Закон синергии
Если понятия «самосохранение» и «развитие» не вызывают особых затруднений для осмысливания, то понятие «синергия», кроме перевода на русский язык, требует еще аналитического разъяснения.
Синергия, синергизм — это совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких сил, агентов, факторов в каком-либо одном направлении. Современное понимание сложных систем требует иного отношения к функционированию их подсистем — не как к подчиненным целому элементам, а как к синергически взаимодействующим частям, рождающим целое. Синергетика исследует особое состояние сложных систем в области неустойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний, состояний в области бифуркации.
В экономике слова синергия и кооперация часто выступают как синонимы. Следует заметить, что «недавно открытый» синергизм еще К. Маркс глубоко анализировал в «Капитале» как новую силу, «которая возникает из слияния многих сил в одну общую».
Применительно к исследованию поведения социально-экономических систем было бы разумнее оставить термин «кооперация», а не заменять его на синергию, тем более, что синергетика как понятие было изначально введено Г. Хакеном применительно к поведению термодинамических систем в физике.
Богданов в своей «Всеобщей организационной науке» обошелся без термина «синергия», хотя его описание главной категории — организованности — безусловно построено на синергетическом принципе. Судите сами: «В самом деле, что составляет сущность организованной связи в сотрудничестве, в строении живого тела, клетки и т.п.? Из определения очевидно, что это гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций — специфических активностей-сопротив-лений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает. Но ясно, что такое же гармоническое соотношение возможно и вне области жизни, всюду, где в результате соединения каких-либо элементов получается нечто большее, чем то, что выражает их математическая сумма».
А.А. Богданов написал это задолго до открытий Пригожина и Хакена, в 1912 г. Тектологическая классификация Богданова, основанная на категориях «активность — сопротивление» выглядит так: «Если мы станем сравнивать активности-сопротивления целого комплекса и в отдельности взятых его частей, то обнаруживаются, совершенно независимо от величины, сложности, своеобразия комплексов, три их типа. Для одних, по отношению к активностям-сопротивлениям, — целое больше суммы своих частей, для других — оно меньше этой суммы, для третьих — оно равно ей. ...Первый тип комплексов мы будем означать, как организованные, второй — как дезорганизованные, третий — как нейтральные».
Еще раз следует высказать сожаление в том, что эта работа не вышла в свет, не была принята научной общественностью. Позднее именно физики, исследуя поведение сложных систем, начали поиск единых универсальных законов, объясняющих эффекты синергизма, и создали свою науку — синергетику и свой язык.
На состояние и эффективность функционирования любой организации действует множество внутренних и внешних факторов. Согласно свойству эмергентности совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов. Именно это отличие, которое обычно называют эффектом синергии, фактором взаимодействия или кооперативным эффектом, является количественным или квазиколичественным выражением эмергентности, или синергии.
Как сейчас становится очевидным, синергизм играет очень большую роль в живых системах всех видов и уровней организации. Довольно долго он не получал достойной оценки, потому что часто существует в скрытом виде. Биологи разных направлений рассматривали и обозначали такие явления как симбиоз, мутуализм, гототностно-зависимые эффекты, эмергенция, коэволюция, но в основе всех этих проявлений — совместное действие, синергия.
Парадигму синергизма можно охарактеризовать как «холистический дарвинизм», потому что она исходит из признания того факта, что в процессе развития выгодные результаты, получаемые целостностью организации, отвечают за благополучие ее частей, членов. Другими словами, в развивающейся организованной совокупности следствия являются также и причинами. В сущности, учение о синергизме представляет собой «экономическую» теорию сложности.
В руководствах по теории организации синергизму придается важное значение. Во главу закона синергии положен принцип эмергентности сложных систем: совместное действие нескольких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов.
Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.
В учебном пособии Э.А. Смирнова «Основы теории организации» дана следующая формулировка закона синергии: «Для любой организации существует такой набор и сочетание элементов, при которых ее потенциал будет существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше». В его же пособии «Теория организации» эта формулировка звучит так: «Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше».
Полному пониманию (и использованию) синергизма мешает то, что его легче всего упрощенно представлять (как это сделано Э.А. Смирновым) в виде сочетающихся блоков, отображающих фиксированные частные потенциалы организации — источники, возможности, средства, ресурсы, запасы, микроклимат и имидж. Разумеется, тут очень важно, чтобы экономическая возможность не противоречила политическому запасу, а организационный источник — этическому ресурсу. Но важны не только и не столько сочетания потенциалов, но их согласованное поведение и взаимоподдерживающие связи.
