Национально-конституционное устройство страны
Помимо специфического решения экономических проблем коммунистический режим также специфично решил и национальные проблемы.
Можно напомнить, что уже в 1918 году национальный вопрос стал острейшим для России, особенно с того времени, когда на Украине было создано независимое государство. Украинская независимость была ликвидирована. Независимыми государствами стали только Польша, вобравшая в себя часть Российской империи и страны Балтии, вышедшие из состава России. Остальные национальные окраины или оставались в составе России, или находились в полной зависимости, как, например, Бухарская и Хорезмская республика. На примере ситуации с этими республиками можно показать, в чем была суть решения коммунистическими руководителями национального вопроса в России. В России долгое время сохранялся принцип территориально-административного государственного деления и устройства.
Страна делилась в начале на княжества, затем на земли, затем на воеводства и на губернии. Национальный принцип деления страны на административное деление не применялось. Руководители коммунистического режима решили создать на национальных окраинах России республики, которые заключили между собой Союз. В основе выделения национальной республики стал языковой принцип, т.е. границы каждой республики, а ведь раньше таких границ не было и в помине, определялись тем, что большинство жителей этого региона говорили на одном национальном языке. Следует заметить, что ранее люди, говорящие на одном языке, могли входить в разные национальные образования и, наоборот, на территории одной губернии или края проживали люди одной национальности. Например, в Центральной Азии представители узбекской национальности жили при Бухарском Эмирате и в Хивинском ханстве, преобразованных в вышеупомянутые республики. В то же время в Хивинском ханстве кроме узбеков жили туркмены, каракалпаки и другие народы, а в Бухарском - таджики и другие. В 20-30-е годы ХХ века были проведены новые административные границы, были созданы Узбекская, Таджикская, Туркменская республики. По этой же схеме созданы Украинская, Белорусская, Молдавская республики. Республики Закавказья после недолгого периода независимости были преобразованы в Советские.
Национальные образования возникали не только на окраинах России, но и внутри страны, например Башкирская и Татарская республики. Национальные образования имели разный статус, были даже национальные области, выше них по статусу были автономные республики. Национальный статус получили Союзные республики, так были названы 4 республики, которые в 1902 году заключили договор о создании нового единого государства - Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Этими республиками были: РСФСР, Украина, Белоруссия, ЗСФСР, так называлось недолговременное объединение трех республик Закавказья: Армении, Грузии, Азербайджана. Поскольку ЗСФСР распалась на три республики, то учредителями-основателями создания нового государства считались Россия, Украина и Белоруссия. Именно эти республики, формально учреждавшие союзное государство СССР в 1922 году, объявили об официальном прекращении действия Союзного договора в 1991 году.
С течением времени количество Союзных республик увеличилось за счет изменения бывших автономных республик. В 1925 году была принята Конституция СССР, которая закрепила национальный принцип деления страны.
В каждой республике формально, высшей властью считался ЦИК (центрально-исполнительный комитет), избираемый Съездом Советов республики. Каждая республика имела свое правительство, совнарком, но фактически власть в республиках принадлежала Центральным комитетам коммунистических партий республик, а те в свою очередь беспрекословно выполняли решение и указания ЦК Всесоюзной компартии. Примерно такая же ситуация была в автономных республиках, но там вместо республиканских компартий были областные партийные комитеты. Считалось, что республики обладают самостоятельностью в решении ряда экономических, социальных и культурных вопросов, вопросы же обороны, воины и мира, внешней политики в целом, находились исключительно в ведении союзного государства в целом.
Формально внешним органом власти в СССР стал считаться Центральный исполнительный комитет СССР, избираемый Всесоюзным Съездом Советов. Соответственно, главой государства считался председатель ЦИК СССР, которым на протяжении долгого времени был М. Калинин. Но поскольку и Съезд Советов и ЦИК комплектовались по воле руководящих органов компартии, то власть в стране и принадлежала этим руководящим органам, Политбюро ЦК КПСС, затем Президиуму ЦК КПСС, а также секретариату ЦК.
Эта схема национально-конституционного устройства страны была закреплена в Конституции 1925 года, той самой, в которой один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Такая же высокая цена была у голосов самих коммунистических деятелей. Огромное количество людей в стране было вообще лишены избирательных прав по политическим мотивам, прежде всего, члены семей бывших предпринимателей, купцов, дворян, владельцев земли, той части интеллигенции, которая не поддерживала новую власть. В 1936 году была принята новая Конституция союзного государства, которая внесла два основных принципиальных изменения в национально-правовое устройство страны:
1. неравенство голосов крестьян и рабочих было отменено, представители этих двух социальных слоев стали равноправными в выборах;
2. в республиках и в Союзном государстве верховная власть формально стала принадлежать Верховным Советам, а не ЦИКам Съездов Советов, т.е. избиратели теперь напрямую «выбирали» членов верховной власти.
Введение равноправия для крестьян стало возможным с точки зрения коммунистического режима только после того, когда крестьянство было загнано в колхозы и поставлено под строгий контроль, а наиболее активная часть крестьянства была уничтожена или репрессирована.
