Раздел 4. Великие реформы эпохи Александра II. 4 страница
Свидетельством нравственного содержания творчества Соловьева могут служить даже названия некоторых его произведений — “Оправдание добра как истины”, “Смысл любви”, об этом же свидетельствует основное понятие философской системы Соловьева — Богочеловечество. По мнению Соловьева, Богочеловечество — это цель истории, это то состояние, к которому постепенно приближается все человечество. Это такое состояние, при котором не единицы, и даже не тысячи, не миллионы, а все люди будут руководствоваться в своих поступках только гуманными, высоконравственными побуждениями, которые даны человеку Богом. Это состояние— всеобщее торжество нравственности. Соловьев верил в оптимистический финал человеческой истории и не только верил, но и действовал, старался приблизить состояние Богочеловечества, приблизить своими книгами и статьями.
Весь его огромный труд “Оправдание добра” — это титаническая попытка доказать необходимость добра, убедить, что творить добро — это самый разумный, даже самый выгодный путь для человека. В своей книге Соловьев проанализировал огромное число религиозных” мифологических, научных представлений, сопоставлял их между собой, прослеживал судьбу различных нравственных принципов в истории различных народов. И все это для того, чтобы обосновать добро как высший и неизбежный принцип человеческой деятельности. По мнению Соловьева, в величие добра не достаточно верить, это величие можно и доказывать с помощью философских исследований. Таким исследованием и является “Оправдание Добра как Истины”.
Надо сказать, что последние произведения Соловьева, например, “Три разговора” (1899), отличает не характерный для Соловьева пессимизм, предчувствие трагического завершения человеческой истории. Пессимизм был, скорее всего, связан с начавшимся при жизни Соловьева движением ихэтуаней в Китае. Это был мощный протест тех китайцев, кто был недоволен отходом Китая от политики изоляционизма, был недоволен отходом от самых абсурдных традиций, обычаев, начавшимся в то время в Китае процессом приближения к общемировым достижениям в технике, экономике. Ревнители старины, исходя из патриотических и религиозных побуждений, начали громить все иностранное и даже убивать иностранцев. Соловьев воспринял эти события как крушение надежд на постепенное объединение людей на основе общей нравственности. Но уже после смерти Соловьева движение изоляционистов было разгромлено китайским правительством (не без помощи иностранных сил), и с той поры Китай стал столь стремительно втягиваться в орбиту мировой политики, что через 50 лет там стали повсеместно насаждать идеи европейского происхождения.
Не следует думать, что В.Соловьев был классическим кабинетным ученым, который ограничивался созданием произведений на прекрасные, но далекие от практических забот большинства людей темы. Соловьев живо интересовался современными ему политическими событиями, общественными проблемами. Не удивительно, что он опубликовал много статей, посвященных национальным проблемам в России, в частности, он много внимания уделял нараставшему в России антисемитизму. Соловьев в своих статьях по поводу еврейского вопроса утверждал, что антисемитизм, отрицательное отношение к евреям, — это явление глубоко неправедное с точки зрения нравственности и христианских добродетелей. Он показывал, что антисемитизм связан с невежеством, инстинктами, завистью. Публицистические статьи Соловьева вызывали большой интерес и оказывали влияние на общественное мнение, чему в немалой степени способствовало литературное мастерство философа, умевшего излагать даже самые глубокие и оригинальные идеи в яркой и ясной манере.
Благодаря своей публицистической деятельности Соловьев был хорошо известен даже за пределами академических кругов. И здесь необходимо заметить, что Соловьев не только писал о гуманизме и нравственности, не только убеждал других жить по законам добра, но и сам жил в соответствии с лучшими нравственными принципами. Соловьев никогда не имел собственного жилья, обитал у друзей, родственников. Возле того дома, где он поселялся в очередной раз, как правило, начинало собираться много нищих, просящих подаяние. Соловьев всегда много подавал таким просителям, а они быстро улавливали эту “закономерность”. Эти щедрые подаяния объяснялись не купеческими замашками, не поисками популярности, а тем чувством вины, которое испытывал Соловьев, считая себя виноватым за разницу в положении, в достатке, которая была между нищими и людьми его круга. Это ощущение вины и не позволяло Соловьеву наживать состояние, заводить дом, добиваться личного материального благополучия.
