СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРАВЯЩЕМУ РЕЖИМУ В ПОСТСТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД
В предыдущей теме (главе) уже говорилось, что вскоре после смерти Сталина в некоторых лагерях прошли открытые выступления заключенных. Наиболее крупное из них произошло в Кенгирском лагере в Казахстане, где заключенные даже захватили власть в свои руки, и некоторое время управляли лагерем. В конце концов, восстание было подавлено войсками с применением танков и многочисленных жертв. Но и это восстание, и другие очаги сопротивления в лагерях подтолкнули правящий режим дать свободу сотням тысяч заключенных.
Каких-то других широкомасштабных движений открытых выступлений против правящего режима в нашей стране не происходило. Но вот в контролируемых странах Европы иногда происходили широкомасштабные выступления. В 1956 году произошли вооруженные восстания против коммунистического режима в Венгрии. Восстание было подавлено с помощью советских войск. В 1968 году в Чехословакии была сделана попытка провести реформы в экономике, что было сочтено руководством КПСС опасным делом для коммунизма в целом. В Чехословакию были введены войска Советского Союза и некоторых стран коммунистического блока. В результате этой фактической оккупации правительство Чехословакии поменялось, и было заменено на ортодоксальных коммунистов. В 1970 году начались забастовки и протесты рабочих в Польше, а к началу 80-х гг. ХХ века в Польше возникла массовая оппозиционная организация польских рабочих – некоммунистический профсоюз "Солидарность". Министр обороны Польши В. Ярузельский, возглавивший руководство страны, не стал дожидаться ввода «союзных» коммунистических войск в Польшу, а объявил военное положение и запретил деятельность "Солидарности".
Подобных открытых выступлений в нашей стране было мало, но все же они были. В 1962 году простые рабочие города Новочеркасска в Ростовской области объявили забастовку и вышли на неразрешенную властями демонстрацию, протестуя против ухудшения своего материального положения. Демонстрация была разогнана силой с применением оружия. Среди демонстрантов были убитые. Несколько людей, которых сочли организаторами протеста, были арестованы и проговорены к различным срокам заключения, а некоторые к расстрелу. Наверное, не совсем случайно, что такое открытое выступление против режима произошло в Новочеркасске – бывшей столице казаческого Войска Донского. В этом районе сохранилась традиция свободного выражения своего мнения.
В нашей стране происходили и выступления одиночек против правящего режима. Иногда это были поступки просто отчаявшихся и обиженных властью людей.
В 1968 г. в городе Архангельске во время очередной праздничной демонстрации, один из демонстрантов, проходя мимо трибуны, где стояли высшие члены областной номенклатуры, выстрелил из оружия и ранил одного из высших должностных лиц.
Самым неординарным из подобных случаев (хотелось бы сказать, самым известным, но они все замалчивались и замалчиваются) было выступление военных моряков против создавшегося положения в нашей стране. Это выступление связано с действием Валерия Саблина в 1975 году. Саблин был военным моряком, служившим на противолодочном корабле "Сторожевой", находившемся в момент очередного празднования Октябрьской революции в порту г. Риги. 8 Ноября 1975 года Саблин, арестовав командира, вдруг обратился к матросам с речью о том, что в стране много несправедливости, коррупции и надо открыто довести это до властей. Саблин призвал команду корабля вывести корабль из Рижского порта и идти в Кронштадт возле Ленинграда, объявить Кронштадт свободной территорией, чтобы открыть всему народу и руководству страны объявить о необходимости коренных преобразований в стране. По своей должности Саблин был заместителем командира по политической части, вторым человеком на корабле. Саблину удалось убедить многих несогласных моряков, офицеры корабля были арестованы и заключены в каютах. Корабль, действительно, вышел в море и взял курс на Ленинград. Вдогонку ему были посланы самолеты и корабли береговой охраны. Но вскоре командиру корабля удалось выбраться из своей каюты и суметь уговорить некоторых моряков не рисковать своей судьбой и нейтрализовать Саблина. Уговорам помогла и бомбардировка корабля с самолетов. Тот был схвачен, корабль возвращен в подчинение командования флота, в подчинение номенклатуры.
