Демократические социальные преобразования.
Само использование терминов "демократия "и "демократические", по отношению к событиям эпохи царствования Ивана Васильевича, может вызвать упреки в неправомерном применении терминологии более позднего времени. Действительно, подобные термины не использовались в Московском государстве в XVI веке. Но они также не использовались и в Англии в 1215году, когда английскому королю Иоанну I навязали Великую хартию вольностей, и в Исландии в X веке, когда там сложилась система управления с помощью альтинга, предтечи современных парламентов. В этих случаях предполагали говорить о правах, вольностях, свободе законности и даже неприкосновенности личности. Но вряд ли кто станет всерьез возражать против демократического содержания названных явлений и событий.
Становление демократии связано со становлением правового государства, а последнее невозможно без наличия системы законов, свода законов. И такой свод законов был составлен при Иване IV в 1550 году и получил название "Судебник". Этот Судебник регламентировал большинство сторон общественной жизни, деятельности государства и взаимоотношений граждан между собой и с государственными органами. Следует заметить, что в этот Судебник вошли многие положения, которые были разработаны при Иване III в 1497 году. Но Судебник Ивана III, строго говоря, еще не относился ко всей Руси, поскольку ряд земель вошли в состав единого Русского государства со столицей в Москве позже 1497года, например, Псковская земля, Рязанское княжествсво. Поэтому Судебник 1550года можно считать вторым общегосударственным русским сводом после Русской Правды, восходящей к Ярославу Мудрому.
Судебник 1550года дает достаточно полное представление о социальной структуре русского государства в середине XVI века, об основных общественных слоях, группах, сословиях. Под сословиемпринято понимать слой людей, у которых общие экономические интересы, закрепленные в правах и обычаях. Высший социальный слой составила боярская знать, в основном это были потомки старинных княжеских родов или тех бояр, которые издавно являлись приближенными Московских князей. По традиции только из этого слоя назначались лица на высшие государственные и военные должности - как на центральные, так и в регионах. Взаимоотношения между представителями высшей знати, боярами определялись в соответствии с давними традициями, которые нашли свое выражение в разрядных книгах,где зафиксирована иерархия бояр, их место в иерархии. Это место и давало право на определенную должность. Подобная система, получившая название местничесва,породила много проблем, поскольку затрудняла государственную службу талантливым и энергичным людям, происхождение которых не позволяло занять высокое место. Борьба с системой местничества заняла довольно значительное место в деятельности Ивана IV. Насколько это было тяжелым делом можно судить по тому, что уничтожено окончательно местничесво было только в конце XVII веке, когда при царе Федоре Алексеевиче были сожжены разрядные книги. Следующим по значению социальным слоем были дети боярские, те служившие царю и боярам люди, из которых сформировалось позднее дворянское сословие. Главным занятием этих людей была военная служба. За эту службу те из них, у которых не было наследственно родовых земель, вотчин, наделяли землей во временное пользование. Такая земля называлась поместьем, а ее владельцев стали называть помещиками. Помещики были по сравнению с обладателями вотчин менее родовиты и богаты и должны были болше времени уделять государственной службе. Этих людей с боярами объединяла, прежде всего, обязанность нести военную службу, участвовать в походах и войнах. Наделение землей было платой за риск и опасности - собственно так обстояло дело в большинстве государств того времени.
Другим важным сословием, было духовенство. В 1551году был проведен церковный собор, получивший название Стоглавый (по числу статей, в которых были изложены его решения). Решением этого собора духовенство подчинялось только церквовным иерархам и подлежало юрисдикции особых церковных судов. Судебник 1550года гарантировал права еще одного складывающего сословия - посадских людей. Это были селившиеся на окраинах городов, в посадах,люди. Это были занимавшиеся торговлей и ремеслом, будущие горожане, городские жители. Судебник подчеркивал их преимущественное право на торговлю и ремесло (а не обитателей монастырей, например).
Самым многочисленным социальным слоем, сословием, были крестьяне. Это были самые зависимые в государстве люди. Они занимались различными промыслами и земледелием, а земля-то им не принадлежала. Она находилась в собственности владельцев вотчин, поместий, а также в собственности монастырей и самого царя. Этих людей кормила земля, а они кормили все общество, ибо были основным податным сословием. Они платили налоги, подати и в натуральной форме - продуктами, и в денежной, а последнее обязательство было связано с уровнем развития торговых отношений. Крестьяне были зависимыми от земли, и от хозяев земли, но последние сами были зависимыми от крестьян. Что стоит земля, которую никто не будет обрабатывать и использовать?
