ТРУДНОСТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АВГУСТЕ 1991 ГОДА
Несмотря на политику разрядки, отказа от гонки вооружений, сокращение армии экономическое положение страны продолжало ухудшаться. ВПК по инерции продолжал потреблять львиную часть ресурсов, экономика оставалась плановой. В стране продолжалось ухудшение ситуации с продовольствием. В 1990 году в некоторых регионах и городах уже действовала система распределения продуктов питания и товаров первой необходимости по карточкам, то есть по месту жительства. На каждого человека стали выдаваться талоны, дававшие человеку право покупки некоторого количества масла, мяса, молочных продуктов, алкогольных напитков. В этих регионах без спецталонов уже мало что можно было купить. С 1990 года трудности с продуктами стали сказываться даже в Москве, где даже стали вводиться ограничения на продажу продуктов и товаров первой необходимости иногородним гражданам. В Москве стали выдавать «визитки» - специальные карточки с фотографией. Многие товары стали отпускаться только по визиткам. Иногородним гражданам можно было что-то купить только благодаря знакомым москвичам.
Все эти трудности сказались на отношении многих людей к М. Горбачеву. Но эти трудности не отвернули людей от поддержки демократических преобразований. Горбачева очень многие стали обвинять в нерешительности, в торможении реформ, в том, что никак не начинаются реальные реформы в экономике, в том, что Горбачев не решается убрать консерваторов из руководимой им партии, из государственных учреждений, из силовых структур: армии, милиции, КГБ. С 1989 года многие демократически настроенные люди стали видеть лидера демократических реформ не в М. Горбачеве, а в Борисе Ельцине.
К этому времени Ельцин поправился после болезни, перенесенной в ходе его травли осенью 1987 года. В 1988 году он работал в качестве заместителя председателя Государственного комитета по строительству - своеобразная ссылка. Но в 1989 году Ельцин был избран депутатом Съезда народных депутатов. На следующий год он был избран и депутатом аналогичного Съезда России. К этому времени Ельцин стал самой популярной политической фигурой, признанным лидером демократических сил страны. Самое главное, что к этому времени Ельцин стал убежденным сторонником политической демократии и свободной экономической системы. После событий 1987 года в нем произошел внутренний душевный перелом, смена ценностей. Используя понятие экзистенциалиста К. Ясперса, Ельцин оказался в «пограничной ситуации», в которой он понял всю бесперспективность попыток проводить реформы в политике и экономике, используя коммунистические идеологию и принципы управления экономикой.
В июне 1990 года Ельцин был избран председателем Верховного Совета Российской республики. Избран, несмотря на долгое сопротивление номенклатуры и партаппарата. После своего избрания Б. Ельцин вышел из компартии, заявив, что как глава парламента, он не хочет ограничивать себя партийной дисциплиной. Благодаря настойчивости Ельцина Съезд народных депутатов России 12 июня 1990 года принял Декларацию о суверенности. В июне 1991 года Ельцин был избран Президентом России на прямых демократических выборах - первых в 1000-летней истории России.
М. Горбачев после избрания Ельцина оказался в более сложной ситуации. В Ельцине большинство людей видело его главного противника. Но для Горбачева основными противниками оставались аппарат с его саботажем, номенклатура, разгневанная всевластью, и верхушка ВПК, не желавшая никакого продолжения реформ. С другой стороны, демократы все сильнее критиковали Горбачева за замедление реформ. Но он осознавал, что слишком резкие меры по реформированию экономики могут подтолкнуть верхушку номенклатуры и ВПК на партийно-государственный переворот - наподобие того, что произошел в 1964 г., когда номенклатура, опираясь на аппарат и КГБ, неожиданно для всех отстранила Хрущева от власти.
Опасения Горбачева были небезосновательными, как показали события августа 1991 года. Против реформ - а, значит, против Горбачева - было настроено руководство армии и КГБ. Первое было недовольно грядущим сокращением армии и расходов на ВПК, а руководство КГБ было воспитано на служении коммунистическому всевластию и борьбе с демократическими элементами.
