ВОКАЛОТЕРАПИЯ как метод музыкальной педагогики XXI века

Современные специальная педагогика и артпедагогика в зна­чительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной лич­ности ребенка с проблемами в развитии и включения его в куль­турно-образовательную социальную среду.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внут­ренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального вос­питания из ряда артпедагогических методик.

Современные технологии музыкального развития детей долж­ны использовать методы, имеющие многофункциональный харак­тер, и обеспечивать формирование музыкального мышления, ак­тивного музыкального восприятия, позволяющего глубже и более осознанно проникать в сущность музыкальных явлений; давать воз­можность ребенку активно, творчески проявлять себя в различ­ных видах музыкальной деятельности.

«Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специаль­ные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания» [Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000. — С. 136].

Методы музыкального образования детей с проблемами в раз­витии направлены на:

формирование средствами музыки у ребенка с проблемами в развитии нравственно-эстетического отношения к окружающему;

формирование основ музыкальной культуры, овладение ребенка определенными способами и средствами выражения, присущими разным видам музыкальной деятельности, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творче­ских замыслов;

удовлетворение особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии средствами музыки;

организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном уча­стии в разнообразных видах и формах музыкально-творческой дея­тельности.

Выбор методов и приемов музыкального обучения и воспита­ния детей с проблемами определяется:

целями и задачами музыкально-эстетического развития детей;

специфическими особенностями воздействия музыки как од­ного из видов искусства;

возрастными и индивидуальными особенностями и возможно­стями детей (их интересами и склонностями, уровнем подготов­ки, особенностями и степенью отклонений в их развитии);

разнообразием форм организации музыкальной деятельности; объемом и качеством музыкальной информации;

мастерством педагога, уровнем владения специальными педаго­гическими технологиями и технологиями музыкального развития.

Методы музыкального образования детей с разными пробле­мами основаны на общепринятых подходах к их классификации в дидактике, в музыкальной и специальной педагогике, учитываю­щих необходимость подбора для каждой категории детей с особы­ми образовательными потребностями такого сочетания методов и приемов, которые бы дали наибольший эффект. Они должны органично взаимодействовать с методами и прие­мами коррекционно-педагогической работы, что требует тщатель­ного их отбора и использования в оптимальном сочетании, с уче­том конкретных условий, конкретной ситуации. С одной стороны, отбор и композиция методов и приемов му­зыкального обучения и воспитания детей с отклонениями в раз­витии должны максимально способствовать музыкально-эстети­ческому развитию, с другой — отвечать особым образовательным потребностям детей и специфике коррекционно-педагогической работы. В связи с этим педагоги, осуществляющие работу по организа­ции музыкального образования таких детей, должны иметь доста­точно высокую квалификацию и мастерски владеть технологией музыкально-коррекционного развития. Это требует хорошего зна­ния основ музыкальной и специальной педагогики (а также основ смежных наук), постоянного творческого поиска. Отбор и композиция методов в музыкальной педагогике очень тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностя­ми детей и в основном определяются степенью выраженности у них нарушений развития. Можно говорить о применении специальной образовательной технологии музыкального развития детей с особыми образователь­ными потребностями, в основе которой лежит процесс эмоционально-коррекционного воздействия музыки. В данном случае под специальной музыкально-образователь­ной технологией понимается система педагогических действий, совершаемых в определенной последовательности и направлен­ных на решение задач музыкально-эстетического развития и на реализацию заранее спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенса­цию нарушения и социальную адаптацию ребенка в окружаю­щей среде.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ре­бенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обус­ловливает применение арттерапевтических техник и терминоло­гии, связанной с ними.

Арттерапия (по отношению к специальному образованию) - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медици­ны, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике – с овокупность методик, построенных на применении разных ви­дов искусства в своеобразной символической форме и позволяю­щих с помощью стимулирования художественно-творческих (кре­ативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психо­соматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептив­ное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние му­зыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррек­ционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечиваю­щий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровитель­ную функцию.

Имаготерапия — один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.

Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, уси­ливающий общую реактивность организма, повышающий его ус­тойчивость, способствующий разрушению патологических дина­мических стереотипов, возникающих во время болезни, и созда­ющий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психо­эмоционального напряжения.

Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек как на уровне психофизических функций, так и на психодухов­ном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.