Невозможно сомневаться в искренности нравственных убеждений творца первой русской философской системы. Не сомневались в этом и люди, лично знавшие Соловьева, и читавшие его философские трактаты, и следившие за его статьями в журналах. Владимир Соловьев прожил, к сожалению, недолго, всего 47 лет. После смерти Соловьева в 1900 году его отпевали в православных храмах, за него молились в синагогах, его оплакивали католические священники, мусульмане. Всеобщая скорбь была объяснима, ведь умер человек, желавший единения всех народов, всех людей в Богочеловечестве, единения всех людей на основе высших нравственных принципов.
Россия и дальше дарила всему миру великих писателей и философов, которые на протяжении всего XX века способствовали гуманизации человечества. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Декларация, состоящая из 30 статей и преамбулы, выражает общественные идеалы, к которым пришло человечество в ходе своей долгой истории, пришло методом проб и ошибок, ценой миллионов жертв и трагических заблуждений. Декларация включает в себя все лучшее из самых различных философских учений, общественных теорий. Декларация прав человека не просто очередной набор лозунгов. На основе Декларации разработаны международные пакты, и страны, присоединившиеся к этим пактам, обязаны соблюдать принципы Декларации прав человека. Декларация была создана после второй мировой войны, после разгрома фашизма, вернее, после разгрома первой попытки фашизма утвердиться на Земле. Но возможны и другие подобные попытки. Декларация 1948 года и закрепляет такие принципы общественного устройства, которые не позволяют фашизму или другой диктатуре захватить власть сначала в одной стране, а затем и во всем мире.
Исходный принцип Декларации — это принцип защиты прав и интересов отдельной личности. Права и свободы каждого человека, каждой личности выше и ценнее интересов классов, сословий, наций, государств, религиозных общин. Этот принцип полностью соответствует философским идеям Бердяева. Совпадение не случайное. За год до того, как ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, Кембриджский университет присвоил Бердяеву звание почетного доктора теологии. Наряду с Бердяевым на это звание претендовали крупнейшие философы Европы К. Барт и Ж. Маритен, но Бердяеву было отдано предпочтение, как мыслителю, выразившему наиболее полно и точно гуманистические идеалы человечества. Бердяев сделал это в своих философских статьях и книгах, а в момент присуждения Бердяеву почетного звания в 1947 г. разрабатывалась правовая форма выражения этих идей — Декларация прав человека, которая, вероятно, создавалась не без участия выпускников того же Кембриджского университета. Поэтому Бердяева можно назвать философом, одним из первых выразившим всемирно-гуманистические общественные идеалы.
Идеи Бердяева не возникли вдруг, он опирался на всю гуманистическую культуру человечества. Вместе с тем — и это очень важно с точки зрения мирового значения русской философии — Бердяев продолжал лучшие традиции русской философии, русской культуры. На философское учение Бердяева, несомненно, оказали влияние гуманистические идеи Вл.Соловьева, учение о Богочеловечестве, понимание Соловьевым национальных и межрелигиозных проблем, толстовское неприятие насилия. Мысли Толстого о духовном единстве всех религий также соответствует духу Всеобщей Декларации прав человека.
Впрочем, учение Толстого о ненасильственном сопротивлении злу имело и более непосредственное значение для мировой культуры. Достаточно напомнить о деятельности Махатмы Ганди, считавшего себя учеником Толстого и названного отцом индийской нации. Между прочим, именно этот пример влияния идей Толстого позволяет автору настоящего пособия скептически относиться к деятельности кришнаитов и других проводников индийских религиозно-философских идей в России. Уж кто-кто, а Ганди хорошо знал и Веды, и Бхагават-Гиту, и многие другие памятники великой индийской культуры, но, в конце концов, обратился за советами к русскому мыслителю, правда, к такому, который старался обобщить всю гуманистическую культуру человечества. Идеи Толстого оказали влияние и на Мартина Лютера Кинга, видного общественного деятеля США, который во многом способствовал мирному разрешению расовых противоречий в США в 60-е гг. Таким образом, идеи Толстого оказали огромное влияние не только на взгляды других мыслителей, но и на мировую историю, прежде всего в Англии, Индии, США. Возможно, что, пользуйся идеи Толстого большим влиянием в России и Германии, судьбы этих стран не сложились бы столь трагическим образом.
