Правление Бориса Годунова. Великая смута.
Большинство правителей России, правивших после Ивана IV, старались идти по пути реализации тех благих целей, которые были начертаны в первый период царствования первого русского царя:
- улучшение благосостояния и безопасности каждого человека, поданного царя,
- развитие демократических начал и поощрение структур гражданского общества,
- забота об экономическом благополучии общества и государства, требовавшие выхода России к морю,
- распространение просвещения в России, забота об образовании.
По этому пути шло большинство царей и цариц, а также большинство тех представителей русской знати, которые управляли государством при малолетних царях или при тех монархах, которые не хотели или не могли в силу разных причин заниматься делами государственного управления. К сожалению, деятельность этих государственных деятелей России сковывалась целой цепью трагических исторических случайностей, поражавших Россию в XVI и XVIII веках.
Ярким примером подобного правления может служить деятельность Бориса Годунова. По рождению Годунов не принадлежал к высшей русской знати, но с годами попал в ближайшее окружение царя Ивана IV, особенно после женитьбы на дочери Малюты Скуратого, ближайшего сподвижника царя во время опричнины. Годунов стал еще ближе к царской семье после женитьбы Федора Иоановича, сына Ивана IV, на сестре Годунова Ирине. Перед своей смертью Иван IV поручил нескольким боярам, в том числе и Борису Годунову, помогать править Федору Иоановичу, а на практике осуществлять правление страной от имени неспособного к государственным делам Федора. Довольно скоро Годунов оттеснил от правления других бояр и стал фактическим верховным правителем страны. После загадочной смерти в 1591 году в городе Угличе младшего сына Ивана IV Дмитрия, и смерти в 1598 году бездетного царя Федора, Борис Годунов сам стал царем.
Появление царя новой династии было практически неизбежно, поскольку у Федора Иоановича не было прямых потомков и близких родственников. Борис Годунов обладал огромным опытом правления страной, кроме того, он был родным братом овдовевшей царицы Ирины, желавшей воцарения своего брата. Бориса Годунова поддерживал и глава Русской церкви, первый патриарх Иов. Тем не менее, воцарение Годунова не произошло гладко, автоматически.
Годунов соглашался стать царем только с согласия представителей различных городов и земель страны, созванных на специальное собрание для избрания царя, Земский Собор. Этот Собор, состоявший примерно из 500 человек, и избрал единогласно царем Годунова. Таким образом, Годунов был приглашен высшим представительным органом править Россией. Это соборное избрание было символическим повторением призвания на правление Рюрика, произошедшее в Новгороде за 736 лет до Земского Собора 1598 года в Москве. Это избрание было оформлено в духе учений идей общественного договора. Все члены Собора обязались верно служить Годунову. А что обязывался делать сам Борис? В "Истории России" С. М. Соловьёва говорится, что его обязательство перед народом поразило современников: " Бог свидетель, что не будет в моём царстве бедного человека! " - тряся ворот рубашки своей, продолжал: " И эту последнюю рубашку разделю со всеми!"
Эти слова не были всего лишь эффектной фразой в устах Бориса Годунова, который и в своё царствование, и в своё правление при царе Фёдоре Иоановиче очень много сделал для благополучия общества и государства. Борис Годунов был талантливым и деятельным правителем. Прежде всего, он был искусным дипломатом. Он сумел, сочетая дипломатические усилия и военные действия, вернуть часть земель, захваченных Швецией в ходе Ливонской войны, благодаря чему Россия получила выход к морю. Во многом благодаря дипломатическим усилиям Годунова Русская православная церковь стала полностью самостоятельной, независимой от Константинопольского патриархата. Русская церковь с 1589 года управляется своим собственным, избираемым патриархом. Таким образом, она стала вровень с такими древними православными церквями, как Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская.