Круг терминов методики музыкального воспитания достаточ­но широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее поня­тийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педа­гогики, а с другой -- намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отра­жающих коррекционную направленность помощи детям с про­блемами средствами движений, музыки и слова.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного зна­ния (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками разви­тия и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (му­зыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрали­зованно-игровую) .

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной де­ятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Музыкальные занятия - форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с уче­том их возрастных особенностей.

Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной дея­тельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.

Предметом методики музыкального развития являются тео­рия и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, усло­вий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкаль­но-терапевтический процесс использования музыкального искус­ства в работе с детьми данной категории.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель— формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с про­блемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции откло­нений в развитии детей данной категории [17].

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художествен­ную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами му­зыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечи­вать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на му­зыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных

реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впе­чатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вку­са, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отноше­ние к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспе­чить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эсте­тических, коммуникативно-рефлексивных основ личности сред­ствами музыкального искусства и движений.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-твор­ческие проявления, способности выражения своего Я во всех до­ступных детям видах музыкальной деятельности.

6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития детей и школьников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наи­большим образом, его необходимо для этого специально настро­ить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на зву­ках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из ре­альной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок. По существу любое восприятие музыки представляет собой разновидность медитации, называемой недирективной, т. е. сво­бодной от какого-то навязывания извне. Здесь помогает упо­минание о том, что в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не толь­ко ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутрен­ним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение на отпус­кая ее из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые по­таенные уголки души — как своей, так и композитора, который эту музыку создал.

Если музыка воспринимается в живом исполнении, то бы­вает небесполезно войти в образ исполнителя и представить себе, что это ты играешь на скрипке или фортепиано, это твои пальцы бегают по клавишам или грифу, это ты - дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыки уве­личивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психоте­рапевтический эффект.

Медитативное восприятие музыки с моментами трансцен­дентального выхода за пределы наличной ситуации обеспе­чивает слушателю тот личностный рост, заблокированный в ре­зультате психотравмирующих переживаний. Анализируя рассказы, можно узнать о душевном мире человека, его ценностях, которым он поклоняется, вы­яснить наиболее значимые переживания.

Практические методы обучения эффективны в случае освое­ния детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных ин­струментах и др.

Упражнения являются основным методом закрепления полу­ченных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных с различными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны и могут решать самые разные задачи. Так, упражнения для развития слуха и голоса, используемые при обу­чении детей пению, представлены в таком замечательном учеб­ном пособии, как «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.

Сопри­косновение с музыкальным искусством помогает ребенку понять и почувствовать его благотворное влияние, силу воздействия, осо­знать, что на примерах этого искусства можно научиться добру, умению видеть красоту, ценить ее, оберегать, самому создавать прекрасное в жизни и в посильной музыкально-эстетической дея­тельности.

К методам организации детской художественной деятельности можно отнести упражнение в музыкально-эстетических действиях и приучение к разнообразным видам музыкальной деятельности.

Упражнения способствуют возникновению устойчивого инте­реса к музыке, к практической музыкальной деятельности, к эстетическим поступкам, а также формируют прочные навыки этой деятельности, т.е. постоянное стремление и желание совер­шать эстетические действия.

Упражнения должны варьироваться. Надо ставить ребенка в по­исковые и проблемные ситуации и предоставлять ему возмож­ность каждый раз самостоятельно искать способы решения по­ставленной задачи.

Приучение играет немаловажную роль в художественном вос­питании ребенка. Педагог на восприятии образцов высокого музыкального искусства воспитывает у детей потребность в красоте, нетерпимость к уродливому, безобразному.

Следует стимулировать положительную мотивацию музыкаль­ной деятельности, которая может быть обеспечена такими мето­дами и приемами, как:

показ готового образца (исполнение песни, пьесы для игры в оркестре и др.);

применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (предложение сочинить песенную импровизацию, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т.д.);

использование занимательных упражнений;

применение игровых ситуаций;

создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний;

использование специального оборудования и различных мате­риалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов те­атральных костюмов, различных атрибутов — цветных платочков, ленточек, мячей и др.);

наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них.

