История России
В настоящем учебном пособии изложены основные этапы и наиболее важные события в истории России. В этом отношении это учебное пособие по истории нашей страны аналогично многим другим учебникам по истории России. Отличительной особенностью этого пособия является использование особой концепции истории России, особое понимание общего смысла, содержания и направленности исторического развития России. Собственно, различные учебники по истории любой страны, прежде всего и отличаются выбором особой, конкретной концепции исторического развития, особым взглядом, как на мировую всемирную историю, так и на историю страны. Не случайно во второй теме настоящего учебного пособия перечисляются более десяти различных пониманий сути, смысла и целей исторического развития России. В настоящем учебном пособии история России раскрывается практически в полном соответствии с той концепцией, которая в четком виде была сформулирована великим русским мыслителем, историком, социологом Б.Н. Чичериным еще в конце XIX века. Выбор этой концепции неслучаен, поскольку автор настоящего пособия считает, что историческая концепция Б.Н. Чичерина более всего соответствует реальной истории России, более всего соответствует насущным потребностям России. Вместе с тем, именно концепция Б.Н. Чичерина является наиболее человеколюбивой, гуманистической по своему содержанию, более всего соответствующей движению мирового сообщества к тому состоянию, когда права и достоинства человека становятся основной ценностью в глазах большинства людей, общества, различных государств и межгосударственных объединений.
В настоящем учебном пособии история России излагается как часть всемирной истории. Поэтому в первой теме учебника перечисляются основные понимания, концепции всемирно-исторического процесса. С точки зрения автора пособия, из этих концепций наиболее объективно и адекватно ход всемирной истории описывает та концепция, которая в наиболее краткой и четкой форме была сформулирована австрийским мыслителем XX века К. Поппером. Согласно этой концепции, основным содержанием всемирной истории, начиная с V века до н. э. является движение человечества к свободе человека, к уважению его прав и достоинства, движение к демократическому или открытому обществу. Это движение к свободе и демократии вот уже 2, 5 тыс. лет встречает сильное сопротивление со стороны различных сторонников деспотизма, диктатуры, подавления человеческой личности. Подобная концепция разделялась и разделяется многими выдающимися мыслителями, в частности немецким философом К. Ясперсом, сформулировавшим учение о единой человеческой истории, целью которой является повышение уровня гуманизма и взаимоуважения на нашей планете. Из подобного понимания всемирно-исторического процесса исходили и великие русские мыслители, например, уже упомянутый Б.Н. Чичерин, а также великий русский философ В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой. Следует заметить, что история России на всем протяжении ее развития свидетельствует и о правоте упомянутой концепции, и еще об одном принципиальном для понимания истории России обстоятельстве.
Россия внесла огромный и вероятно наибольший вклад в стремлении человечества к демократии и свободе личности. С ролью России в этом мировом стремлении к свободе может сравниться только Древняя Греция в классический период своей истории или Древний Рим в свой республиканский период. В эпоху Средних веков и Нового времени наибольший вклад в мировом движении к демократии и свободе личности оказали скандинавские народы и государства, а позднее Англия. Но вклад Древнерусского государства, а затем России в этом всемирном процессе был никак не меньше, чем вклад упомянутых народов и стран. В России возникали и развивались с давних времен такие феномены демократии, как выборы верховной власти, выборные сословно-представительные учреждения, местное самоуправление, уважение к свободе совести, и связанное с этим многовековое мирное сосуществование людей и народов исповедующих различные религии. К сожалению, с давних времен и в самой России, и за ее пределами стали возникать и распространяться концепции авторов, которые пытались придать России имидж принципиального врага демократии и человеческой свободы. Авторы подобных концепций шли или на прямое искажение истории России, или внутренне и внешне противодействуя демократическим процессам, выдавали за глубинную особенность истории России.
