Первые Романовы.

Первым царям новой династии Михаилу и его сыну Алексею Михайловичу пришлось решать сложнейшую задачу восстановления страны после гражданской войны. Решение внутренних задач усугублялось внешнеполитическими факторами. Часть северных русских земель была захвачена во время Смуты шведскими войсками, которые были в 1609 году приглашены Василием Шуйским для борьбы с войском Лжедмитрия II. После приглашения на царский престол Владислава, шведские войска захватили Новгород. В 1617 году правительство Михаила Федоровича заключило со Швецией Столбовский мир, в соответствии с которым, шведы возвращали Новгород и значительную часть захваченной ими территории, но без той части городов и побережья Балтики, которые были присоединены к России при Борисе Годунове.

В 1618 году было заключено перемирие и с Речью Посполитой, а до этого времени королевич Владислав предпринимал попытки овладеть Москвой и воссесть на царский трон. Но это перемирие длилось не долго, и было прервано войной с Речью Посполитой 1632-1634годов. Война началась после смерти короля Сигизмунда, которого сменилбывший претендент на царский престол Владислав. В 1634 году был заключен мир, но через 20 лет началась новая война с Речью Посполитой, которая с перерывом продолжалась до 1667 года, когда было подписано новое Андруссовское перемирие. Долгожданный и прочный мир был заключен в годы правления дочери Алексея Михайловича, царевны Софьи.

Война 1654-1667 годов сыграла особую роль в истории России. Эта война была связана с присоединением к России Украины. Самое присоединение рассматривалось как историческая необходимость, как мероприятие справедливого, морального характера. Украина представляла собой большую часть западных земель Древнерусского государства, то есть территорию бывших Волынского, Галицкого, Черниговского и, конечно же, Киевского княжеств. Присоединение Украины воспринималось как собирание государства. Кроме того, присоединение было неизбежно в силу религилзных соображений. Большинство жителей Украины исповедовало православную веру, а главенствующий, правящий слой Речи Посполитой, в основном придерживался католического вероисповедания.

Но, несмотря на эти, казалось бы, беспорные аргументы в пользу тезиса о неизбежности и необходимости присоединения Украины, борьба за Украину и самое присоединение принесло много проблем России. За 300 - 400 лет раздельного проживания, на территории Украины фактически сложились особый народ, особая культура, особые обычаи, и главное особый язык - украинский. Этот язык был близок русскому языку, но он оказался близок и польскому языку, господствавшему в Речи Посполитой. Примечательно, что само слово Украинаиспользовалось в самой Речи Посполитой и произошло от слова окрайна, то есть дальняя часть Речи Посполитой. В Древнерусском государстве также использовался термин "окрайна", но по отношениям к территориям далеким от Киева, а в XVII веке уже сам Киев рассматривался как один из центров окраиныРечи Посполитой.

Но главным политическим и военным центром Украины была Запорожская Сечь. Именно Запорожское казачество стало инициатором отделения Украины от Речи Посполитой. В Сечи периодически начинались восстания казаков, которые потрясали Речь Посполитую с конца XVI века. Казаки выступали с походами против знати и даже против королевских войск Речи Посполитой. К казакам присоединялись во время восстаний украинские крестьяне, испытывавшие двойной гнет - как зависимые и бесправные люди, работавшие на своих хозяев, и как исповедовавшие иную, чем знать религию. В 40-х годах XVI века эти выступления казаков возглавил Богдан Хмельницкий, талантливый организатор и военноначальник, принявший титул гетман.

В Речи Посполитой гетманом называли командующего вооруженными силами государства. Сам термин был немецкого происхождения и буквально означал главный человек. Казаки избрали Богдана Хмельницкого своим гетманом, и он стал фактическим правителем Украины.

В восстаниях казаков переплетались национальные и религиозные мотивы, но чистота этих мотивов была относительна. Наиболее деятельное военное сопротивление войскам Богдана Хмельницкого оказывали войска Еремея Вишневицкого, украинского помещика, происходившего из древнерусского рода. Под руководством Богдана Хмельницкого казаки подняли два восстания (в 1648 и 1651гг.) и в обоих восстаниях союзниками солдат Хмельницкого были вооруженные отряды Крымского ханства, причем во втором случае предводительствовал войсками сам крымский хан. Последнее обстоятельство особенно удивительно, поскольку казачество возникло и поддерживалось как вооруженный форпост именно против Крымского ханства, считавшегося враждебным по религиозным основаниям. Исторический парадокс: сторонники одной из христианских конфессий в борьбе против другой христианской конфессии полагаются на помощь людей, исповедующих ислам. Это и парадокс, и свидетельство отсутствия даже в давней истории фатального противостояния христианства и ислама.