В правление Бориса Годунова активно шло освоение Урала и Сибири, где было заложено много новых городов и селений. В Поволжье, в Башкирии был заложен город Уфа. На южных рубежах государства была создана новая система укреплений, защищавших Русь от Крымского ханства. При Годунове был в основном построен первый морской порт России - Архангельск, заложенный по указу Ивана IV от 1583 года, желавшего таким образом компенсировать неудачный исход Ливонской войны. Достаточно скоро Архангельск превратился в порт мирового значения, что способствовало развитию торговли и экономики России в целом.
Показательны и усилия Бориса Годунова, направленные на развитие образования, распространения знаний. Царь распорядился направлять молодых людей в Западную Европу, чтобы они обучались там языкам и наукам. Царь приглашал в Россию мастеров, специалистов, как для практических нужд государства, так и для обучения русских людей ремеслу. Царь хотел создать школы, где молодые русские люди обучались бы наукам. Интересно, что С. М. Соловьёв говоря об этих действиях и планах Годунова в своей " Истории России ", показывает на связь поступков Годунова с деятельностью Ивана IV: " Мы видели, как Борис был верен мысли Грозного о необходимости приобресть прибалтийские берега Ливонии для беспрепятственного сообщения с Западною Европою, для беспрпятственного принятия от нее плодов гражданственности, для принятия науки, этого могущества, которого именно недоставало Московскому государству, по-видимому, так могущественному. Неудивительно потому встречать известие, что Борис хотел повторить попытку Грозного - вызвать из-за границы учёных людей и основать школы, где бы иностранцы учили русских людей разным языкам". Царь сам подавал пример своим подданным и своей образованностью и другими способами. Например, поощряя бритье бороды, как прогрессивное и более просвященное действо.
Но обширным и далеко идущим планам Бориса Годунова не дано было осуществиться. В 1601 и 1602 годах Россию поразил неурожай, разразился голод. Царь как мог пытался помочь голодающим беднякам, закупая на свои средства и раздавая продовольсивие, но это не могло остановить нарастающего недовольства. К бедам, вызванным неурожаем, добавились и зависть к Годунову со стороны старой знати, и недовольство консерваторов нововведениями. В обществе стали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий был убит в 1591 году по тайному приказу Бориса Годунова.
На фоне этого недовольства произошло событие, которое переросло в крупнейшую трагедию русской истории. В 1603 году некий человек, бежавший в 1601 году из России в Речь Посполитую, объявил себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV, будто бы спасшегося от смерти в 1591 году в городе Угличе, где вместо него был убит другой ребенок. Историки спорят, кем был этот человек на самом деле. Большинство из них считают его беглым монахом Григорием Отрепьевым. Этот человек оказался первым самозванцем, который заявил свои претензии на трон русского царя. С небольшим отрядом вооружённых людей, главным образом мелких дворян Речи Посполитой, Лжедмитрий вступил в пределы Русского государства. И случилось неожиданное: к этому человеку на службу стали переходить самые различные люди, и самое неприятное для царя Бориса, даже часть войск, направленных на подавление войска Лжедмитрия. Подавленный чередой несчастий, обрушившихся на страну, Борис Годунов скончался в апреле 1605 года. Сразу же после смерти Годунова, были убиты члены его семьи, в том числе сын и наследник Фёдор. Самозванец вошёл в Москву и был признан законным царем Дмитрием Иоановичем. Вскоре в стране началась гражданская война, названная Великой Смутой.
Самозванец не продержался на троне и одного года. В мае 1606 года он был убит в ходе заговора высшей знати, бояр. Новым царём стал Василий Шуйский, представитель знатного боярского рода, восходившего к одной из ветвей дома Рюриковичей. Сразу после своего воцарения, новому царю пришлось столкнуться с новой опасностью. На юге страны вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова. Под предводительством Болотникова оказалось несколько десятков тысяч человек, которые двинулись к Москве, уничтожая знатных и богатых людей. Осенью 1607 года войско Болотникова осадило столицу, но взять Москву не удалось. В 1607 году Болотников и его окружение были разбиты царскими войсками, многие из них казнены. Войско Болотникова включало в себя представителей самых различных социальных слоев: и дворян, и городских жителей, и крестьян. Всех их объединяло недовольство своим собственным положением и желание изменить это положение к лучшему насильственным путем, с помощью военных действий и грабежа чужого имущества.
