Последние годы сталинизма.
После окончание Второй Мировой войны руководители коммунистического режима, прежде всего, сам Сталин, всю внутреннюю и внешнюю политику страны, все ее людские и материальные ресурсы подчинил старой коммунистической цели, старой стратегической задаче – мировой революции и победе коммунизма в мировом масштабе. Эта задача, которая так воодушевляла коммунистов в годы захвата власти в гражданской войне, казалась нереальной уже в 30-е годы ХХ века, а во время военных неудач 1941-42 гг. о мировой коммунистической революции ни Сталин, ни его окружение уже не думали; главное было уцелеть, не погибнуть. В 1943 году по настоянию западных союзников Сталин даже приказал распустить коммунистический интернационал – организацию, которую в 1919 году создал Ленин. В этой организации сами коммунисты видели инструмент в подготовке и проведении мировой революции, и роспуск коминтерна Сталина выглядел как символичный отказ коммунистического диктатора от надежд на распространение коммунизма во всем мире. Так же символично выглядит тот факт, что в это же время (1943г.) Сталин приказал заменить прежний гимн Советского Союза " Интернационал" на новый гимн. Старый гимн, написанный французами П. Дегейтером и Э. Потье, выражал в себе чаяния на мировую коммунистическую революцию и самим своим названием:
«Вставай проклятьем заклейменный
Весь мир голодных и рабов.
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основания, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем, тот станет всем».
В новом гимне, созданном по заказу Сталина, много говорилось о коммунизме, но уже преимущественно в одной стране, в Советском Союзе, который строит народ под руководством коммунистической партии, и под руководством сначала Ленина, а потом и лично самого инициатора и заказчика нового гимна И. Сталина. Таким образом, новый гимн не только отражал отказ от мировой революции, но и означал возвеличивание компартии, Ленина, Сталина и, забвение более чем тысячелетней истории России.
Почему после окончания Второй Мировой войны надежды на мировую революцию вновь возродились у коммунистического руководства? Вопросу этому способствовали ряд факторов, главными из которых были следующие:
1. в ходе и к концу войны, в силу объективных причин, промышленность и экономика страны в целом, были переведены на «военные рельсы», иными словами, вся экономика была подчинена одной цели – создание как можно больше, как можно более качественного оружия;
2. к концу войны у Советского Союза оказалась огромная армия, хорошо вооруженная, имеющая огромный опыт ведения боевых действий, в том числе опыт широкомасштабных наступательных операций;
3. в ходе международных конференций союзников в Тегеране (в 1943 году), Ялте и Потсдаме (1945) была достигнута договоренность о разделе сфер влияния в послевоенной Европе и мире в целом. В результате этого под контролем Советского Союза, а, значит, Сталина и коммунистического режима оказались Восточная и часть Центральной Европы. На этой территории находились значительные вооруженные силы Советского Союза, благодаря чему с 1945 по 1949 гг. там были созданы несколько государств, власть в которых принадлежала коммунистическим режимам. Это были: Албания, Болгария, Венгрия, ГДР (Восточная Германия без Западного Берлина), Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия;
4. после поражения Японии советские войска контролировали значительную часть Северного Китая, что, в конце концов, помогло коммунистам в Китае захватить власть. В 1949 году была создана Китайская Народная республика.
Коммунистические режимы установились так же в Северной Корее и Северном Вьетнаме на отдаленном Индокитайском полуострове.
Таким образом, к 1949 году коммунистические режимы господствовали в нескольких государствах Европы и Азии и контролировали огромную территорию от Берлина до Вьетнама. Коммунистический режим установился в самой многочисленной стране мира – Китае и вплотную подошел к границам Западной Европы, к древним центрам европейской цивилизации, породившим демократию и учение о правах человека. Сталин почувствовал себя уже не полновластным диктатором страны, но и диктатором значительной части земного шара. Почему было не попробовать стать всемирным диктатором по типу А. Македонского, Чингисхана или Наполеона, но при этом опираясь, в отличие от них, на соответствующую идеологию: победу коммунизма во всемирном масштабе.
Естественно, что другие страны и их народы не желали установления коммунистических режимов у себя дома. Следует заметить, что коммунистические режимы никогда не устанавливались в ходе мирного голосования, а всегда устанавливались вооруженным путем.
Путь военного распространения коммунизма был испробован Сталиным и другими коммунистическими лидерами уже в 1950 году, когда армия Северной Кореи вторглась в Южную Корею, пытаясь захватить ее и сделать всю Корею коммунистической. Южной Корее на помощь пришли США, в итоге войска были отведены на исходные позиции. После этого Сталин не предпринимал других попыток расширения зоны влияния военным путем. Коммунистические режимы противопоставили себя и свои страны демократическим странам и назвали это противостояние борьбой между коммунистической и капиталистической системами. Под капитализмом при этом понималось все самое плохое в обществе, под коммунизмом – все самое хорошее. Это противостояние с конца 40-х годов происходило не в открытой военной форме, а в форме идеологических споров на фоне постоянной подготовки к войне и гонке вооружений. Эта ситуация получила название «холодная война».