Помощь крымского хана казакам была довольно значительной, поскольку, оставшись без этой военной поддержки, в ходе первого восстания в 1649 году, Хмельницкий был вынужден заключить мирный договор с Речью Посполитой. По этому договору казачество Запорожской Сечи и жители Украины получали ряд гарантий своих прав, прежде всего, религиозных и экономических. После того, как отряды крымского хана покинули войска Хмельницкого в ходе второго восстания, он решил обратиться к России с просьбой о помощи, с просьбой о присоединении Украины к России, которое мыслилось как воссоединение. Для России это означало очередную войну, но, учитывая все обстоятельства, царь, со своим правительством, и собранный в 1654 году Земский Собор приняли решение о воссоединении. В 1654 году в украинском городе Переяславле было созвано представительное собрание украинского народа - Рада, которая приняла решение о воссоединении Украины и России. Началась очередная война с Речью Посполитой, результатом которой стало присоединение к России той части Украины, которая располагалась в основном на левом берегу Днепра, и называлась левобережной Украиной. К России отходил и Киев, находившийся на правом берегу Днепра, но имевший символическое историческое значение. Успешной борьбе с Речью Посполитой помогла и начавшаяся война между Швецией и Речью Посполитой, сложившаяся неудачно для последней.

В 1655 году Швеция даже подчинила себе эту королевскую республику. Шведское иго было вскоре свергнуто, но Речь Посполитая была вынуждена уступить Швеции часть территории на побережье Балтийского моря. В результате сложилась такая ситуация, что Речь Посполитая превратилась в стратегического политического партнера России: оба государства были заинтересованы в борьбе со Швецией за вытеснение ее с юго-восточного побережья Балтийского моря. Не случайно, глава польского приказа Ордын-Нащекин предлагал царю Алексею Михайловичу заключить союз с Речью Посполитой против Швеции, и тем самым решить задачу выхода к Балтийскому морю. В учебном пособии по истории России, написанной историком Мурио в начале XX века в эмиграции, говорится, что Ордын-Нащекин предлагал даже вступить в унию с Речью Посполитой, отказавшись от борьбы за Украину. Но царь не пошел на это, исходя из религиозных соображений, не желая вступать в союз с католическим государством. Ордын-Нащекин фактически предлагал исходить в политике из национальных интересов России в духе политики французских кардиналов Ришелье и Мазарини, его современников. Два великих политика во имя стратегических интересов Франции вступили в союз с протестанскими государствами и вели войну против католических Испании и Австрии, хотя сама Франция была католической страной, а Ришелье и Мазарини носили титул кардиналов, то есть были иерархами католической церкви. Но с их точки зрения национальные интересы должны были быть выше межрелигиозных противоречий. Царь предпочел борьбу за Украину, и исторический момент быстрого решения балтийского вопроса был упущен. Учитывая позднейшее отделение Украины от России, можно сделать вывод об обоснованности решения, предложенного Ордын-Нащекиным.

Война неизбежно влечет за собой большие расходы, которые ложатся тяжким бременем и на экономику страны в целом, и на материальное положение людей. Следствием ухудшающегося положения людей были нередкие протесты представителей различных сословий, например, против новых налогов или других непопулярных экономических мер правительства. Иногда эти протесты принимали форму бунтов, вооруженных выступлений, как это произошло в 1662 году в Москве, когда многие жители возмутились попыткой замены серебрянных денег на медные. Этот медный бунт стоил жизни тысячам людей. А в 1670-71 годах вспыхнул уже не бунт, а целое восстание, которое началось как выступление казаков под руководством донского казака Степана Разина, но вскоре вобрало в себя и русских крестьян Поволжья, и представителей поволжских народов. Восставшие овладели многими значительными городами: Астраханью, Царицыным, Самарой, Саратовом. Восставшие убивали помещиков, знатных людей и членов их семей. Как и во время Смуты под угрозой оказалось само существование государства. С большим трудом восстание было подавлено. Одним из последствий восстания стал пересмотр политики в отношении казачества, которое стали привлекать к земледелию.

Казачество Украины долго сохраняло свою вольность. За Украиной сохранялась определенная автономия, особые обычаи, порядки, право вести переговоры с другими государствами и право избирать своего правителя - гетмана. Последующие события показали, что религиозная общность не смогла преодолеть языковых и культурных различий. После смерти Хмельницкого, последовавшей в 1657 году, большинство гетманов Украины предпринимали попытки отделить Украину от России: или сделать её самостоятельным государством, или даже снова воссоединиться с Речью Посполитой. Подобные шаги предпринимал даже сын Богдана Хмельницкого, Юрий, бывший гетманом после смерти отца. Неудивительно, что в начале XVIII века гетманство было отменено, затем восстановлено, но позже уничтожено окончательно. Заодно с гетманством ликвидирована Запорожская Сечь с ее казачьей вольницей.