В музыкальной деятельности эмоционально-выразительное ис­полнение педагогом музыкального репертуара является не только примером исполнения, оно вызывает у детей сопереживание тем чувствам, которые выражены в том или ином музыкальном про­изведении, желание исполнить его так же выразительно.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

П. Брэгг в своих исследованиях принципов здорового обра­за жизни отмечал, что ни один из продуктов питания, поступа­ющих в организм, никогда не усваивается и не выводится из организма полностью. Всегда остаются какие-то продукты рас­пада, которые в той или иной мере отравляют организм изнут­ри. Поэтому необходимо предусмотреть специальные действия, способствующие выведению из организма ненужных ему шла­ков. Наряду с голоданием, физическими упражнениями до пота и промыванием желудка водой эффективным средством уда­ления подобных шлаков и очищения организма является глу­бокое брюшное (диафрагмальное) дыхание, принципы которого были разработаны в гимнастике йогов.

Суть подобного типа дыхания заключается в том, что сна­чала воздух набирается в живот, при этом он выдвигается не­много вперед. Затем раздвигаются нижние ребра, и воздух наполняет среднюю часть грудной клетки. После этого запол­няется верхняя часть легких, и низ живота немного втягива­ется вовнутрь. Нельзя поднимать плечи. Выдох происходит в обратном порядке. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы полости живота - желудок, печень, почки, кишечник. Нижеприведенным упражнениям даны образные названия, что улучшает качество представлений о том, как их надо вы­полнять.

1. "ПРИВЕТ СОЛНЦУ". Очистительное и тонизирующее дыхание.

Свое название упражнение получило от индийского "Ха", что означает солнечный, тонизирующий тип дыхания. Хат­ха-йога — индийская система оздоровления получила свое на­звание из соединения двух слов "Ха" - солнце, "Тха" —луна.

Такт 1. Медленный вдох в живот, грудь и бронхи, постепен­но поднимаются локти, кисти свободно висят.

Такт 2. Сильный выдох на слог "Ха", кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медлен­но опускаются.

Вариант.

Такт 1. Медленно поднимать руки вверх, как бы забирая из организма все имеющиеся в нем плохие ощущения.

Такт 2. Задержка дыхания с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднятых над головой.

Такт 3. Бросить в землю все свои представленные болезни и неприятности, наклоняясь вперед и полностью расслабляя руки. В этот момент выдохнуть набранный воздух через рот, произнося слог "Ха". Оба упражнения повторяются три раза.

Такт 1. Полный глубокий вдох.

Такт 2. Сильный удар в грудь (2 раза), на счет три - сильный удар в живот руками, помогающими выдоху. Чтобы выдох был полностью и до конца, открывать широко рот и высовывать язык. Удары руками в грудь и живот активизируют энергетические центры, называемые в практике йогов "анахата" и "манипу-ра", ответственные за психологический и физический тонус организма. При последнем ударе в живот тело может немного наклоняться вниз. Упражнение освобождает от мышечных за­жимов на уровне груди и живота.

3. "НЕДОЕНАЯ КОРОВА"

Перед началом упражнения - вдох одновременно через нос и рот, затем петь (мычать) мелодию на выдохе через нос, ниж­няя челюсть при этом опущена. Петь, имитируя стон и чувствуя вибрации в области горла и груди. В заключении фразы можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышца­ми живота. Упражнение помогает отреагированию отрицатель­ных эмоций и снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится "чакра вишудха", в практике йогов считается ответственной за эмоциональное со­стояние организма.

4. "СЫТАЯ ЛОШАДЬ". Расслабление мышц лица и головы. Сдержанно

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот надо постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием проходящего воздуха. Надо почувствовать волны вибрации по всей голове, благодаря чему ослабевают мы­шечные зажимы на поверхности головы - в области лба, теме­ни, затылка. Упражнение, снимая напряжение мышц головы, помогает более эффективной работе "чакр аджна" и "сахасраpa", ответственных, согласно воззрениям йогов, за интеллек­туальное и духовное развитие человека.

5. "АРОМАТ РОЗ". Расслабляющее дыхание. Медленно

Произвести полное дыхание с закрытыми глазами, пред­ставляя перед собой большой и красивый букет роз, источаю­щих прекрасный аромат. Задержав дыхание на вершине вдоха, поймать состояние легкости тела и душевной приподнятости. Ощутить состояние, называемое "вдохновение". Почувствовать ясность сознания, свежесть мысли, точность восприятия. Вды­хая воображаемый аромат роз, концентрировать внимание в точке между бровями - "чакре аджне", ответственной в прак­тике йогов за интуитивное познание мира.

6. ДЫХАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ. Сосредоточенное внимание на вдохе и выдохе, выполняемых под мысленный счет, совпада­ющий с ритмом пульса или к нему приближенный. 4 счета -вдох, 4 - задержка, 4 - выдох, 4 - задержка. Упражнение для большей ритмичности может выполняться с одновременной ходьбой на месте.

7. "ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ГЕЙЗЕР". Тонизирующее дыха­ние - медленный вдох и быстрый выдох в пропорции 3+1. Мыс­ленно представлять себя струей гейзера, набирающего силу и поднимающегося вверх и затем срывающегося вниз.

8. "ЗАСЫПАЮЩИЙ ЦВЕТОК". Успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть - вдох, на три четверти -выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

Медленный вдох и задержка дыхания на вдохе способству­ют повышению артериального давления, поэтому такой тип дыхания оказывает тонизирующее действие. Медленный вы­дох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывают расслабляющее и успокаивающее дей­ствие. Эти зависимости надо сообщить участникам группы, чтобы они знали, от каких упражнений им надо воздержаться.

9. "ПАРАД ВОЙСК". Инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике. Как известно, амери­канский психотерапевт Артур Янов разработал принцип лече­ния, названный им "терапией первичного крика". В этом методе пациент должен заново пережить всю ту полноту боли, которую он испытал когда-то в детстве, и избавиться от нее в крике, ко­торый связывает текущее переживание с воспоминаниями про­шлого. Крик должен рождаться по этому методу в низу живота. В результате происходит катарсическая разрядка.

В предлагаемой инсценировке участники выстраиваются в шеренгу, представляя себя в роли солдат на параде. Их при­ветствует "генерал" - руководитель или кто-то из группы. Пос­ле приветствия "генерала": "Здравствуйте, товарищи солдаты!" группа отвечает мощно и уверенно: "Здравия желаем, товарищ генерал!" Генерал произносит: "Поздравляю вас с праздником!" "Солдаты" отвечают сильным троекратным: "Ура!"

Многие невротики часто стесняются звука собственного голо­са и не могут прорваться через броню собственной неувереннос­ти для того, чтобы иметь возможность громко крикнуть и снять внутреннее напряжение. Подобная инсценировка позволяет это сделать. Следует обращать внимание на то, чтобы каждый отвечал на приветствие и кричал "Ура!", напрягая мышцы живота, и выполнял упражнение с максимальным чувством уверенности в себе.

ИСПОЛНЕНИЕ

«По-разному стоит человек на берегу реки "до" и "после" того, как он ее переплыл,» - гласит немецкая пословица. Дру­гими словами, не только человек производит какой-то продукт, но и сам этот продукт, т. е. сделанное оказывает обратное воз­действие на человека. Продукты труда могут как возвышать, так и унижать человека, и одна из задача любого вида терапии заключается в том, чтобы вовлечь человека в такую деятель­ность, результаты труда которой оказывали бы на него возвы­шающее и облагораживающее влияние. Хорошо об этом сказал В. Франкл: "Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю" [ Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С. 114].

Человек делает то, что он делает, а делает он то, что он мыслит. Как мы мыслим, так мы и работаем, живем и любим. Плохие мысли и хорошие, но плохо продуманные, влекут за собой не­удачные действия, которые по обратной связи могут повлечь за собой плохие чувства - это депрессия и уныние, заниженная самооценка, неверие в свои силы или злость и агрессия, раз­дражительность и нетерпимость.

Формирование в пациенте оптимистического и жизнеут­верждающего мировоззрения, с которым бы он мог жить, по­беждая и радуясь, - вот та цель, что преследуется на сеансах музыкальной психотерапии во время исполнения специаль­но созданных формул музыкального самовнушения, а так­же песен, которые могут оказать на мироощущение человека положительное воздействие.