Даже при четком разделении труда и хорошей специализации часто бывает так, что какую-то часть индивидуального задания одного специалиста, может более профессионально выполнить другой специалист. Согласованный обмен такими частями общей работы может устранить взаимное «наползание» потенциалов, дать положительную синергию и повысить суммарную эффективность. Поэтому повышение общего потенциала организации эквивалентно приобретению нового ресурса, а понижение общего потенциала — эквивалентно фактической потере организацией части прежнего ресурса.
Таким образом, на самом деле эффект синергии — это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, — одним словом, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему.
С позиций теории организации этот закон лучше было бы назвать законом кооперации: кооперация — это организация сил, процессов, агентов, ресурсов и прочего для совместного выполнения общего дела.
Синергизм — это умение оценивать совместные эффекты, связанные с новым продуктом или рынком. Функциональная структура любой эффективной организации обуславливает такое взаимодействие ее членов и разнокачественных потенциалов, которое максимально реализует положительные комбинированные (синергические) эффекты и исключает отрицательные эффекты взаимодействия. Для того чтобы использовать совместные синергетические эффекты, необходимо знать синергетические характеристики фирмы и выстраивать стратегию развития, используя синергетический потенциал. Можно следующим образом представить некоторые совместные синергетические эффекты.
Синергизм «масштаба». По мере усложнения организации роль кооперативности, синергии будет возрастать. Чем разнообразнее система, тем больше потенциал синергии. Эффект масштаба заключается в том, что крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме тот же объем продаж. При одном и том же объеме инвестиций фирма, производящая весь набор товаров, может иметь меньшие издержки, чем несколько отдельных конкурирующих компаний. Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирает товары и рынки, завоевывает большую долю рынка благодаря низким ценам и вновь привлекает инвесторов.
Комбинирование труда как объединение разнородных усилий. Экономический и производственный принцип разделения труда с точки зрения закона синергии выглядит, скорее, не как разделение, а как объединение (например, конвейер).
Синергизм продаж. Продавцы объединяются и используют для продажи различных товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал.
Оперативный синергизм. Позволяет более эффективно использовать основные средства и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа, распределение накладных расходов и пр.
Инвестиционный синергизм. Проявляется при совместном использовании краткосрочных и долгосрочных кредитов, производственных площадей, НИР, общей технологической базы и пр.
Модель «общих товаров». В экономике общие товары производятся благодаря взаимозависимым совместным усилиям. Современные формы организации, типа японских кэйрэцу, позволяют достигать высочайшего качества и выигрывать конкуренцию на мировом рынке. Например, конкурс на лучший автомобиль XXI в. был выигран японцами благодаря кооперированию различных отраслей вокруг единой цели.
Создание совместной благоприятной среды. В природе каждый живой организм в ходе своей жизнедеятельности неизбежно что-то портит в своей среде. Растения обедняют почву, высасывая из нее влагу и питательные вещества, и оставляют после себя засохшие стебли и листья. Животные поедают растения и других животных и загрязняют землю своими экскрементами и останками. Представьте, что было бы на Земле за миллионы лет, если бы не было никаких «уборщиков». На самом деле, в природе практически нет никакого мусора. Различные организмы — бактерии, грибы, черви, личинки насекомых, различные сапрофаги вместе с растениями и животными — образуют сложные кооперативные сети питания и переработки различных органических отходов в земле, воде и воздухе, совместно создавая и регулируя благоприятный состав окружающей среды. Для этого и нужно биологическое многообразие.
Разнообразие различных отраслевых производств на единой компактной территории позволяет использовать эффекты кооперации и синергии, когда отходы одного производства могут служить сырьем для другого, увеличивая замкнутость материальных циклов в промышленных узлах.
В связи с этим полезно напомнить, что в отличие от экономики природы экономика человеческого хозяйства демонстрирует существенную разомкнутость техногенного круговорота.
Синергизм менеджмента. Растущие компании, как правило, испытывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения. Если же проблемы новые и неизвестные, а менеджер не имеет опыта их разрешения, то существует угроза отрицательного эффекта от принятия решений некомпетентного руководства. Таким образом, синергизм менеджмента, как и синергизм других типов, может быть как положительным, так и отрицательным. Грамотный менеджер, обладая системными знаниями об организации, может существенно улучшить ее результирующие показатели, неграмотный — напротив. Станет ли потенциальный синергизм фирмы действительным зависит от того, как будет осуществляться управление производством.
Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все синергетические эффекты можно описать тремя переменными: а) увеличение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 1374;