При первых Романовых было продолжено освоение Сибири, а впоследствии и Дальнего Востока, закончившееся заключением в 1689 году Нерчинского договора с Китаем, фактически определившим большую часть современных границ России. Во внутренней политике первые Романовы последовательно решали сложные экономические и социальные задачи. Уже при Михаиле Федоровиче было начато строительство заводов и заложены основы тяжелой промышленности, в том числе химическое производство. К концу правления Алексея Михайловича были преодолены наиболее неблагополучные последствия Смуты, и достигнута социальная стабильность. В 1649 году очередным Земским Собором был принят новый свод законов Соборное уложение.

Наследник царя Алексея Михайловича, сын Федор, родившийся от первой жены Алексея Михайловича царицы Милославской, был болезненный юноша. Когда Федору было 15 лет, умер его отец. Воцарения Федора Алексеевича не желали родственники второй жены царя Алексея, Натальи Нарышкиной, матери будущего царя Петра I. Но, согласно воле Алексея Михайловича, царем стал Федор, царствовавший очень недолго, всего 6 лет. Но в эти годы были сделаны очень важные шаги, для того, чтобы Россия смогла развиваться в наиболее благоприятном и для государства, и для отдельных граждан направлении.

Наиболее значимым из подобных мероприятий было торжественное уничтожение в начале 1682 года местничества, обычая, согласно которому, наиболее важные посты в управлении государством и в военных походах, занимались в соответствии со знатностью рода. Степень знатности рода определяло место в ряду боярских родов.В соответствии с этим местом очередной представитель знатного рода занимал важную должность в армии, и на государственной службе. Военные и организиационные способности при этом не учитывались. Этот порядок фиксировался в разрядных книгах. Федор Алексеевич инициировал особое заседание Боярской Думы, где присутствовали и выборные представители от духовенства. И это сидение Думы постановило сжечь разрядные книги и уничтожить местничество, как явление вредное для России. Благодаря отмене местничества, на высшие посты и в армии, и государственном аппарате стали назначать людей, исходя из их способностей к управлению, а не из степени родства. В результате и госаппарат, и армия стали действовать более эффективно.

Проблема эффективной армии важна для любого государства, поскольку обеспечение безопасности граждан, является важнейшей задачей любого государства. Эффективность армии не зависит от ее численности. Эффективна та армия, которая вооружена наилучшим оружием, хорошо управляется, и которой присущи чётко осознанные цели военных действий. Наиболее эффективна проффессиональная армия, то есть та армия, в которой простые солдаты и их командиры служат не от случая к случаю, для которых военная служба является проффессией. Подобную армию начал создавать еще Иван IV, и этот прцесс продолжался при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче.

Царь Федор Алексеевич был одним из самых образованных людей своего времени. Его учителем был Симеон Полоцкий, один из крупнейших деятелей русской культуры XVII века. Симеон Полоцкий был религиозным деятелем, сочетавшим в себе приверженность к христианскому вероучению с прекрасным знанием современной ему светской европейской культуры, прежде всего философии Нового времени и эпохи Средних веков. Он был писателем, поэтом, драматургом. Неслучайно, именно при царе Федоре Алексеевиче берет начало самая широкая ориентация на самые просвещенные и цивилизованные страны Европы. Отмена векового обычая местничества была самой важной, но не единственной общественной реформой. Стали меняться даже сами представления об одежде и внешнем виде. Они стали все более ориентироваться на рациональные и цивилизованные нормы наиболее просвещенных демократических стран.

После смерти Федора Алексеевича в 1682 году, начатые реформы были продолжены в правление его сестры царевны Софьи, которая также была ученицей Симеона Полоцкого. Она была просвещенным и образованным человеком, полностью соответствующая своему имени Софья, означавшему мудрость в переводе с греческого языка. Неслучайно, что именно в правление Софьи был создан первый российский университет - Славяно-Греко-Латинская Академия, открытая в 1687 году в Москве, на базе школы Заиконоспасского монастыря, где ранее преподавал Симеон Полоцкий, умерший в 1680 году. Не всегда эту Академию принято называть университетом, но как ее еще называть, если в словаре "Русская философия" (1995 г.) ее определяют как "первое в России общеобразовательное высшее учебное заведение и первый учебный центр русской философской культуры".

