Образования
Развитие экономики, науки и общественного производства еще в XIX веке поставило перед образованием и педагогикой требования, отличавшиеся одновременно универсальностью и разносторонностью: образованный человек должен быть специалистом в одной области знаний и вместе с тем понимать, что делается в других областях, чтобы успешно ориентироваться в них. Это требует целостного представления не только о человеческом сознании, но и о человеке вообще, что понимал еще И. Кант, когда писал свою «Антропологию». Поэтому задача создания «педагогической антропологии», все более востребованной в наши дни, стала ведущей для К. Д. Ушинского.
Он изначально противопоставил педагогику как своего рода искусство науке, возражая против узкого профессионализма в обучении, что означало переориентацию педагогики с научной методологии на мировоззренческие, культурные и философские идеалы. Задачей образования должна быть не просто подготовка специалиста, но формирование человека, в соответствии с заранее определенным идеалом. К.Д. Ушинский сформулировал его так: сделать человека счастливым через его совершенствование сообразно его природе. В этой емкой формуле объединились все предшествующие достижения педагогики: идея развития сознания ученика, гуманистическая идея и системный подход к обучению и воспитанию. Ушинский считал, что именно воспитание – плохое или хорошее – делает человека тем, кем он становится, и если построить идеальную систему воспитания, то получится и идеальный человек. Но для этого педагогика должна, прежде всего, всесторонне изучить человека во всех его отношениях к миру и другим людям и использовать для этого (в нужной мере) достижения всех наук. Главными же науками, на которые должна опираться педагогика, он считал физиологию, психологию и логику, так как именно от них зависит правильное развитие сознания человека.
Но, отмечая достижения в области физиологии и логики, К. Д. Ушинский прямо указывал на недостаток приемлемых для педагогики психологических знаний. Психологическая неподготовленность педагогов ведет к тому, что они видят в учениках, в детях вообще, только досадную недоразвитость, для преодоления которой годятся любые средства, а это выливается в оправдание насилия в обучении. Не менее вредны и старания учителей - сделать из учеников подобных себе людей: профессионалов, специалистов, моралистов и т.п., враждебно относящихся ко всему, непохожему на них. Тем самым, К. Д. Ушинский разделял принцип «ученик должен превзойти учителя». Но ученик должен сам этого захотеть, а учитель должен сделать так, чтобы это произошло, он должен уметь правильно возбуждать волю ученика, чтобы стимулировать развитие его интеллекта, и в целом – его саморазвитие. Главным качеством учителя, обеспечивающим этот процесс, он считал педагогический такт: врожденную способность учителя (составляющую суть педагогического искусства) относиться к ученику непредвзято, т.е. в соответствии с его психическими и интеллектуальными возможностями.
Современные проблемы, стоящие перед всем человечеством, требуют для своего решения нового человека, обладающего соответствующими умениями и способностями. Современные глобальные образовательные тенденции включают следующие требования. Во-первых, научить жить и работать вместе, в команде, в группе, в обществе, на планете, не придавая враждебного смысла любым различиям. Во-вторых, принимать на себя ответственность, разрешать и предотвращать конфликты. В-третьих, ориентировать образовательные деятельности на активное освоение человеком способов добывания, понимания и передачи новой информации. В-четвертых, обеспечивать постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности при одновременно идущей адаптации образовательного процесса к уже сформированным психическим структурам личности. В-пятых, стимулировать самоактуализацию и самоопределение учащегося в процессе обучения как главный показатель успешности образовательной деятельности, обеспечивая, тем самым, подготовку к активному освоению ситуации социальных перемен.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 820;