Крестьянство перестало быть опасным для коммунистов. Кроме того, само избирательное право в Советском Союзе стало абсолютно пустой формальностью. Избиратель на выборах получал бюллетень, где была написана фамилия всего одного кандидата, утвержденного коммунистической партией. Никакой возможности выдвигать других кандидатов не было.
Таким образом, Верховные Советы и Советы союзных республик создавались по воле руководителей компартии. Зачем же вообще понадобился переход к делению страны на национально-государственные образования, если они не обладали никакой реальной властью и самостоятельностью?
С помощью подобного приема коммунисты формальным образом решали задачу реализации принципа и право нации на самоопределение. К началу ХХ об этом праве говорила все больше политика и общественные деятели. Это в свою очередь было связано с ростом национального самосознания тех этнических групп - наций, народностей, которые входили в крупные многонациональные государства, такие как Австро-Венгрия, Великобритания, Россия, Турция. Право нации на самоопределение, что какая-то национальная группа может выбрать свою форму государственного существования: создать самостоятельное государство, стать частью федерального государства, стать политической автономией в составе какого-то государства, или образовать культурно-национальную автономию без особых политических прав.
Введенный в 20-е годы в нашей стране принцип национального государственного разделения страны формально позволял говорить о реализации права нации на самоопределение. В Конституции даже утверждалось, что республики имеют право выхода из союзного государства. Коммунистический режим не предполагал, что этот принцип когда-нибудь кто-то сможет воплотить в действительность.
Но со временем роль национальных факторов в истории нашей страны стала возрастать. В стране стала складываться парадоксальная ситуация - господствующая коммунистическая идеология подчеркивала равенство всех национальностей и то, что национальный фактор не должен играть никакой роли в определении ответственности человека перед законом. Но на практике коммунистический режим стал проводить такие мероприятия и акции, которые можно охарактеризовать как геноцид, как дискриминационное отношение к людям именно по национальному признаку.
Само понятие геноцид подразумевает целенаправленную политику, направленную на дискриминацию какой-то этнической или социальной группы. Геноцид включает в себя массовые убийства, массовые аресты без суда и следствия, насильственное изгнание людей из родных мест проживания.
К сожалению, история нашей страны в 20-40-е годы ХХ века дала много примеров геноцида, проводимого коммунистическим режимом. Как геноцид можно охарактеризовать политику по отношению к казачеству России в 20-е годы и политику по отношению к крестьянству России в начале 30-х годов.
Следующий пример геноцида приходится на 1937 год, когда с Дальнего Востока за короткий срок были депортированы (перевезены насильственно в поездах) абсолютно все люди корейской национальности. Их переселили в республики Центральной Азии, где они и их потомки живут до настоящего времени. Необходимость этого переселения объяснялась очень просто: отсутствие корейцев в этом регионе затрудняло действие японской разведки. В общем-то, логика в этом решении коммунистической партии была: действительно японцы и корейцы в чем-то похожи друг на друга. Японским разведчикам теперь трудно было обосноваться на Дальнем Востоке. Правда, ради этого пришлось переселить десятки тысяч корейцев, включая стариков и детей на 10.000 км от Дальнего Востока. Эта депортация была уникальным событием в истории ХХ века.
Вскоре, примерно по этой же схеме и по этому мотиву были переселены в 1941 году из района Поволжья в Центральную Азию более миллиона людей – немцев по национальности. Это были потомки переселенцев из Германии, приехавших в Россию еще в XVIII веке, их переселили, чтобы помешать работе немецких шпионов во время Второй мировой войны, хотя во время Первой мировой войны с Германией правительство царской России не прибегало к депортации немцев.
В 1943-44 гг. коммунистический режим провел депортацию сразу нескольких народов. С территории Крыма были депортированы крымские татары, из Нижнего Поволжья – калмыки, из Грузии – турки-месхетинцы, с района Северного Кавказа – карачаевцы и чеченцы. Причиной этих депортаций объявлялось то обстоятельство, что часть представителей этих народов во время оккупации их территории немецкими войсками сотрудничала с оккупантами. Депортация осуществлялась следующим образом: к выбранному региону сразу в нескольких пунктах подгонялись товарные железнодорожные составы, машины. Все население в 24 часа изгонялось из своих домов, погружалось в поезда, которые перевозили людей в отдаленные места, чаще всего в Сибирь или пустыни Казахстана. Следует заметить, что эти операции проводились большими силами НКВД, в них участвовали десятки тысяч человек, в то время, когда шла тяжелейшая война. Следует заметить, что большинство взрослых мужчин депортированных народов сражалось на фронтах в рядах Советской Армии, а войска НКВД депортировали родителей, жен и детей фронтовиков. Десятки тысяч этих людей погибли или в вагонах, или в первые месяцы своего пребывания в местах ссылки.
Аргумент, из-за которого коммунистический режим депортировал целые народы, выглядел очень странным. Исходя из этого аргумента и из того обстоятельства, что в Украине некоторое время военные формирования украинца С. Бандеры сотрудничали с немецкой армией, коммунистический режим мог депортировать всех украинцев куда-нибудь на Чукотку. Впрочем, возможно, Сталин и его окружение решились бы и на депортацию украинцев, но из-за большой численности на эту депортацию просто не хватило бы транспорта и карательных войск НКВД.