Особая роль в движении Болотникова принадлежала казакам. Казачество было уникальным явлением русской истории. Кроме России казаки существовали еще в Речи Посполитой. Само слово " казак " тюркского происхождения, у тюркских народов оно означало " вольный человек ", то есть человек, не имеющий хозяйства, владельца, покровителя. Казаками назывались люди, покидавшие город, государство, страну, знатного человека, и в союзе с себе подобными, искавшими удачу на степных просторах, не контролируемых никакими властителями. Такими неконтролируемыми никакой властью просторами в XVI-XVII веках были степи на южных Русского государства и Речи Посполитой. Примерно с середины XVI века в эти степи стали бежать люди, по тем или иным причинам желавшие изменения течения своей жизни. В первую очередь это были крестьяне, которые не хотели мириться с тяжелыми условиями крестьянского труда. В Речи Посполитой положение крестьян было очень тяжелым, и оно постоянно ухудшалось. Большую роль в этом играли продолжительные войны, которые увеличивали подати, налагаемые на крестьян. Бежавшие в степи люди, собирались в вооруженные отряды и становились военными людьми. Кроме потерявших терпение крестьян, в отрядах казаков оказывались и люди нарушившие закон и бежавшие от наказаний.
Эти вольные люди со временем стали выполнять роль пограничных отрядов, защищающих Русское государство и Речь Посполитую от военных набегов со стороны крымского ханства. За эту пограничную службу русское правительство, как и правительство Речи Посполитой, снабжало казаков оружием, порохом и продовольствием. В Речи Посполитой центром казачества стала Запорожская Сечь, названная так по месту основного базирования казаков - за порогами Днепра. В районе современного города Запорожья были созданы укрепления из бревен - засеки.В русском государстве казаки концентрировались в районе Дона, а затем по нижней Волге и Уралу. В Речи Посполитой казакам даже стали выплачивать жалование, но только определенному их числу, вошедшему в специальный список, реестр, так называемым реестровым казакам.
Казалось и Русь, и Речь Посполитая только выигрывали от существования казачества: недовольные активные и буйные элементы вместо того, чтобы восставать против государства, становились его защитниками, даже жертвовали своими жизнями. Но с другой стороны эти же люди, преобретавшие военный опыт, составлявшие организованную и многочисленную силу, иногда начинали угрожать и Речи Посполитой и Русскому государству. Подобное произошло во время Смуты. Уже в войске Лжедмитртя было много казаков. А в войске Болотникова казаки составляли основную силу.
После разгрома и казни Болотникова, правительству царя Василия Шуйского пришлось иметь дело ещё с одним самозванцем. В 1607 году некий человек объявил себя Дмитрием Ивановичем, сыном Ивана IV, который якобы, второй раз чудесным образом избежал смерти от боярских злоумышленний теперь уже в 1606 году. К этому Лжедмитрию II примкнули остатки войск Болотникова, мелкие дворяне Речи Посполитой, а также те русские бояре и дворяне, которые были недовольны правлением Василия Шуйского и, расчитывавшие на награду, в случае воцарения в Москве нового самозванца. Лжедмитрий II стал лагерем близ Москвы в селе Тушино. Война с Лжедмитрием II продолжалась около трех лет. В декабре 1610 года второй самозванец был убит. Еще раньше, Василий Шуйский был свергнут с престола боярами, и насильно пострижен в монахи.
Представители высшей боярской знати свергли царя Василия, видя его неспособность покончить с гражданской войной, в которую вылилась Смута и которая раздирала страну уже пять лет. Боярское правительство решило пригласить на царский престол Владислава, сына короля Речи Посполитой Сигизмунда. На основе заключенного договора польский военный отряд во главе с наместником Владислава вошел в Кремль. Но это событие не ослабило, а усилило волнение в обществе. Оно было воспринято как чужеземное нашествие.