Самые тяжелые последствия курса на мировую революцию имели для нашей страны, для нашего народа. Социальное и технологическое отставание нашей страны от передовых стран стало только увеличиваться. Социальное отставание выражалось, прежде всего, в полном отсутствии демократии, в абсолютном бесправии личности перед государством. Причем, все это имело место в то время, когда ООН провозглашало Всеобщую Декларацию Прав человека (1948 г.), когда был создан Совет Европы (1949 г.) на принципах демократии и прав человека. В 1950 году была принята, своего рода, Конституция Совета Европы – Европейская Конвенция по правам человека. Важнейшей частью, стержнем и Европейской Конвенции и Совета Европы было создание Европейского Суда по правам человека в Страсбурге (Франция). В этот суд мог обратиться любой гражданин любой страны Совета Европы с жалобой на свое государство, ущемляющее его права и свободы. В этот суд уже в 50-е годы обращались тысячи людей и многим из них по решению Европейского Суда государства компенсировали нанесенный ущерб. И в это же время в нашей стране каждому человеку внушали, что его долг – во всем служить государству, но не простому, а советскому, коммунистическому.
Технологическое отставание нашей страны стало выражаться теперь в двух основных особенностях:
1. Вся экономика была подчинена потребностям военного производства, что привело к ущербу для развития таких сфер экономики, как легкая промышленность, сельское хозяйство.
2. В экономике страны стали преобладать экстенсивные методы управления организаций, а не экстенсивные. Новые технические достижения, новейшие способы организации, новейшие способы управления экономикой при сталинской системе невозможно было внедрять и использовать.
Характерным примером экстенсивного развития экономики нашей страны является проведение послевоенных репараций. Под репарацией понимается возмещение ущерба, причиненного в ходе войны. Естественно, ущерб возмещают только проигравшие страны. На конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме союзники договаривались о форме и размерах репарации, которые были обязаны выплачивать Германия и ее союзники странам-победителям. Предварительно размер репарации исчислялся в денежном, долларовом исчислении. Но Сталин предпочел отказаться от постепенных выплат в денежной форме, а пошел на немедленные в форме натуральной. Об этом подробно говорится в специальном исследовании П. Кнышевского «Добыча. Тайны германских репараций» (1994 г.). В этой книге даны многие статистические данные, взятые из архивов армии государственных органов. Только за 1945 г. специально созданными войсками Главного трофейного управления в Советском Союзе было отправлено более 20 тысяч вагонов вещевого имущества, более 70 тысяч вагонов строительного материала и квартирного имущества, в том числе около 460 тысяч радиоприемников, 60 тысяч роялей и пианино, 6 тысяч 370 вагонов бумаги. Таким образом, пополнялись недостатки в работе легкой промышленности. Наибольшего размаха достиг вывоз промышленного оборудования, причем не только из Германии, но и из стран восточного блока: Польши, Венгрии. Оборудование заводов, прежде всего, станки и технологические линии демонтировались, перевозились в нашу страну и устанавливались на наших заводах. Например, к марту 1946 года из Германии было вывезено 117 тысяч вагонов промышленного оборудования, из Польши – 115 тыс., из Венгрии – 2,5 тыс., из Чехословакии – 7, 3 тыс., из Манчжурии – 20 тыс. вагонов. Всего за это время было вывезено оборудования 4 млн. тонн. Вывоз оборудования продолжался и позже. Практически целиком перевозились химические заводы, заводы металлоконструкций, вагоноремонтные, металлургические, авиационные, автомобильные заводы, и, конечно, военные заводы. Перевозились заводы и фабрики пищевой и легкой промышленности. Следует заметить, что репарации считались даже западными союзниками справедливым возмещением нашей стране значительной части заводов, которые были разрушены в 1941-45 гг. Сам Сталин выбил натуральный вариант репараций, конечно, считал, что таким образом можно не только быстро восстановить промышленность, но и модернизировать ее за счет передового технического оборудования стран Европы.
Но передовым это оборудование было по сравнению с отечественным, советским оборудованием, а для промышленности стран Европы и США это оборудование было уже устаревшим. Таким образом, выбор натуральных репараций в долгосрочном стратегическом отношении закладывал еще большее технологическое отставание нашей страны.
