Царь Иван Васильевич. Блестящее начало.
Титулом царь, в отношении правителя Московского государства, называли уже Василия III. Его сын Иван в 1547 году торжественно венчался на царство по особому торжественному обряду. С тех пор российских монархов и официально, и в народе именовали царями. Ивану Васильевичу в 1547 году было всего 17 лет. Но царю Ивану пришлось рано повзрослеть, поскольку он лишился отца в 3-х летнем возрасте, и стал круглым сиротой в 8 лет после смерти Елены Глинской. Может быть эти обстоятельства и способствовали формированию необычайной натуры первого русского царя. Это был талантливый человек и, наверное,самый гениальный государственный деятель в истории России. Гениальным его можно назвать потому, что он успел сделать за первые 30 лет своей жизни. А вот слово "наверное" приходится использовать в первую очередь из-за 7 лет опричнины. Можно сказать, что если бы он умер около 1560 года, то назывался бы историками самым гениальным правителем Руси и России.
Какие политические действия царя Ивана позволяют говорить о нем, как о выдающемся правителе? Вот главные из них.
1. Создание основ всероссийского сословно- представительного органа власти, а именно созыв первых Земских соборов.
2. Создание механизма исполнительной власти для эффективного управления государством, с помощью создания системы приказов -прообразов коллегий и министерств.
3. Создание основ самоуправления, сочетающегося с сильной центральной властью
4. Создание регулярной профессиональной армии
5. Создание основ четкой правовой и судебной системы.
6. Начало систематической борьбы с коррупцией, злоупотреблениями властью
7. Установление контроля за Волжским торговым путем для эффективного участия в мировой торговле.
8. Начало политики выхода к Балтийскому побережью для приобретения удобных морских портов.
9. Расширение территории Российского государства на Восток, присоединение и освоение Сибири.
10. Превращение Руси в Россию, путем создания условий для добровольного вхождения народов в Россию.
На решение некоторых из этих задач Петр I положил боьшую часть времени своего правления, то есть он довершил то, что начал Иван IV. Важность других моментов, касающихся деятельности Ивана Васильевича, стали осознавать только в XIX веке, а некоторые из них считаются важнейшими приоритетами государственной политики России в начале XXI века. Одно это может свидетельствовать о выдающемся государственном уме царя Ивана. Можно даже утверждать, что первый русский царь разработал и начал проводить в жизнь первую программу демократического развития российского общества и государства,программу, в которой забота об укреплении государства, сочеталось с заботами о благополучии граждан и общества. Недаром, некоторые историки называют середину XVI века периодом реформв России. Второй период подобных системных реформ начнется в России только через 300 лет, когда будет отменено крепостное право.
Конечно, в своих действиях и стремлениях молодой царь был не одинок, вокруг него были талантливые, умные и энергичные сподвижники и советники. Но умение выбирать подобных сподвижников само по себе является одним из главных талантов политического деятеля. Позднее этот круг сподвижников Ивана IV, окружавших царя в молодости, будут называть Избранной Радой.Само это наименование принадлежит князю Андрею Курбскому, который какое-то время сам входил в этот узкий круг, но позднее, в начале второго периода деятельности царя, бежал в Литву, опасаясь за свою жизнь. Будучи уже за границей, Курбский написал Ивану IV письмо, в котором оправдывал свой поступок и винил царя как раз в отступничестве от политики первых лет царствования. Царь ответил Курбскому своим посланием, и тем самым положил начало переписке, которая впоследствии стала считаться одним из первых образцов (если не первым) русский художественной прозы Нового времени. Интересно, что начало этой переписки, имело место в 1564 году, в том самом году, когда родился великий английский литератор У.Шекспир. Следует заметить, что проза Ивана IV по своим стилистическим и содержательным достоинствам мало в чем уступает лучшим произведениям Шекспира. Не удивительно, что даже те исследователи, которые отказывают Ивану IV во многих достоинствах великого государственного деятеля, признают царя талантливым литератором.
Князь Курбский не был ни самым влиятельным, ни первым по времени советником молодого царя. Первенство (и в том, и в другом смыслах) принадлежало священнику Сильвестру, настоятелю Благовещенского собора в Кремле. По традиции этот собор считался церковью царской семьи, и поэтому молодой царь достаточно часто встречался с Сильвестром. Многие исследователи считают, что огромную роль в развитии молодого Ивана сыграл случившийся в 1547 году пожар в Москве, когда выгорела большая часть столицы. Следствием пожара стал бунт простых жителей Москвы, решивших, что пожар стал следствием поджогов, выгодных некоторым знатным людям и даже приближенным царя. В ходе бунта москвичи даже убили дядю царя, брата Елены Глинской, князя Юрия Ржевского. Эти трагические события сами по себе потрясли Ивана Васильевича, но еще более его потрясло то объяснение этих событий, которое было дано царю священником Сильвестром.
Следует заметить, что в годы боярского правления (после смерти Елены Глинской), положение в Московском государстве ухудшилось. Не стало сильной верховной власти, роль которой в централизованном государстве чрезвычайно велика. Возросли злоупотребления властью во многих регионах, усилилось давление на людей, не принадлежащих к высшей знати, ухудшилось положение и служивых людей, и крестьян, уменьшилась и вера в законность, порядок, возросла преступность. Этим упадком порядка и нравов Сильвестр и объяснил трагические события в Москве. Эти события - Божье наказание за грехи. Но наибольшая вина за эти грехи легла на царя, поскольку именно правитель страны должен обеспечивать порядок и справедливость в государстве. Земная власть над людьми дана правителям для того, чтобы они заботились о всех людях своего государства. Царь Иван ни радел, не заботился о государственных делах и своих подданных, и Русь постигло Божье наказание как предостережение. Фактически перед молодым царем было развернуто учение об ответственности царя перед своими подданными и государством, это был религиозный вариант учения об общественном договоре.
Иван IV, начиная с 1547 года, стал воспринимать свое положение как лица служащего обществу и государству. Через полтора года, в начале 1549 года, он выступил перед собранием представителей высших сословий, перед собором.Иван IV объявил, что государство потрясали злоупотребления высших чиновников, бояр,но теперьэти злоупотребления и преследования простых людей должны быть прекращены. Царь призвал бояр прекратить произвол и злоупотребления властью. Юный царь фактически обещал стать гарантом справедливости в государстве. И действительно, после 1549 года царь активно участвовал в государственной деятельности, которая приняла фактически демократический характер.
То обстоятельсво, что подобное преображение царя произошло под влиянием священника не случайно. Сильвестр стал служителем Благовещенского собора относительно незадолго до событий 1547 года. Он не был коренным москвичем, а был по происхождению новгородцем, откуда был вызван в Москву, вероятно митрополитом Руси Макарием, который до того, как стать главой русской православной церкви, был архиепископом в Новгороде. Можно сказать, что Сильвестр соединил в себе и христианские гуманистические ценности и демократические традиции Новгорода. Следует заметить, что по мнению многих исследователей, Сильвестр был близок к идеям нестяжателей, так что идея служения людям, обществу, вполне соответствовала и религиозным, и политическим представлениям человека, которого судьба сделала духовником молодого Ивана IV.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 967;