Гуманизм, уважение к личности каждого человека, неразрывно связанные с этим уважением демократические принципы и традиции можно найти на протяжении всей истории русской культуры. Достаточно привести идеи Федотова о демократической основе русской культуры, достаточно вспомнить творчество Андрея Рублева, Сергия Радонежского, Нила Сорского. Эта особенность русской культуры очень символично отражена великим Пушкиным в его стихотворении “Памятник”. Поэт, который лучше всего выразил предшествующую ему национальную культуру и во многом определил последующую, так видел смысл своего творчества и своего существования:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках — и Андрей Рублев, и Нил Сорский, и Владимир Соловьев, и Толстой, и Бердяев, и Федотов. Это фактически предсмертное поэтическое завещание поэта является тем более примечательным, что Пушкин свой “Памятник” противопоставил одноименному стихотворению Г. Державина. В державинском стихотворении поэт считал своей главной заслугой воспевание подвигов великих людей и военных побед. Пушкин в молодые годы, подобно Державину, тоже воспевал победы и призывал к насильственной борьбе против тиранов. Но, умудренный жизнью, он посчитал, что его творчество выше военных побед, выше Александрийского столба. Пушкин прославил свободу наряду с добрыми чувствами и милосердием - и это главное, что сделал он сам и что было предназначено сделать русской культуре.
Гуманизм и общечеловеческая значимость русской философии объясняются исторической судьбой России. В России встретились, и долгое время сосуществовали различные культуры и религии. В эпоху Киевской Руси тесно переплетались судьбы восточных славян и тюркских народов - предков современных башкир, татар, казахов и многих других народов, принявших мусульманскую религию. Тем не менее, Россия не знала межрелигиозных войн. Западноевропейские философы в основном были ориентированы на два направления христианства - католицизм и протестантизм. Русские философы учитывали опыт и этих религиозных направлений, но при этом были обогащены опытом православной религии. Некоторые западные философы проявляли интерес к буддизму, особенно с XIX века, но в России жили целые народы, исповедовавшие буддизм - калмыки, буряты. Россия имела огромную границу с Китаем, так что китайская культура не была для России заморской экзотикой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что великая русская философия XIX и XX веков синтезировала общечеловеческий и гуманистический опыт тысячелетней истории и культуры России.
Тема 8. КВАЗИ-СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
ЛЕНИНСКО-СТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД
1. Февральская революция. Советы и власть.
Вначале о словах, вынесенных в название этой темы. Слово "советское" связано с названием нашей страны, которое утверждается с 1917 года. Вначале страну стали именовать Российской СоветскойФедеративной Социалистической Республикой (РСФСР), затем Союз СоветскихСоциалистических Республик. Очень часто для краткости использовалось название Советский Союз, как внутри страны, так и за рубежом. Часто использовалось еще более краткое название - страна Советов -подразумевалось, что верховная власть в нашей стране принадлежит Советам, под которыми подразумевались особые органы самоуправления.
Советысостояли из представителей фабричных и заводских рабочих какого - то города, района. Первые Советы возникли еще в ходе революционных событий 1905 года. Первый из них был создан в городе Иваново. Советы выражали и представляли интересы рабочих и работников наемного труда. Вначале речь шла об экономических и социальных интересах, но затем Советы стали представлять интересы политического характера, что было неудивительно для революционного периода. От традиционных органов самоуправления Советы отличались тем, что в них, как правило, не были представлены другие социальные слои, помимо рабочих.
В 1917 году подобные Советы возникли почти во всех городах и регионах России. В этом же 1917 году стали созываться Всероссийские Съезды Советов. Позже были выбраны Верховный Совет России, Верховный Совет Советского Союза. Долгое время официально считалось, что именно этим съездам Советов, а потом Верховному Совету принадлежит верховная власть в России. Поэтому, говоря о политическом режиме в России, говорили выражение "Советская Власть или Власть Советов". Поэтому нашу страну того периода было принято называть Советскимгосударством.
Но в действительности в этот период реальная власть в стране никогда не принадлежала Советам.Верховная власть все время принадлежала одной политической партии, называвшей себя социал - демократической - с 1918 г. Российской Коммунистической - после 1922 г. С 1952 г. - коммунистической партией Советского Союза - КПСС.
В нашей стране существовала абсолютная диктатура компартии. Все политические решения принимались руководящими органами компартии, а Советы всех уровней играли роль формальных органов, через которые проводились решения руководства компартии. Вначале этим органом был Центральный комитет партии, затем политбюро и президиум этого центрального комитета. Советы всех уровней комплектовались на основе решений, соответствующих комитету компартии. Например, какой-нибудь районный Совет комплектовался по решению и желанию руководства соответствующего районного комитета коммунистической партии. Когда те или иные Советы не устраивали коммунистическую партию, то их состав меняли и даже просто отстраняли от формальной власти, как это было в 1918 г., когда компартия не довольная деятельностью крестьянских Советов, ввела в деревню новые органы власти - комитеты бедноты, комбеды.