Особое недовольство вызвало католическое вероисповедание Владислава. Его отец, Сигизмунд был убежденным католиком, который даже потерял трон шведского короля из-за нежелания смириться с победой протестанской религии в Швеции. Сигизмунд был избран королем Речи Посполитой в 1586 году, будучи наследным принцем Швеции. Другим претендентом на трон короля был Федор Иоанович. Поляки и литовцы предпочли Сигизмунда, думая, что его избрание обеспечит союз Речи Посполитой и Швеции. Но из-за приверженности к католицизму Сигизмунд не только потерял шведскую корону, но и способствовал войне Речи Посполитой со Швецией. В этом отношении Сигизмунд был противоположностью своему современнику, королю Франции Генриху IV, который общенациональные, государственные интересы ставил выше религиозных соображений и разногласий. Сигизмунд скорее походил на другого своего современника, испанского короля Филиппа II. Этот король, положивший много сил на борьбу с протестантскими Нидерландами, в конце жизни заявил примерно следующее: "По- видимому, дух еретичества способствует процветанию ремесел и торговли (имея ввиду успешное экономическое развитие протестанских стран- Р.Г.). Но я предпочитаю править разоренной страной, населенной правоверными христианами, чем процветающей страной, населенной еретиками".
Подобный подход Сигизмунда к религиозным и политическим вопросам делал невозможным согласие большей части русского общества с воцарением королевича Владислава. В стране в 1611 году было создано ополчение под руководством дворянина Прокопия Ляпунова, которое попыталось захватить Москву и выбить из Кремля отряд чужеземных захватчиков. К ополчению Ляпунова примкнули и многие казаки. Но этот союз был не очень надежен. После неудачной попытки овладеть Москвой казаки убили Ляпунова. Это ополчение распалось. Король Сигизмунд решил сам стать русским царем и двинул новое войско к Москве. Для Русского государства началось самое тяжелое время, само его существование оказалось под угрозой. Центральной государственной власти не существовало, армии тоже. Во многих регионах хозяйничали казаки, иногда сами ведущие себя как захватчики.
И в это тяжелое время выяснилось, что Русь превращается в Россию. Выяснилось, что Русь это не только государство и власть. Это и общество, и народ, и даже народы, заинтересованные в сохранении государственной общности. По инициативе жителей Нижнего Новгорода было собрано ещё одно ополчение, в которое вступили самые различные люди, и на содержание которого многие жертвовали свои личные средства. Это ополчение в 1612 году смогло освободить Москву и Кремль от военного отряда короля Сигизмунда. Угрозы военного захвата Русского государства и потери государственности больше не существовало, благодаря усилиям и воли народа.
Теперь предстояло ликвидировать многолетние последствия гражданской войны, разрухи и даже разорения большей части страны. Прежде всего, встал вопрос о воссоздании системы государственной власти, о том, кто станет царем Русского государства. Снова, как и при воцарении Бориса Годунова, был созван представительный Земский Собор, который в 1613 году единогласно избрал на царствование Михаила Федоровича Романова, 16 - летнего представителя знатного боярского рода, состоявшего в родстве с царем Иваном IV. В работе Земского Собора принимали участие представители самых различных сословий и регионов Русского государства, по некоторым сведениям даже крестьяне из числа черносошных, государственных. В работе собора участвовали и представители народов, вошедших в состав Русского государства при Иване IV, например семь представителей знати бывшего Казанского ханства. Это был еще один общественный договор, заключенный обществом с новым царем, с основателем новой династии Романовых, правившей Россией более 300 лет. Это событие демонстрирует огромную степень демократизации России с незапамятных времен. Например, во Франции, Англии в XVI-XVII веке династии тоже менялись, но в форме переворотов, а не по решению общенационального органа, представленного гражданами. Собор 1613 года можно считать одним из важнейших событий мировой истории демократии.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1435;