Одним из следствий подобного искажения истории России было нарочитое уменьшение позитивной роли в истории Новгородской земли. Со стремлением автора отойти от подобных негативных традиций, связана предложенная в учебном пособии периодизация русской истории, прежде всего, введение и использование понятий Новгородско-Киевская Русь и Новгородско-Владимирская Русь. Использование этих понятий в качестве основополагающих принципов как хронологического, так и содержательного порядка позволяет показать не только особую роль Новгорода в истории России, на протяжении IX-XV вв., но и показать высокую степень развития демократии в России на протяжении этих 600 лет ее истории.
Присущее Древней Руси стремление к демократии, политической и экономической свободе наиболее сильное сопротивление встречало ни в лице внутренних, а со стороны внешних факторов. Важнейшими из этих внешних факторов противодействия древнерусской демократии стало монгольское нашествие XIII века и Смута начала XVII века. Прямым последствием воздействия этих демократических факторов стало социальное и технологическое отставаниеРоссии от тех стран, которые выбрали демократический путь развития и связанную с ним свободную, либеральную экономику, обеспечивающую более высокий уровень населению. Не случайно, практически все правители и правительства России, начиная с Ивана IV, прилагали значительные усилия для преодоления технологического и социального отставания России от демократических стран. Важнейшей проблемой на пути преодоления технологического и социального отставания стала ликвидация крепостного права, восстановление которой стало прямым последствием Смуты начала XVII века. Не случайно, так же в царском Манифесте 1864 года, отменявшим крепостное право подчеркивалось стремление всех императоров России, начиная с Павла I, освободить крепостных крестьян, сделать их свободными людьми. Практически единственными значимыми исключениями из числа правителей России стали Петр I и Екатерина I, усилиями которых крепостное право превратилось просто в рабство. Деспотизм этих монархов оказал свое влияние и на историческую науку в России, которая была вынуждена, оправдывая деспотизм этих монархов, незаслуженно возвеличивать их по сравнению с другими выдающимися деятелями России, такими как Иван IV, Федор Алексеевич, Петр III, В.В. и Д. Ф. Голицыны, Александр I, Александр II.
Стремление России к демократии социальной и политической свободе стало особенно очевидно с середины XIX века. Это стремление превратило Россию в начале 1917 года в самую демократическую страну мира. К сожалению, это древнее и глубинное движение России к свободе было прервано установлением диктатуры коммунистической партии. Но, в конце концов эта диктатура была свергнута народом России, принявшим в 1993 году одну из самых демократичных конституций в мире.
На протяжении своей истории Россия не только стремилась к свободе в своих собственных пределах, но и помогала в утверждении свободы во всем мире, в частности в Западной Европе. В XIX веке Россия внесла решающий вклад в свержение диктатуры Наполеона, а в XX веке в свержение гитлеровской диктатуры. Вековое стремление России к демократии и свободе нашло свое выражение в творчестве ее великих мыслителей, философов, писателей, в трудах которых были сформулированы многие общечеловеческие принципы. Эти мыслители внесли значительный вклад в становление учения о правах человека, которое стало основой международного сообщества и международного права в XX и XXI веках.
Понимание векового стремления России к демократии, к свободе личности и к свободной экономике, представляется особенно важным для юристов и экономистов. Очень важно понимать, что построение демократической политической системы это завершение вековых стремлений России. Точно так же построение свободной либеральной экономики так же является социальным феноменом издревле присущим России. Но те периоды нашей истории, которые были связаны с деспотизмом внешнего характера и с диктатурой компартии в XX веке активно формировали в обществе мифы о внутреннем стремлении РоссиРHРррр
России к деспотизму, диктатуре, подавлению свободы.
Подобные представления о недемократической и антисвободной сути истории России являются и искажающими реальный ход истории России, и самое главное, антипатриотичными по своему содержанию, по своей направленности, поскольку они принижают или отрицают ту выдающуюся роль, которую сыграла Россия в стремлении человечества к гуманизму, человеческой свободе и счастью.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 643;