ПОСЛЕСТАЛИНСКИЕ РЕФОРМЫ
История квази-советского коммунистического государства показывает, насколько велика роль личности в истории, показывает, как сильно субъективные свойства личности могут влиять на судьбы людей, народов, государств. Наиболее сильным образом этот фактор сказывается именно в недемократических, диктаторских режимах. В демократических странах демократические процедуры мешают возвеличиванию роли и деятельности отдельных людей, стоящих у власти. Сказывается роль таких принципов демократии, как периодическая смена власти, разделение властей, свобода слова и печати, возможность открыто критиковать любые действия любых людей, даже президентов и премьер-министров. Кроме того, в демократических обществах уважаются и защищаются права каждого человека, каждойличности. Благодаря всему этому возвеличивание отдельных людей, их обожествление, культ личности при демократии невозможен.
Иное при диктатуре, особенно, при диктатуре тоталитарного типа. Уже в начале коммунистического периода истории нашей страны индивидуальные качества В. Ленина сильнейшим образом определяли политические и иные процессы в 1917-1922 гг. Личное мнение Ленина определяло практически все шаги, все акции коммунистической партии и по захвату власти в стране, и по управлению страной после захвата власти.
Во времена правления Сталина личные свойства диктатора играли не меньшую роль. Следует оговориться, что в данном случае, значение личностного фактора не связано с положительной характеристикой диктатора, скорее наоборот. О роли личности Сталина в истории нашей страны можно судить даже по тому обстоятельству, что сразу же после его смерти в нашей стране начинаются очень значительные общественные изменения, которые можно назвать радикальным реформированием общества и государства, коренной перестройкой системы.
В стране сохранялась тоталитарная система правления, сохранялось тоталитарное государство. Но выяснилось, что и тоталитарные режимы могут значительно отличаться друг от друга. Главнейшим новоизменением, трансформацией системы стал отказ нового руководства страны от массовых репрессий. При Сталине по стране прокатывались волны массовых репрессий, преследования, аресты, отправления в концлагеря и даже убийства ни в чем не повинных людей, которые даже не думали критиковать режим или оказывать ему сопротивление. В антисталинском сопротивлении участвовала незначительная часть народа – от нескольких десятков тысяч до, возможно, нескольких сотен тысяч, если учитывать сопротивление на национальных окраинах России. Можно напомнить, что массовым репрессиям подвергались иногда целые народы или целые социальные слои, как это было с наиболее умелыми и работоспособными крестьянами в эпоху коллективизации. Но после завершения коллективизации массовые сопротивления режиму стали невозмлжны.
Необоснованные репрессии имели место даже против привилегированных групп людей, например, в отношении высшего командования армии или в отношении высших руководителей страны или членов их семей. Поразительный факт: в заключеннии в концлагере находилась даже Полина Жемчужная – жена Молотова, второго человека в партии и государстве, который был председателем Совета Министров СССР до 1941 года. Сразу же после смерти Сталина она была освобождена. Точно также, сразу же после смерти Сталина было прекращено «дело врачей», когда несколько опытных врачей были обвинены в намерении умертвить руководителей партии и государства. После этого обвинения тень пала на всех врачей, и в обществе стала нарастать новая волна страха. После смерти диктатора врачей тут же оставили в покое.
Упомянутые смягчения в действиях правящего режима были наиболее яркими, но касались небольшого количества людей. Но также, достаточно скоро, репрессии в отношении людей, не сопротивлявшихся режиму, были полностью прекращены. Уже летом (весной?) 1953 года была объявлена амнистия, и тысячи заключенных вышли на свободу (правда среди них было и много уголовников). А на протяжении 1953-54 гг. из лагерей было отпущено более миллиона человек. Последнему обстоятельству способствовали различные факторы: и лагерное сопротивление, и очевидная абсурдность применения рабского труда в эпоху научно-технического прогресса, и субъективное нежелание некоторых руководителей партии и государства продолжать политику массовых репрессий.
Последнее относится, прежде всего, к личным убеждениям и действиям нового руководителя государства и партии Никиты Сергеевича Хрущева, который осенью 1953 года стал Первым Секретарем ЦК Коммунистической партии, а в 1956 – Председателем Совета Министров. В качестве руководителя компартии Хрущев даже настоял на том, что в 1956 году на ХХ съезде этой партии был принят официальный документ, в котором осуждалась политика массовых репрессий, а ответственность за них возлагалась фактически на Сталина, который обвинялся в насаждении культа личности.