Коммунистическая партия не терпела никаких других партий, никакой оппозиции. Ее власть была абсолютной. Поэтому с полным основанием можно говорить, что нужно назвать политический режим, установившийся в России, в период Советского государства, коммунистическим режимом, режимом власти компартии. Советским этот режим был только по названию. В науке подобные явления и ситуации, когда название искажает суть содержания принято называть квази - явления - от лат. Quasi, означающее - якобы, будто, со значением мнимый, не настоящий, например, квазинаучный. Поэтому, понятие квази-советское государство более точно отражает характер господствующего режима, в соответствующий исторический период, и гораздо точнее отражает роль Советов в истории России.
Вместе с тем, в истории России был период, когда Советы сыграли очень важную политическую роль, это период с февраля 1917 г. до ноября этого же года, и особая роль в этот период времени принадлежит Петроградскому Совету. Название Совета было связано с тем, что к 1917 г. столица России была переименована из города Санкт-Петербург в Петроград. Причина этого переименования заключалась в том, что прежнее название столицы показалось слишком немецким и неуместным во время войны с Германией, при этом правда, произошло важное смещение в восприятии названия столицы России. Столица стала восприниматься как названная в честь царя Петра I, а не в честь Святого Петра, апостола, ученика Иисуса Христа.
Санкт-Петербург был все-таки городом святого Петра, а не Петра - царя и политика. Изменение названия столицы оказалось наименее негативным последствием той мировой войны, в которой оказалась Россия. Два с половиной года участия в мировой войне привели к тому, что все больше и больше людей в России желали скорейшего прекращения этой войны. Все больше людей, недовольных войной, оказывались и в самой армии, основную массу которой составляли крестьяне. Миллионы крестьян оторванные от семей не понимали и не принимали смысла и цели этой войны. Первоначальный повод России для вступления в эту войну, защита интересов Сербии, был забыт и мало кого интересовал. Победоносное для России завершение войны, могло принести России новые территориальные приобретения, возможно, какие-то денежные компенсации, контрибуции. Сторонники старой идеи о "Москве- III Риме" мечтали о приобретении Россией вожделенного Константинополя, ставшего во время первой мировой войны столицей Турции - Стамбулом. Но миллионы простых солдат не могли предположить, что захват Константинополя, пролива Дарданеллы вряд ли улучшит их собственную жизнь и благополучие их семей.
Недовольство войной проявляли и рабочие заводов и фабрик, чье положение во время войны значительно ухудшилось. В начале 1917 г. все чаще недовольство стали проявлять рабочие заводов Петрограда. Они были недовольны продолжающимся ущемлением своих прав со стороны заводских хозяев. Начались массовые забастовки, и в феврале 1917 г. в этих забастовках участвовало уже более 100 тыс. рабочих. В конце февраля в Петрограде возникла проблема города в продовольствии. Рабочие вышли на улицу, появились многочисленные демонстрации, участники которых вначале требовали хлеба и продовольствия, а затем стали выдвигать коммунистические лозунги, лейтмотивом которых стала смена власти и заключение мира.
Ход февральских событий очень тщательно был описан лидером партии конституционных демократов России П.Н.Милюковым, который оказался в самой гуще событий и сумел хорошо описать их в качестве историка и литератора. Устами Милюкова, 23 февраля с демонстрациями на улицах расправилась полиция и жандармы. Но с 24 февраля для разгона демонстрантов стали использовать воинские части, которым был дан приказ открывать огонь по скоплениям протестующих людей. Но с 26 февраля некоторые воинские части стали переходить на сторону бунтующих рабочих. В течение нескольких дней на стороне восставших оказались большинство воинских частей петроградского гарнизона. Солдат этих частей можно легко понять: они сами не хотели быть отправленными на фронт воевать за Стамбул, Дарданеллы и контрибуцию. Положение усугублялось тем, что в годы войны не эффективно действовало царское правительство, работой которого были недовольны представители самых разных социальных слоев, от представителей аристократов и военных до интеллигенции и депутатов госдумы.