Саблина судили и расстреляли. Моряки, активно поддерживавшие его, были приговорены к заключению. Активный помощник Саблина матрос Александр Шеин был приговорен к 8-ми годам заключения в колонии строгого режима, из которых 2 года должен был отбывать в тюрьме. Вся эта история долгое время держалась в строжайшем секрете.
Более известным и эффективным способом сопротивления правящему режиму стало диссидентское движение. Диссидентами, буквально инакомыслящими, стали называть тех людей, которые критиковали коммунистическую систему и правящий режим, опираясь на юридические законы государства – в первую очередь на Конституцию. Ведь даже сталинская Конституция 1936 года содержала упоминание о свободе слове, печати и собраний.
Самая знаменательная из ранних акций диссидентов произошла 5 декабря 1965 года в день принятия сталинской конституции. Несколько человек развернули плакаты на Пушкинской площади в Москве, где содержалось простое требование к властям: «Соблюдайте советскую Конституцию». С той поры требование соблюдения законности, соблюдения прав, гарантированных законом, стало и основным лозунгом, и основой тактики, и основной стратегией инакомыслящих. На этой же демонстрации были развернуты и плакаты против суда над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским.
В 1968 году был создан первый за долгие годы оппозиционный печатный орган диссидентов – информационный бюллетень «Хроника текущих событий». В этом бюллетене излагалась информация о нарушениях со стороны властей своих же законов и прав граждан, гарантированных этими законами. Недаром диссидентов стали позднее называть правозащитниками.
Сложилась парадоксальная ситуация: государственная власть должна была бороться с людьми, требовавшими исполнять законы государства. И борьба была нешуточной. Людей, причастных к изданию «Хроники…» часто арестовывали. В 1969 году была арестована первый редактор «Хроники…» Наталья Горбаневская (Хроника МХГ № 4 (100). В 1975 г. был арестован С.А. Ковалев, который через 30 лет станет первым уполномоченным по правам человека Российской Федерации.
В 1976 г. в Москве была создана организация правозащитников, которой принадлежит особое место в правозащитном движении и в противостоянии антинародному коммунистическому режиму – Московская Хельсинкская группа. Почему Московская, понятно. А, вот почему Хельсинкская? Вторая часть названия связана с проходившим летом 1975 года в Хельсинки совещании руководителей всех Европейских государств (кроме Албании), а также США и Канады. Результатом этого совещания стало подписание 1 августа 1975 года главами государств Соглашений по безопасности и сотрудничествув Европе. Эти Соглашения, которые были призваны укрепить разрядку мировой напряженности, касались очень большого круга проблем: признания существующих границ, а также и экономических, и дипломатических проблем. В гуманитарной части Соглашений главы государств обязались гарантировать в своих странах выполнение положений, вытекающих из Всеобщей Декларации прав человека: право на свободу совести, свободу печати, свободу собраний, право свободно покидать свою страну и возвращаться в нее. Почему же руководитель коммунистического режима Л. Брежнев подписал такие обязательства? Дело в том, что соглашения подписывались в одной связке, и ими гарантировался отказ от пересмотра границ в военной Европе, а Советский Союз получал доступ к передовым технологическим и научным достижениям, которые принимали в европейских странах все более революционный характер. Достаточно сказать, что было время перехода к глобальной компьютеризации, а самостоятельные научно-технические ресурсы коммунистической системы не позволяли этого сделать, то есть руководители страны посчитали, что ради очевидных экономических и технологических выгод стоит согласиться на включение гуманитарных статей в Соглашение. К тому же, коммунистические руководители вовсе не собирались выполнять гуманитарные статьи, а страна, как казалось им, была полностью под контролем. Как выяснилось очень скоро, это только казалось.