Культ личности – это было понятие, с помощью которого можно было бы признаться в огромных ошибках, сделанных квази-советской коммунистической властью, но при этом отвести обвинение от самой компартии, коммунистического режима в целом.
Но даже подобные действия и формулировки Хрущева вызывали неприятие многих руководителей компартии и государства. Понадобилась огромная настойчивость, воля, решительность Хрущева для того, чтобы пойти на признание ненужности репрессий в отношении невиновных людей. Как показали дальнейшие события, Хрущев сильно рисковал, но он решился на риск из каких-то своих внутренних побуждений: свою роль сыграло и чувство вины, и потребность загладить и свои собственные ошибки, и ошибки компартии. Действия Хрущева можно назвать и покаянием перед невиновными жертвами коммунизма.
Благодаря деятельности Хрущева при его правлении были проведены другие крупные изменения, значительно смягчившие социальную систему общества. Крестьян страны, наконец-то, признали за равноправных людей, им стали выдавать паспорта. Были отменены принудительные государственные займы для населения, началось массовое строительство жилых домов для простых людей, стали больше внимания уделять легкой промышленности и сельскому хозяйству. Десятки миллионов людей, благодаря этим преобразованиям, избавились от постоянного страха перед ГПУ – НКВД, стали жить в своих квартирах, стали лучше питаться, одеваться.
Система стала гуманнее, мягче, но суть ее не изменилась: тоталитарное правление всеми сферами жизни человека и общества, а также подчинение экономики страны интересам военного производства. Более того, в стране появилась новая, влиятельная политическая сила - военно-промышленный комплекс (ВПК).
Само понятие «Военно-промышленный комплекс» было введено в широкий обиход Президентом США Д. Эйзенхауэром, который был главнокомандующим американскими войсками в Европе во время Второй мировой войны. Эйзенхауэр заявил, что в американском обществе образовался новый корпоративный клан, состоящий из военного руководства страны и руководителей тех корпораций, которые производили оружие. Эти люди, в силу своего положения, были заинтересованы в наращивании объемов военного производства, а поэтому были заинтересованы в постоянном раздувании угрозы войны, что приводило к увеличению военных заказов, а, следовательно, к повышению доходов производителей оружия, к увеличению числа генералов, и к усилению роли военных в обществе. Представители ВПК стали оказывать сильное влияние и на внутреннюю, и на внешнюю политику, говоря о необходимости противостояния возможной военной агрессии со стороны коммунистических режимов или иных противников США.
Представители ВПК были склонны преувеличивать военную угрозу и мешали разрядке напряженности в отношениях между США и коммунистическими режимами. А, между тем, с конца 50-х годов даже в коммунистическом руководстве Советского Союза стало обнаруживаться стремление перейти к политике мирного сосуществования между коммунистическими странами и «капиталистическими странами» - так коммунистическая пропаганда предпочитала называть демократические и высокоразвитые в экономическом отношении страны.
Наиболее сильно стремление к разрядке мировой напряженности, и мирному сосуществованию было развито у Н.С. Хрущева, который в 1959 г. совершил официальный визит в США, где граждане Америки приветствовали его, как вестника мира. Хрущев заявлял, что необходимо уйти от политики, грозящей военными конфликтами, к политике мирного соревнования двух систем, политике мирного сосуществования. Но эта мирная политика Хрущева не нравилась многим влиятельным людям в руководстве нашей страны так же, как не нравилось и разоблачение Хрущевым многих преступлений эпохи сталинизма. Более всего подобная политика не устраивала представителей военно-промышленного комплекса. В Советском Союзе был свой ВПК, и его влияние было гораздо большим, чем влияние ВПК в США. В советской экономике военное производство со времен Сталина занимало преимущественное место. По мнению многих исследователей, на долю ВПК приходилось примерно 40% национального валового продукта. Некоторые исследователи даже говорят о половине валового продукта. Дело в том, что в ВПК входили не только производства собственно оружия и боеприпасов, но и сопутствующие, смежные сферы, многие из которых были крайне дорогостоящими и затратными. Например, космическая сфера, основной задачей которой было способствовать созданию новейших военных программ. В Советском Союзе существовало множество научно-исследовательских институтов, в которых велись, казалось бы, сугубо теоретические, фундаментальные исследования. Но их финансирование было связано с надеждами на открытия, которые могут иметь военно-прикладное значение.