ТВОРЧЕСТВО

Выполнение творческих заданий в системе музыкально-ра­циональной психотерапии является одним из наиболее эф­фективных, но в то же время и наиболее сложным приемом оптимизации психического состояния пациентов. Любой вид творчества, как это было уже неоднократно показано в работах многих исследователей, является спасительным средством при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая актив­ность, хорошо показанная в исследованиях B.C. Ротенберга и В.В. Аршавского, является залогом устойчивости человека в самых разных стрессовых ситуациях [См.: Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адапта­ция. - М.: Наука, 1984].

1. В творчестве человек обретает выход за пределы собственного эгоистического суще­ствования и обретает тот смысл жизни, о необходимости кото­рого для существования говорит в своих работах В. Франкл.

Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но и прежде всего себя; научившийся создавать осмысленную музыкальную фразу, выражающую его отношение к жизни, становится качественно иным по сравнению с самим с собой, не умевшим этого делать раньше. Осваивая в собствен­ных музыкально-творческих опытах самые разные явления жиз­ни, начиная от природных и кончая социальными, человек глубже понимает свою сущность и неотделимость от окружающего природного и социального мира. А именно из-за оторванности существования от жизни природы и других людей возникают наши печали и беды на жизненном пути.

Предлагаемые ниже творческие задания, как и приводимые выше музыкальные произведения для слушания музыки и ис­полнения формул музыкального самовнушения, направлены на расширение репертуара доступных пациенту эмоциональ­ных переживаний. Для этого необходимо сочинить собствен­ную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.

1. Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз типа "Меня зовут Николай" или "Сейчас я делаю свои дела", исполненные с интонациями:

- гнева и решительности,

— печали и уныния,

- веселья и радости,

— спокойствия и умиротворенности.

2. Мелодизация эмоционально окрашенных призывов на те же настроения, что и в первом задании типа: "Вперед, друзья, смелее!", "Ах, как мне плохо!", "Какая удача, какая радость!", "Мне так спокойно и хорошо!"

3. Диалог Шустрика и Мямлика с использованием соответ­ствующих интонаций.

4. Мелодизация различных движений человека, связанных с теми или иными событиями: "Прогулка в парке", "Торже­ственное шествие", "Бегство на пожар", "Встреча друзей".

5. Мелодизация образов животных: "Танец медведя", "Ле­нивый ежик", "Хоровод белок" и т. д.

6. Мелодизация природных явлений: "Летний дождь", "Осен­ний дождь", "Песенка весеннего ручья", "Восход солнца", "За­ход солнца", "Песня морского прибоя" и т. д.

7. Мелодизация четырех природных стихий: "Песня огня", "Песня ручья", "Песня ветра", "Песня земли".

Усилия педагога-музыканта должны быть направлены на твор­ческий поиск и постоянную разработку специальной коррекционной технологии, предназначенной для конкретных категорий детей. Отбор всех элементов этой технологии музыкально-эстети­ческого воспитания должен производиться целенаправленно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ха­рактера и степени выраженности нарушения в развитии, а также особенностей музыкального искусства и специфики его восприя­тия детьми.

Задача педагогического воздействия на детей с проблемами в развитии заключается в приобщении ребенка к миру музыкаль­ного искусства, формировании у него необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах музыкальной деятельности. Педагог должен помочь скорректировать отстава­ние в развитии ребенка, стимулировать его самостоятельные дей­ствия, позволяющие более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.

Обучая и воспитывая ребенка, педагог прежде всего опирается на положительные тенденции в развитии личности, а также на те сохранные функции организма, которые присущи той или иной категории детей с нарушением в развитии. Стимулирование этих функций, опора на них направляют усилия детей на преодоление отставания в развитии и вселяют в них уверенность в собственных силах.

Наибольший эффект в музыкальном воспитании и обучении может быть достигнут только при умелом, гибком использовании педагогом разнообразных методов в их разнообразных сочетаниях. В этом случае применяемые методы и приемы должны быть адек­ватны нарушению в развитии ребенка и способствовать коррек­ции вторичных отклонений. В противном случае они не являются эффективными.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М. , 2001.

2. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., Екатеринбург,1999.

3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003.

4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./Медведева Е.А. и др.М.: Академия, 2002.

5. Голышева Е.С. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта/ Кирнарская Д.К. и др.Психология музыкальной деятельности. М.:Академия, 2003.

6. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2000.

7. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В.Основы музыкальной психологии: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007.

ЛЕКЦИЯ 5








Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3832;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.047 сек.