По предложению профессора Юрия Орлова, физика по специальности, 12 апреля 1976 г. была создана Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений. Орлов предложил гениальную вещь: по своему названию группа создавалась, чтоб помочь советскому руководству выполнять подписанные им же соглашения, а, по сути, Московская Хельсинкская группа, МХГ, как ее стали называть, стала требоватьвыполнения этих соглашений, стала требовать свободы, и соблюдения прав человека.
МХГ не ограничивалась только Москвой, она налаживала связи с другими регионами нашей страны, занималась просветительской деятельностью, сбором информации о преследовании людей за попытку реализации своих прав, предусмотренных Хельсинкскими соглашениями. За время своей деятельности МХГ выпустила около 200 документов и несколько заявлений о нарушении прав человека в Советском Союзе. Вскоре Хельсинкские группы возникли в Армении и Грузии, Украине и Литве. Таким образом, МХГ стала представлять особую опасность для правящего режима, поскольку превращалась в связующий центр граждан, настроенных оппозиционно по отношению к коммунистическому режиму. Но это была не политическая оппозиция, поскольку члены МХГ не стремились к политической власти.
И, тем не менее, по указанию руководства страны Комитет государственной безопасности правящего режима (КГБ) стал принимать систематические и разнообразные меры по ликвидации деятельности МХГ. Поскольку это был все же не сталинский период, то быстрый арест и расстрелы по приговору чрезвычайного суда были невозможны. КГБ стал использовать более разнообразные методы: слежка, подслушивание телефонов, негласные обыски, психическое давление. Но в итоге все заканчивалось индивидуальным преследованием членов МХГ. Некоторые из них, как Людмила Алексеева, вынуждены были эмигрировать за границу. Других, как генерала Петра Григоренко, замучили преследованиями, с насильственным помещением в психиатрическую больницу. Некоторых, в конце концов, арестовывали, как Анатолия Марченко, умершего в лагере в 1986 году. В 1982 году героический поход КГБ против МХГ, казалось, был закончен. Группа прекратила свое существование. Тогда никто не мог предположить, что этот год знаменовал собой начало политического краха коммунистической системы и торжества идей и принципов МХГ. Через 7 лет, в 1989 году, МХГ была восстановлена, а еще через два года, в 1991 году деятельность компартии Советского Союза была запрещена на территории России.
Одной из самых ярких страниц в оппозиционном движении можно назвать публичное выступление семи человек 21 августа (?) 1968 г. с протестом против ввода советских войск в Чехословакию для подавления реформ, проводимых чешским руководством. Семь человек развернули на Красной Площади в Москве, возле Кремля, плакаты, требующие прекратить оккупацию, плакаты, выражающие солидарность с чехословацким народом. Работники КГБ быстро арестовали всех семерых и отобрали плакаты. Какой смысл был в этой демонстрации, продолжавшейся несколько десятков секунд? Смысл был огромный. И Чехословакия, и вся Европа, весь мир узнали, что оккупация Чехословакии – это акт агрессии правящего режима, который не пользуется поддержкой у народа. Эти люди поддержали честь и достоинство нашего народа. Этих людей ждала тяжелая судьба, такая же, как и членов МХГ. Кто-то был вынужден эмигрировать, кто-то оказался в психиатрической больнице, кто-то в заключении, кто-то умер.
Одним из этих людей был Вадим Делоне, одним из предков которого был последний комендант Бастилии Де Лонэ, при котором Бастилия была взята штурмом 14 июля 1889 года, а сам Де Лонэ убит. Родственники коменданта эмигрировали в Россию и один из их потомков, Вадим Делоне говорил позже о странностях и неумолимом ходе мировой истории. Предок защищал деспотизм, а его дальний родственник через полтора века защищал свободу и так далеко от Парижа.