ВПК не только втягивал в себя больше всех людских, материальных, финансовых, энергетических ресурсов. ВПК втягивал в себя все самые качественные ресурсы: и лучших ученых, и лучшее сырье, и лучшие технологии. С ВПК было связано несколько десятков миллионов человек, учитывая военных, работников предприятий ВПК и членов их семей. Высшее руководство ВПК находилось в привилегированном положении, оно имело и большие официальные доходы, и многочисленные награды, и привилегии, недоступные для подавляющего большинства граждан нашей страны. Эти люди не хотели отказываться от своего привилегированного положения и, так же, как их коллеги из американского ВПК активно влияли на внутреннюю и внешнюю политику и были склонны раздувать размеры военной угрозы, они были заинтересованы в сохранении напряженности отношений между различными общественными системами. ВПК был хорошо представлен и в высшем партийном, в государственном руководстве страны. Даже сам Хрущев находился в зависимости от ВПК, хотя пытался временами уменьшить его значение, пытался даже проводить сокращение армии или уменьшить численность генералитета. Под влиянием высшего руководства ВПК в 1962 г. Хрущев дал распоряжение разместить ракеты с атомным оружием рядом с США, на Кубе, где не задолго до этого был установлен коммунистический режим. Этот шаг был расценен руководством США как непосредственная угроза и поставил человечество перед прямой опасностью начала Третьей мировой войны с широкомасштабным использованием ядерного оружия. Хрущев дал распоряжение вывезти ракеты с Кубы, но этот случай показал, что чрезмерная роль ВПК в политике представляют опасность для всего человечества.
В нашей стране негативные последствия преувеличенного значения ВПК имели постоянный структурный характер. Всем другим отраслям экономики, всем другим сферам общественной жизни, просто не хватало, не доставалось качественных ресурсов, особенно материальных: качественных строительных материалов, качественного металла, качественного сырья, качественного топлива, качественных научных и технологических разработок.
Следствием этого были нехватка медикаментов, непрочные здания многих школ, низкие заработки врачей и учителей, маленькие пенсии большинства граждан. Правда, следует заметить, что при Сталине у большинства граждан нашей страны пенсии вообще не было. В конце концов, раздутый ВПК в конце 80-х годов просто «съел» экономику страны, заодно, «съев» и денежные сбережения граждан, хранившиеся в сберегательных банках, кассах.
Постоянно поддерживаемая угроза военного конфликта и усилие всех ВПК привели к тому, что и у Советского Союза, и у США накопилось такое количество ядерного оружия, которое позволяло многократно уничтожить все население противной стороны, а заодно и все остальное человечество. Казалось бы, дальнейшее увеличение вооружения бессмысленно, но это увеличение продолжалось и получило меткое наименование – гонка вооружений. Периодически предпринимались попытки хоть как-то ограничить эту гонку. Так в 1963 году в Москве был подписан договор между представителем Советского Союза, США и Великобритании об ограничении испытаний ядерного оружия в некоторых природных средах: в воздухе, на воде, на земле, то есть экспериментальные ядерные взрывы допускались только под землей. Подписание этого договора с советской стороны содействовали инициативы выдающегося ученого А.Д. Сахарова, который внес значительный вклад в создание отечественного термоядерного оружия. Человек, которого иногда называли отцом советской водородной бомбы, одним из первых осознал бессмысленность и опасность продолжения гонки ядерных вооружений. В последствии борьба Сахарова за большую безопасность и нашей страны, и человечества в целом привела ученого к открытому политическому конфликту не только с ВПК, но и с коммунистическим руководством страны в целом.
В сентябре 1964 года противники Н.С. Хрущева в высшем руководстве страны, тайно договорившись между собой, внезапно отстранили Хрущева от власти, сняли со всех постов и отправили на пенсию. Хрущев не стал сопротивляться этой отставке и после этих событий справедливо указывал на эту благотворную роль в смягчении политической системы в стране, которую оказали его реформы: «Сталин бы их просто расстрелял, а теперь они просто проголосовали за мое снятие, ничего не боясь. Люди, сместившие Хрущева и сменившие его у власти, приложили много усилий по перечеркиванию многих гуманистических преобразований, не останавливаясь даже перед несправедливой критикой в адрес Хрущева. Его действия были охарактеризованы в официальных объяснениях как волюнтаризм, т.е. излишне субъективное, излишне волевое руководство страной и партией.
Разумеется, у Хрущева было много ошибок – не ошибается лишь тот, кто не действует, а Хрущев действует и очень активно. Его деятельность принесла миллионам людей свободу от заключения и многие тысячи людей, если не больше, от смертной казни. Благодаря его активности, коммунистический режим перестал воевать с крестьянством России. Благодаря ему, в стране хоть в какой-то мере стали считаться с личными интересами и достоинством миллионов крестьян и других простых граждан страны.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 949;