Это всеобщее недовольство, массовое выступление петроградских рабочих в конце февраля 1917 г., переход войск на сторону восставших привели к тому, что 28 февраля правительство России ушло в отставку, а жизнь и свобода министров оказались под угрозой, так же, как и жизни тысяч полицейских в Петрограде. Прежняя власть в России практически прекратила свое существование. На следующий день, 2 марта 1917 года даже для царя Николая II стало ясно, что в России произошла революция и самое разумное, что может сделать царь - отречься от престола, что он и сделал в ночь со 2 на 3 марта. Правда, царь отрекся в пользу своего младшего брата Михаила, но тот, понимая, что сохранение царской власти нереально, отказался принять власть, заявив, что характер и форму власти в России должно разработать и законодательно утвердить Учредительное Собрание.
Идея Учредительного Собрания была связана с историей Великой французской революции 1789 г. В ходе этой революции всенародно избранное Учредительное Собрание разработало основы конституции законодательного и политического устройства Франции. Правда, решения французского Учредительного Собрания просуществовали недолго, но сама идея всенародного избранного учреждения, которое призвано разработать и утвердить принципы нового общественного устройства России, стало очень популярно.
Но для начала работы Учредительного Собрания необходимо было определить принципы его выборов, провести эти выборы. Все это требовало времени, а перед страной стояли острейшие, неотложные задачи, как в экономической, социальной, так и в политической, прежде всего военной сферах - ведь Россия продолжала оставаться участником Первой мировой войны. Для решения неотложных задач управления необходимо было создать новые органы управления, новое правительство. Это новое правительство было создано временным комитетом Государственной Думы, в котором участвовали представители различных фракций Думы. Правительство было названо Временным, этим названием подчеркивался переходный характер этого правительства, которое должно было управлять до созыва всенародно избранного Учредительного Собрания, в соответствии с этим считалось, что правительство не должно решать принципиальные стратегические вопросы, такие как:
- вопрос о мире;
- о земле;
- о новом государственном устройстве России.
В это правительство вошли различные политические деятели, в основном связанные с Государственной Думой. Председателем этого правительства стал либерально настроенный князь Львов, занявший и пост министра внутренних дел. Министром иностранных дел стал П.Н.Милюков. Военным министром стал Гучков, который до этого был председателем Государственной Думы с 1907-1912 гг. В это правительство вошел и представитель одной из социалистических партий А.Ф.Керенский, примыкавший к партии эссеров, юрист по образованию, ставший известным после юридической защиты рабочих и смелыми выступлениями в IV Государственной Думе. Участие Керенского в правительстве подчеркивало революционный характер сложившейся ситуации - социалист стал министром России.
Но не успело Временное правительство приступить к работе, как вдруг выяснилось, что в России, по крайней мере в Петрограде существует еще один источник власти - Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Этот Совет по началу возник в том самом Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума. В Петроградский Совет вошли представители различных партий Петербурга, а также представители различных воинских частей, расквартировавшихся в Петрограде.
Совет возник еще 27 февраля 1917 г. и сразу же стал представлять достаточно мощную и грозную силу, поскольку опирался на воинские части, представленные в Советы солдатскими депутатами. Да и за рабочими депутатами стояла такая значительная сила, как сотни тысяч петроградских рабочих, многие из которых были хорошо организованы и вооружены. В Петроградский Совет входили не только рабочие и солдаты, но и те люди, которым рабочие и солдаты доверяли, например, представители левых революционных социалистических партий, эссеров, социал-демократов, разделившихся к этому времени фактически на две партии - "меньшевиков" и "большевиков". Представителем Петросовета стал меньшевик Чхеидзе, а "товарищем председателя" стал А.Ф.Керенский, чуть позднее включенный во Временное правительство.
Поскольку Петроградский Совет обладал реальной силой и опирался на военных, на многочисленных рабочих Петрограда, то его власть в столице России была не менее значима, чем власть в Петрограде Временного правительства. А, учитывая усиливающуюся веками централизацию власти в России, деятельность Петроградского Совета сказывалась и на политике, и на ситуации в России в целом.
Не случайно, многие историки для характеристики ситуации в России, сложившейся с начала марта 1917 г., используют термин "двоевластие". В целях и устремлениях и Временного правительства, и Петроградского Совета было много общего, прежде всего это стремление к демократизации страны. В России была установлена полная свобода слова, свобода печати, свобода собраний, отмена цензуры, наиболее адиозные социальные пережитки. Все эти демократические преобразования приветствовались Петросоветом, но в целом Совет был настроен гораздо более революционно и радикально, чем правительство. Большинство членов Совета, выражая волю рабочих и крестьян, хотели быстрейшего заключения мира, решения вопроса о земле, об улучшении положения рабочих и крестьян, а правительство откладывало все это до учредительного собрания.