В Академии преподавали богословие, латинский, древнегреческий и новые иностранные языки, риторику, историю, стихосложение и различные философские курсы. Об уровне образования, которое давалось в Академии, можно судить по перечню некоторых философов, с учением которых знакомились студенты: Платон, Аристотель, Аверроэс, Фома Аквинский, Декарт. Из стен Академии выходили и церковные деятели, государственные чиновники, и учителя для школ, училищ. Примечательно, что в первый период существования Академии не было сословных ограничений для желающих стать ее студентами. Именно в этой Академии получал систематическое образование великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Само создание и первые годы деятельности Академии, были связаны с другой подобной академией, возникшей на полвека раньше, в 1632 году, в Киеве, Это была Киево - Могилянская Академия, названная так в честь ее основателя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого. Эта Академия так же могла бы претендовать на звание первого российского университета, если бы не два обстоятельства: современный статус и политика Киева, и то, что в 1632 году Киев входил в Речь Посполитую. В этой Академии, вобравшей в себя многие лучшие черты европейских университетов, также готовили будущих священнослужителей, чиновников, дипломатов, преподавателей. В этой академии не было сословных ограничений для желающих учиться. В Киево - Могилянской Академии наряду с древнегреческим, латинским и древнееврейским языками изучали русский, украинский и польский языки, а также традиционные гуманитарные дисциплины. Многие выпускники и преподаватели этой Академии затем преподавали в Славяно-Греко-Латинской Академии в Москве. Некоторые из них стали выдающимися деятелями русской культуры, например Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола в начале XVIII века, и один из первых руководителей Московской Академии, или Феофан Прокопович, первый руководитель Синода.

Позже, в XVIII веке, Славяно-Греко-Латинская Академия превратилась в чисто духовное, религиозное учебное заведение и была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где и существует до настоящего времени.

Основание первого российского университета в Москве и подготовка в нем будущих управленцев, были ярким примером того, что Россия, благодаря деятельности ее правителей, стала в конце XVII века на просвященный путь развития. Основание университета - самый яркий, но не единственный признак движения России по наиболее эффективному для государства и наиболее благоприятному для его граждан пути развития. Создание заводов, поощрение торговли, бурное развитие Архангельска, ставшего европейским портом, реорганизация армии по европейскому образцу, уничтожение местничества, распространение среди высших слоев общества идей прогресса, ценности образования и веротерпимости - все это были важнейшие шаги развития России в наиболее эффективном направлении.

Символично, что именно в правление царевны Софьи, Россия утвердилась на территории, занимаемой в XX веке. В 1689 голу был заключен Нерчинский договор с Китаем. Этот договор в основном определил границы России на юге Сибири и Дальнего Востока. После этого к территории, которую занимает современная Россия, были добавлены территории Северного Кавказа и Новороссийский край в XVII веке, а в XX веке - современная Калининградская область.

Лучше всего правление Софьи Алексеевны характеризукт личность человека, который был ее первым министром и фактически возглавлял правительство царевны. Это был князь Василий Васильевич Голицин, тот самый, которому еще Федор Алексеевич поручал реорганизацию армии. Но Василий Голицин не был чисто военным человеком, это был выдающийся государственный деятель, дипломат, и самое примечательное - образованнейший человек своего времени. Историк С. М. Соловьев в 14 - м томе своей "Истории России" приводит несколько примеров, свидетельствующих о выдающихся талантах первого министра, и среди них свидетельство о Василии Голицине французского посланника, по поводу своего первого приема у князя Василия Васильевича: " Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь италиянского государя. Разговор шел на латинском языке обо всем, что происходило важного тогда в Европе; Голицин хотел знать мое мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции, и особенно об Английской революции; он велел мне поднести всякого сорта водок и вин, советуя в то же время не пить их. Голицин хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей, сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменные палаты". Последняя часть воспоминаний французского посланника красноречиво свидетельствует о том, какую цель ставил перед собой фактический правитель России. Эта цель заключалась в улучшении условий жизни каждого, самого простого человека, улучшение с помощью государства, с помощью развития экономики и распространения просвещения. Забота Голицина о нуждах простых людей вполне соответствовала тому пониманию деятельности государства и его правителей, которое высказал во время своего венчания на царство Иван IV, которое высказал Борис Годунов на Земском Соборе, избиравшем его на царство. В этом же русле проводились преобразования при царе Федоре Алексеевиче.

К сожалению, ученикам Симеона Полоцкого не было суждено править долго. В XVIII веке женщина - правитель, даже царица, станет обыденным делом в России. А в XVII веке, сложившаяся традиция требовала правителя мужчину, царя. В 1689 году царевна Софья была устранена от престола, а Василий Голицин попал в опалу. Интересно, что царевну Софью отстранил от престола ее брат, Петр I, который впоследствии уничтожил старую традицию наследования, благодаря чему, почти весь XVIII век править Россией будут женщины и делать это не хуже многих мужчин, хотя уровня просвященной Софьи Алексеевны ее преемники уже не достигнут. С воцарением Петра I для гуманизма, демократии и просвещения в России наступят трудные времена. Петр I избрал другой путь развития - азиатский деспотизм.

Тема 6. Российская империя. От Петра I до Александра I .








Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 738;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.