Естественно, что последствия этих депортаций были крайне негативны и трагичны – десятки тысяч погибших людей, озлобленность фронтовиков, узнававших, что их семьи изгнаны из родных мест, столкновения между ссыльными и теми людьми, кто издавна жил в местах их ссылок. Кроме того, сотни тысяч людей затаили обиду на государство, которое позволило изгнать их с родных мест, отняло собственность, здоровье и жизнь близких.
В 50-х гг. после смерти Сталина этим народам разрешили вернуться в родные места (кроме турок-месхетинцев и крымских татар). При этом возращении часто вспыхивали новые конфликты, поскольку часть домов, земель оказывались заняты другими людьми. Проблема турок-месхетинцев и крымских татар до настоящего времени не решена и является одной из самых болевых проблем Совета Европы.
Негативные последствия этих депортаций острейшим образом сказались на политической ситуации в России в конце ХХ века, в первую очередь в конфликте в Чечне. Следует заметить, что после завершения в этом регионе Кавказской войны не прошло и 100 лет, как произошла депортация чеченского народа. Память об ужасах этой депортации усиливала у части чеченского народа неприязнь к российскому государству и способствовала эскалации вооруженного конфликта, который перешел в XXI век вместе с проблемой крымских татар, турок-месхетинцев и многими другими межнациональными проблемами, доставшимися современной России от коммунистического режима.
Согласно Конституции 1936 г. число союзных республик могло увеличиваться, увеличение происходило или за счет повышения статуса автономной республики до союзной, как, например, произошло с республиками Таджикистан и Туркмения. Предусматривалось пополнение числа союзных республик и за счет присоединения к Союзу каких-то новых стран в добровольном порядке. Слово «добровольный» взято в кавычки, поскольку присоединения к Союзу, если и были, то совсем не добровольно. В 1940 году свое желание войти в состав Союза изъявили Латвия, Литва, и Эстония, но перед этим в эти страны в июне 1940 г. были введены советские войска, после чего были арестованы руководители этих государств и проведены выборы по коммунистической схеме, когда в них разрешалось участвовать только выдвиженцам коммунистических партий. Такое силовое присоединение стало возможным благодаря двум внешнеполитическим факторам:
1. Договору, который коммунистический режим заключил с коммунистическим режимом Германии, где говорилось о разделе сфер влияния.
2. Военное поражение Франции в войне против Гитлера в июне 1940 г., после чего ничто не мешало Сталину дать приказ ввести войска в страны Балтии.
Силовое вхождение стран Балтии в состав Союза привело к тому, что в этих республиках на протяжении десятилетий не исчезало стремление к самостоятельности. Но определенный рост национального самосознания происходил во всех других республиках, национальных, государственных образованиях. Какой бы формальный характер не носило право советских республик на выход из состава Союза, такие атрибуты самостоятельности как формально независимый парламент, свое правительство способствовали появлению в среде определенных слоев национальных республик тенденции к независимости.
При сталинской диктатуре казалось, что право выхода республик из Союза никогда не будет реализовано на практике, но именно в годы правления Сталина (в 1948 1951??) великий русский философ Георгий Федотов написал статью «Конец империи», где предсказал, что в ближайшие десятилетия Советский Союз распадется на отдельные государства. Федотов указывал, что потребности экономического и социального характера обязательно приведут нашу страну к ослаблению диктатуры и демократии, а в условиях отсутствия диктатуры логика развития национального самосознания приведет к реализации права союзных республик на выход из состава Союза. Федотов даже осмелился указать на ту республику, выход которой из состава Союза сделал невозможным само сохранение Союза, на Украину, учитывая ее размеры, количество населения, экономические и культурные возможности. Через 40 лет предсказание Федотова самым точным образом подтвердились 2, 8 декабря 1991 года. 2 декабря на Украине был проведен всенародный референдум, в ходе которого большинство граждан Украины высказались за ее самостоятельность, то есть за выход из состава Советского Союза. После этого сохранение Союза не представлялось возможным. 8 декабря руководители республик, формально учреждавших в 1922 году союзное государство, заявили о прекращении действия союзного договора.
Таким образом, коммунистический режим инициировал возникновение целого ряда национальных государств, не существовавших ранее. Сделано это было, конечно же, помимо воли, желаний и целей этого режима. Все действия и стремления режима были подчинены одной генеральной цели: победе коммунизма. В мировом масштабе, то есть той самой мировой коммунистической революции, надеясь на которую партия Ленина брала власть в 1918 году.
Нашей страной управляла наднациональная структура – верхушка коммунистической партии, которая в своих поступках исходила не из национальных интересов, не из интересов общества и граждан, а из идеологических коммунистических интересов, подчиненных задачам мировой революции. Соответственно все людские ресурсы нашей страны на достижение этой глобальной коммунистической утопии, а не на интересы граждан и общества в целом. Когда 12 июня 1990 года руководство России заявило, что отныне Россия суверенная и независимая республика, то в этом акте подразумевалась независимость над национальной коммунистической структурой.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 878;