Еще одним примером экстенсивного развития экономики нашей страны было широкомасштабное использование труда военнопленных, в первую очередь немцев и японцев. В первые послевоенные годы в нашей стране работало около 5 млн. военнопленных, они использовались в самых разных сферах экономики, в административном отношении эта армия бесплатных и большей частью квалифицированных работников подчинялась главному управлению лагерей – ГУЛАГу. Таким образом, роль ГУЛАГа в экономике нашей страны еще более возросла. Наиболее зримым свидетельством работы военнопленных является построенные ими высотные здания в Москве, напоминающие то ли замки, то ли готические соборы, и самое высокое здание в Москве – здание Московского Университета.
Для большинства граждан нашей страны не репарация, ни труд военнопленных никакой пользы не принесли. Все лучшее, что было получено в ходе репараций, шло, в конечном счете, на нужды военного производства. Уровень жизни людей был крайне низким. Как всегда больше других страдали крестьяне. Колхозников заставляли трудиться в течение большего времени бесплатно – за трудодни, т.е. за запись, что он целый день работал. В конце года по этим трудодням выплачивалась какая-то компенсация, явно несоответствующая тяжелому труду крестьян. Крестьяне оставались на положении крепостных, поскольку в сталинские годы им не выдавали паспортов.
Бесплатно, зачастую, работали и многие другие. Рабочих, служащих заставляли приобретать облигации Государственного Займа, т.е. человек покупал бумаги, по которым государство обязалось через несколько лет возвращать ему деньги. При правлении Сталина ничего возвращено не было. И эти деньги, и деньги, невыплаченные колхозникам, большей частью шли на военное производство. Но эта концентрация всех людей, их материальных и финансовых ресурсов на военном производстве не могла обеспечить даже военной безопасности страны. Во-первых, страна балансировала на грани военного конфликта. Во-вторых, во второй половине ХХ века любое производство, в том числе и военное, стало все больше зависеть от новейших достижений, от кибернетики, электроники, но эти отрасли в нашей стране не развивались, поскольку при Сталине были объявлены нежелательными из-за идеологических соображений. Характерным примером технологического отставания в военной сфере была история создания атомной бомбы в Советском Союзе. По мнению многих исследователей, атомная бомба, созданная в Советском Союзе, лишь частично создавалась разработками отечественных инженеров и ученых. В конечном итоге, атомную бомбу удалось создать благодаря тому, что документы по созданию атомной бомбы были переданы американскими гражданами с помощью советской разведки.
Эпизод передачи секретов атомной бомбы какими-то американскими гражданами стал основой сюжета первого романа великого русского писателя ХХ века А.И. Солженицына «В круге первом». Действие романа происходит в первые послевоенные годы и начинается с телефонного звонка в американское посольство в Москве, который сделал один из главных героев романа Иннокентий Володин. Володин пытается предупредить американцев о том, что скоро документация по атомной бомбе в США попадет советским разведчикам. Самое удивительное, что Иннокентий, положительный персонаж романа, делает звонок не из корыстных соображений. Этим звонком он жертвует и карьерой, и свободой и жизнью. Володин посчитал своим нравственным долгом помешать передаче документации. Он посчитал, что атомная бомба нужна не народу, не людям нашей страны, а антинародному коммунистическому режиму, мечтающему о мировом господстве и уничтожении демократии и мировой цивилизации.
Таким образом, в романе Солженицына не только затрагиваются проблемы технологического отставания нашей страны, но и проблема нравственного выбора, встававшая перед многими умными и честными людьми того времени: можно ли и нужно ли противостоять правящему режиму в нашей стране? А если нужно, то до какой степени может дойти это противостояние? Не будет ли сопротивление правящему режиму носить антигосударственный, антинародный характер? Позицией героя своего романа Володина, а так же словами и поступками многих других героев своих произведений, Солженицын отвечает: сопротивляться нужно и очень активно, потому что правящий режим антинароден. Этот режим, порвав с многовековыми традициями русской истории, с гуманистическими и религиозными идеалами, использует народ, каждого человека ради реализации маниакальной идеи мировой революции.
А. Солженицын утверждал необходимость сопротивления сталинскому режиму не только словами своих героев, но и своей собственной жизнью, своими поступками. К пониманию антинародного характера правящего режима Солженицын пришел уже к 25-летнему возрасту, будучи боевым офицером, прошедшим через сражения Второй мировой войны. В самом конце войны Солженицын был арестован именно за критические высказывания в адрес коммунистического режима, которые содержались в его письмах, вскрытых и прочитанных службами безопасности будущего режима. За свои идеи Солженицын в 1945 г. был приговорен к 8 годам заключения в лагере, и, будучи в тюрьме, а потом в лагерях Солженицын узнал, что в нашей стране было очень много людей, понимающих антинародную, антигуманную суть коммунистического режима. Большинство из этих людей не решались от внутреннего неприятия режима перейти к прямому сопротивлению. Но такие люди были, и их было достаточно много. Поступки, действия этих людей позволяют говорить об Антисталинском Сопротивлении – именно с большой буквы, так принято говорить и об Антифашистском, Антигитлеровском Сопротивлении.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 720;