Вопрос о войне и мире становился все более острым. Милюков, будучи министром иностранных дел, безоговорочно стоял за продолжение участия России в войне. Милюков и его сторонники исходили из того, что Россия не может предать союзников, прежде всего Англию и Францию, которые в 1914 г. поддержали Россию, объявив войну Германии. Кроме того, к весне 1917 г. становилось все более ясно, что Германия и ее союзники (Австро-Венгрия, Болгария и Турция) проиграют войну, соответственно Россия может рассчитывать на какие-то выгоды, полагавшиеся победителям. Но выяснилось, что безоговорочная поддержка войны до победного конца не пользуется популярностью, и вскоре Милюков был вынужден уйти в отставку с поста министра иностранных дел и покинуть Временное правительство. Был сформулирован состав нового правительства, в который вошли другие социалисты помимо Керенского, а сам Керенский стал военным министром. Это второе Временное правительство существовало два месяца, в мае - июне 1917 г. В августе 1917 г. был сформирован третий состав Временного правительства, в котором Керенский занял уже пост председателя правительства. В сентябре 1917 г. генерал Корнилов, верховный главнокомандующий русской армии, предпринял попытку свергнуть и Временное правительство и власть Петросовета и установить сильную власть в форме военной диктатуры. Попытка Корнилова провалилась, он был арестован - выяснилось, что даже верховный главнокомандующий не может захватить Петроград. После этого было сформировано IV Временное правительство, в котором председателем остался Керенский, ставший к этому времени верховным главнокомандующим.
Казалось бы, власть Временного правительства усилилась и окрепла, но в действительности усилилась и окрепла власть Петроградского Совета. Осенью 1917 г. Совет стал еще более радикальным и революционным, поскольку большинство мест в Совете заняли представители или сторонники самой радикальной революционной партии в России, партии большевиков, той самой, которая через год переименовала себя коммунистической.
Во главе Петроградского Совета оказался уже не осторожный и рассудительный Чхеидзе, а радикальный и рассудительный большевик Лев Троцкий. По инициативе Троцкого в Петросовете был создан военно-революционный комитет, который осуществлял практическую работу по подготовке вооруженного восстания и захвата власти в России Петросоветом. 25 октября 1917 г. вооруженное восстание началось, и в ночь на 26 октября IV Временное правительство было низложено, большинство его министров было арестовано. Вместо этого правительства было организовано другое, тоже временное, но состоявшее из большевиков и названное Советом Народных Комиссаров. Это V Временное правительство перенимало власть из рук военно-революционного комитета Петроградского Совета. Председателем правительства стал лидер большевиков В.Ульянов, тот самый брат казненного в 1887 г. народовольца Александра Ульянова.
2. В. Ульянов-Ленин: захват власти в октябре по апрельскому плану.
Вряд ли кто в России мог предположить, что за 30 лет, между 1887 -1917гг. пройдут такие радикальные изменения. Брат казненного террориста, радикал революционер возглавляет правительство России. Но история семьи Ульяновых и драматические события осени 1917 г. связаны не только родственными отношениями между Александром и Владимиром Ульяновым. И Александр, и Владимир когда-то заканчивали Симбирскую гимназию, директором которой был Ф. Керенский, отец будущего главы правительства России А.Ф.Керенского. В аттестате зрелости В.Ульянова стоит подпись директора Ф.Керенского, который, конечно же, способствовал тому, что Владимир Ульянов получил золотую медаль, несмотря на оценку "4" по логике, стоящую в том же аттестате зрелости. Очевидно, что Ф.Крернский хотел помочь брату казненного террориста поступить в университет, получить образование и не стать изгоем общества. Владимир Ульянов поступил в университет и стал юристом, так же как и бывший студент А.Ф.Керенский.
Правда, младший Керенский сам заканчивал гимназию в Ташкенте в 1898 г.(?), где в это время работал инспектором его отец. Но, конечно в середине 80-х гг. XIX века и в коридорах Симбирской гимназии, и на улицах Симбирска неоднократно встречались два будущих социалиста и два будущих председателя правительства России - младший Ульянов и младший Керенский.
Следует заметить, что вначале и сами большевики считали, что их правительство является очередным временным правительством, главная задача которого, передать власть Учредительному Собранию. Так же вначале посчитали и другие политические деятели России, но очень скоро выяснилось, что большевики никому власть передавать не собираются, даже всенародно избранному Учредительному Собранию. Большевики захватили власть и удерживали ее в течение почти 75 лет.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 706;