Горбачев решил опереться на руководителей союзных республик с тем, чтобы вопросы дальнейшего реформирования политической системы и экономики страны увязать с решением национальных проблем. В резиденции Ново-Огарево стали проходить регулярные встречи Горбачева с руководителями республик. В ходе этих встреч было решено принять новый Союзный договор, который бы позволил и снять напряжение в межнациональных отношениях, и создать новое руководство страны, свободное от партийной номенклатуры, а, значит, свободное и от противников демократии в армии, ВПК, в КГБ и в правительстве в целом. То есть это была бы и новая политическая, и национальная система, и совершенно другие люди в управлении страной. Подписание договора было намечено на 20 августа 1991 года. Но оно не состоялось. Руководители КГБ, ВПК, номенклатуры и партаппарата не захотели отказываться от власти. За день до подписания Союзного договора они с помощью руководства КГБ подвергли Президента страны домашнему аресту. В это время Горбачев находился в Крыму, в своей резиденции в Форосе, откуда собирался вылететь в Москву. Номенклатура и КГБ, арестовав и заблокировав Президента, решили показать народу и всему миру, кто в стране хозяин.
19 августа 1991 года хозяином страны объявил себя Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли 8 человек - все из высшего руководства компартии. Это были и куратор ВПК от партии, и министры обороны и МВД, и глава КГБ, и председатель правительства, и даже вице-президент страны Янаев, который, не моргнув глазом, заявил на пресс-конференции, что Горбачев болен, а стана нуждается в решительных мерах по укреплению порядка. Глаза вице-президента не моргали, но руки при этом дрожали. На улицах Москвы появились танки, введенные по приказу министра обороны. Стало ясно, что это путч, попытка военно-государственного переворота, с тем, чтобы не допустить подписания нового Союзного договора и дальнейшей демократизации страны. В этой ситуации должен был быть срочно собран Верховный Совет страны, но его председатель А. Лукьянов не стал собирать Верховный Совет, фактически становясь на сторону путчистов. Телевидение и газеты должны были распространять только информацию, разрешенную ГКЧП.
Два дня, 19 и 20 августа, вся страна ждала в напряженном ожидании развития событий. Не было даже известно, жив ли Горбачев. В эти дни активно и решительно повел себя Президент России Б. Ельцин. Он объявил ГКЧП и его решение незаконными, призвал армию не подчиняться ГКЧП и объявил себя исполняющим обязанности главнокомандующего армией на территории России. К резиденции Ельцина к дому правительства в Москве стали стекаться тысячи людей, готовых защищать Верховный Совет, Президента России и демократию от угрозы военного подавления. Тысячи людей и не только в Москве выразили готовность пожертвовать собой во имя свободы и демократии. У некоторых людей, охранявших резиденцию руководства России - Белый Дом на Краснопресненской набережной в Москве, было оружие, но большинство людей, окруживших Белый Дом для защиты, были безоружными - они образовали собой живое кольцо.
В конце концов, ГКЧП не решился на вооруженное подавление безоружных людей, на массовые аресты - время Сталина прошло.
21 августа (в годовщину ввода советских танков в Чехословакию) танки и войска были выведены из Москвы, и ГКЧП фактически прекратил свое короткое существование. Все члены ГКЧП были арестованы - за исключением застрелившегося министра внутренних дел. За Горбачевым был послан специальный самолет в Форос, и он, освобожденный из-под ареста, вернулся в Москву. Но теперь уже о подписании Союзного договора и речи не было.
На следующий день, 22 августа 1991 г., состоялось заседание Верховного Совета России, где Ельцин официально заявил о неудачной политике переворота. Горбачев поблагодарил Верховный Совет России за помощь в своем освобождении и отстаивании демократии. Но главный итог заседания оказался не в этом. Один из депутатов спросил: «Что еще должна сделать компартия плохого для своей страны и народа, чтобы ее все-таки запретили?». Выяснилось, что КПСС больше ничего не надо делать.
Ельцин при всех подписал Указ, которым приостанавливалась деятельность КПСС на территории России. Так бесславно закончилась диктатура этой партии, продолжавшаяся более 70 лет. Таким образом, члены ГКЧП, все члены ЦК КПСС сумели за 3 дня путча уничтожить свою партию.
Вскоре в России были закрыты все комитеты партии, а их помещения переданы российским судам, имущество партии было национализировано. То же самое произошло в других республиках. На защиту компартии ни в одном из регионов страны не вышел ни один человек. КПСС растворилась и ушла в небытие.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 807;