Неслучайно, среди этих семерых людей оказались три женщины. В работе уже упоминалось, что именно в России женщины играли активную роль в исторических процессах. Одна из них Лариса Богораз, отвечая на вопрос, почему она так рисковала, хотя у нее был ребенок, отвечала: «Я вышла на площадь именно для того, чтобы это не пришлось делать через несколько лет моему сыну». В 1989 году Лариса Богораз стала председателем вновь воссозданной Московской Хельсинской Группы.
В 1969 г. рядом с Красной Площадью, но уже за Кремлевскими стенами, другая смелая женщина, Валерия Новодворская совершила еще один акт прямого противостояния коммунистическому режиму. 5 декабря 1969 года в день Советской Конституции, она пришла на торжественный концерт в Кремлевский Дворец Съездов, поднялась на балкон и перед началом представления выбросила в партер 100 заранее приготовленных листовок, в которых критиковались действия коммунистического режима. Новодворская была арестована, но эффект от ее поступка был ошеломляющим. Следует отметить, что Новодворская входила в студенческую оппозиционную группу, каких было несколько в московских вузах того времени. Новодворская прошла через заключение в тюрьме в Лефортово, испытала на себе такие методы воздействия КГБ, как лечение в психиатрической больнице с применением уколов, подавляющих физическую активность. Но Новодворскую это не могло сломить. В 1986 году она возглавила первую достаточно многочисленную и легальную оппозиционную организацию в нашей стране "Демократический союз". Фактически, это была политическая, первая после 1918 года, партия, которая открыто противостояла коммунистической партии. «Демократический союз» выдвинул требования убрать из Конституции СССР 1977 года статью № 6, где говорилось о руководящей и направляющей роли компартии в жизни нашей страны. В 1986 г. это требование оказалось таким же безрассудным, как разбрасывание политических листовок в Кремле. Но всего через 4 года статья № 6 исчезла из Конституции.
Самыми известными людьми, участвовавшими в оппозиционном движении коммунистическому режиму, были, конечно же, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын. Они участвовали в движении и своим творчеством, книгами и статьями, и помощью конкретным людям. Это были люди с громкими именами, с мировой славой, которые могли бы безбедно жить и у себя на Родине, и за рубежом. Солженицын был великим писателем, получившим в 1970 году Нобелевскую премию по литературе; Сахаров – великим физиком, который мог бы благоденствовать в любом месте. Но они предпочли все свои таланты, все свои силы положить на сопротивление несправедливому правящему режиму, на защиту простых людей, рискуя и карьерой, и здоровьем. Солженицын отказался даже поехать на вручение Нобелевской премии, предполагая, что его не пустят обратно в Советский Союз. Но в 1973 г. коммунистический режим принял решение о высылке великого писателя из страны. Его насильно посадили в самолет и выдворили из страны, куда он смог вернуться на Родину через много-много лет.
В 1975 г. лауреатом Нобелевской премии, но уже премии мира, стал Андрей Сахаров. Он стал еще более известен и всю свою известность использовал для защиты прав человека. Его лишили правительственных наград, а в конце 1979 года отправили в ссылку в город Горький, куда был закрыт доступ иностранным журналистам. Сахарова пытались лишить связи с миром и страной. Сахаров протестовал, даже объявлял голодовки, и его сторожа прибегали к насильственному питанию.
Все эти примеры свидетельствуют о той тяге к свободе и защите прав человека, которая существовала в нашей стране в самых разных слоях общества, от рабочих, студенчества до великих ученых и художников. Эта тяга к свободежила, несмотря на все опасности, связанные с ее отстаиванием в условиях тоталитарного режима.
Деятельность правозащитников позволила выявить полную нелигитимность квази-советского государства: власть не хотела и не могла соблюдать своисобственные законы и международные соглашения. Господствующий режим оставался таким же антиправовым и насильственным, как и в 1918 году.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1219;