Неудивительно, что хозяева земли были заинтересованы в крестьянах. И крестьяне при Иване IV имели свои права и свободы. Эти права были гарантированы подтверждением их имущественных прав и права на судебную защиту в Судебнике 1550 году. Самое главное, что этот же Судебник гарантировал право крестьянского сословия на свободу. Судебник подтверждал ежегодное право крестьян на уход от прежнего хозяина земли к другому - тому, кто больше понравится, то есть к тому, кто обеспечил лучшие условия жизни и хозяйствования. Право на свободу было связано с уже упоминавшимся Юрьвым днем, приходившимся на 26 ноября. В течение недели до этого дня и недели после, крестьяне могли менять хозяев земли по своему выбору . Для этого надо было заплатить определенную сумму денег за выход .Но эти деньги мог фактически внести и заинтересованный новый хозяин земли. Право Юрьева дня содержалось уже в Судебнике 1497года, изданного при Иване III. Символично, что Иван IV подтвердил это право вольности, этот обычай. Но от многих других обычаев он решительно отказывался.
Одним из принципиальных нововведений Ивана IV стала отмена кормлений. Это понятие подразумевает систему управления каким - то регионом, через назначаемого царём наместника, который собирает с региона налоги в казну государства, а заодно и средства на содержание самого себя, на свой корм. При такой системе неизбежны злоупотребления, причем, при полном отсутствии контроля, за кормящимся наместником. Не высылать же за каждым наместником комиссию контролеров? Да и эта комиссия будет кормиться или за счет жителей региона или за счет щедрости наместника. Вместо кормлений Иван IV стал вводить систему местного самоуправления. Сельское население и население городских посадов должны были выбирать из своих рядов земских старост. К этим выборным людям переходили функции сбора налогов, управление и забота о судопроизводстве. Разумеется, избрание управленцев не служило гарантией от злоупотребления, но все же местный человек больше на виду, более связан с регионом, избератели знают его качества, да и система периодических выборов лучше, чем несменяемое правление высокородного пришельца.
Интересно заметить, что борьба с должностными злоупотреблениями, с коррупциейзанимала огромное место на протяжении всей деятельности правления Ивана IV. Применение термина "коррупция" в данном случае достаточно уместно. Сам термин, как и явление, им обозначаемое, были широко распространены в Древнем Риме. Коррупция - это буквально порча. Но не просто порча - это порча государственного аппарата, это случай, когда государственные чиновники используют свое положение во вред интересам общества и правам отдельных людей и делают это из личных, корыстных побуждений. Два основные проявления коррупции это прямые взятки и круговая порука должностных лиц, то есть система, когда господа управленцы оказывают друг другу взаимные услуги и прикрывают друг друга. Прикрывают чаще всего высшие должностные чины, как в центре, так и в регионах.
Иван IV хорошо представлял себе механизм коррупции, не случайно Судебник 1550 года содержит статьи, предусматривающие наказания несправедливым судьям и лихоимцам-чиновникам. Коррупция присутствует практически во всех государствах, и с ней тяжело бороться. Но в деспотических государствах бороться с коррупцией просто невозможно, поскольку невозможна, в принципе, система контроля за самими органами власти. А государства с демократическими элементами, такими как выборное самоуправление и соответствующее законодательство, дают реальную возможность противодействия коррупции.
В демократических общественных устройствах и государствах выборное самоуправление должно быть соединено с эффективной центральной властью. В первые годы правления Ивана IV были созданы постоянные органы управления каким-то конкретным видом государственной деятельности - приказы. Эти приказы в начале XVIII века, при Петре I, будут реорганизованы в коллегии,ав начале XIX века, при Александре I, последние будут реорганизованы в министерства. Но все же сам принцип государственных ведомстввосходит к Ивану IV.
В 1549 году создаётся Посольский приказ - предтеча министерства иностранных дел, а в 1555 - Разбойный приказ - предтеча министерства внутренних дел. Разбойным приказ назывался, конечно, не потому, что в нем работали лихоимцы, а потому, что он предназначался для борьбы с преступниками.
Функции высшего государственного органа, своего рода Госсовета или Сената, выполняла Боярская Дума, в которую входили представители знатных родов. Следует заметить, что этот орган существовал и до Ивана IV, и в первые годы правления Ивана Васильевича, роль Думы была достаточно значительной. В определенном смысле Боярскую Думу можно сравнить с верхней палатой английского парламента - палатой лордов, представителей высшей родовой аристократии Англии. Но в английском парламенте, ко времени правления Ивана IV, все большую роль играла нижняя палата парламента - палата общин, в которую входили избранные представители сословий - дворянства, купечества, духовенства - то есть основных сословий. На Руси этой традиции не было. Можно вспомнить Новгородское вече, и вече других городов, но там не было представительного органа, собираемого со всей Русской Земли. А при Иване IV было положено начало такому органу. Речь идёт о Земских соборах, первый из которых был созван Иваном Васильевичем в 1566 году. Земские соборы достаточно регулярно будут проводиться в XVII веке, и в этом же веке многие участники этих соборов действительно будут избираться от разных городов и регионов России. На Земском соборе 1566 года представители были не избраны своими сословиями, а отобраны, приглашены от имени царя. Но все же в соборе участвовали представители помещиков, духовенства и купечества. Сам факт приглашения царем представителей незнатных сословий для совета по важнейшим государственным делам, можно посчитать важнейшей социальной реформой в сфере внутренних социальных преобразований, проведенных царем Иваном IV в первые годы его правления.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1292;