образующих соответственные нормы действий и поведений.
В современном технологизированном мире эти правила особенно актуальны, поскольку определяют духовную атмосферу научного творчества А.Эйнштейн говорил, что безответственность учёного рождает человеческие трагедии, уничтожающие результаты самых дерзновенных научных достижений.
Все особенности ценностной ситуации в обществе и науке можно наблюдать в образовании - сложной социокультурной сфере, соединяющей в себе обучение и воспитание. Образование, как известно, это одна из областей жизнедеятельности человека, где он формируется как личность, специалист, профессионал и, наконец, - как культурный человек. Роль ценностных ориентиров здесь особенно велика.
Существуют разные концепции и модели нацеленные на модернизацию образования в России. Обосновывается необходимость сохранения национальной идентичности и вместе с тем необходимость приобщения к общекультурным, межнациональным ценностям: соблюдая принцип единства новаций и традиций. Ставится задача перехода (отказа) от идеологий, претендующих на универсальность и монополию, к разнообразию нормативно-ценностных установок, соблюдая принцип образовательного плюрализма. Утверждается установка на либерализм и прагматизм: принцип свободы и деятельности. Решение всех этих задач во многом связано с наукой: теоретическое и эмпирическое обоснование, экспериментирование, прогнозирование и т.д.
Процесс образования, таким образом, выступает как деятельность, синтезирующая решение социокультурных, научных и аксеологических задач формирования личности.
Наука пронизывает все сферы человеческой деятельности и, потому, понимание действительного места, роли, значения науки в жизни современного общества чрезвычайно важно. Философия науки и есть та область теоретического знания, которая ставит своей задачей изучение общих закономерностей познавательной деятельности в ее историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.
Литература
Основная:
1.Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. Учебное пособие для студентов Вузов. М., 2001.
2.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.: Учебное пособие. М., 1998.
3.Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
4.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М.,2005.
5.Философия и методология науки.: Учебное пособие для студентов Вузов /
под ред. Купцова В.И..М., 1996.
6..Философия науки и техники: Учебное пособие // Степин В.С., Горохов
В.Г., Россов М.А..М., 1995.
Дополнительная:
1.Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
2.Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
3.Барбер Б. Социология науки. Социология сегодня. М., 1965.
4.Бунге М. Философия физики. М., 1975.
5.Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.
6.Винер Н. Я – математик. М., 1964.
7.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.
М., 2000.
8.Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.
9.Игнатьев А.А. Ценности науки и традиционное общество (социокультурные предпосылки радикального политического дискурса) // Вопр. философии, 1991 № 4. С. 3 – 30.
10.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1977.
11.Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971.
12.Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. Гл. 3 – 4.
13.Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 4163;