ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала и доселе волнует человека, религию, социоло­гию, медицину, искусство, философскую мысль. Смерть - завершающий момент существования живого существа. Переживание смерти для че­ловека выступает как один из решающих компонентов его мировоззре­ния, сопровождает исторический процесс становления личности. Не­отъемлемой чертой абсолютного большинства религий является пред­ставление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни. Так, в архаичной философии вообще нет пропасти между живым и мертвым; для античной филосо­фии характерна идея вечного возвращения; с осознанием противостоя­ния материального и идеального, возникновением представления о бес­смертии души (Сократ, Платон) смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. По религии ислама, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут пред Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловече-ская сущность христианства проявляется в том, что бессмертие лично­сти мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт иску­пительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны


и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-косми-ческих сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме отличается от му­сульманского и христианского. Одна из ключевых идей буддизма - бла­гоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, сущность которой - отсутствие жела­ний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится твор­цом собственной судьбы и самого себя.

Существуют нетрадиционные концепции бессмертия человека. Они нашли свое отражение в философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и др.). Н.Ф. Федоров сложным путем регуляции при­роды силами науки и техники, переустройства человеческого организма и управления космическими процессами видел возможность "воскре­шения отцов" - возвращения жизни всем нашим предкам. Для К.Э. Ци­олковского космос является живым существом, а человек - союзом бессмертных одухотворенных атомов, блуждающих во Вселенной и приходящих из одного организма в другой. "Мы везде жили и будем жить", - утверждал он.

Естественно-научные мотивы исходят из соображения, что любое материальное образование, в том числе человек, имеет временные гра­ницы существования, определяемые объективными законами природы. Человек должен примириться с этой необходимостью, но бороться с болезнями, преждевременной старостью. Нормальный срок жизни чело­века, по И.И. Мечникову, - 100-120 лет.

Пантеистическая и материалистическая философия Нового времени отодвигает проблему личности на периферию философских исследова­ний, в связи с чем проблема смерти как индивидуального существова­ния теряет свою остроту. Преодоление смерти в философии марксизма - это растворение в жизни "рода", символическое бессмертие результа­тов человеческого творчества. В философии психоанализа стремление к смерти (Танатос) - обратная сторона противоположного влечения (Эрос). В работах экзистенциалистов Ж.П. Сартра, А. Камю говорится о противостоянии смерти, сопротивлении ей, освобождении от нее.

Нельзя не сказать о многочисленных попытках использовать новей­шие естественно-научные знания для обоснования бессмертия души. Высказываются предположения, что этому могут способствовать дости­жения методов генной инженерии и средств реанимации. Формируется новая наука о бессмертии - иммортология. Автор оригинальной кон­цепции биоисиполя белорусский ученый А.К. Манеев считает возмож­ным залогом бессмертия существующую безначально целостную реаль­ность невещественного полевого типа, субстанцию психическо-


биологического характера, являющуюся конечной причиной всего суще­го во Вселенной. Производные этой субстанции - биопсиполя. Возник­нув, они оказываются вечными, бессмертными реалиями. Входя в состав живых вещественных систем, они выполняют функцию "души" и сохра­няются после биологической смерти человека.

Проблема смерти неодолимо порождает вопрос о цели и смысле жизни. Зачем, ради чего живет человек? В этом вопросе есть субъек­тивная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок, культу­ры, традиций и т.д. Пределом стремлений могут быть наслаждение, ду­шевный покой и удовлетворенность, спасение души, личное самоусо­вершенствование, успех, благочестие и т.д. Сократ видел смысл земной жизни в подготовке к вечной, потусторонней жизни. В эпоху Возрожде­ния смыслом и целью существования провозглашали земные счастье и блаженство. Однако, гуманизм эпохи Возрождения породил и индиви­дуализм: индивидуалист видит жизнь в самом себе, а ее смысл - в соб­ственном удовольствии. Не лучше обстоит дело и в наш век. "Обилие низкопробной "культурной" продукции, стимулирующей разнузданность инстинктов, лишает жизнь человечности, снижая ее ценность до про­дажной цены", - с горечью пишет Л.П. Буева1.

Но каждый человек - частица рода человеческого. Осознание един­ства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселен­ной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной.

К чести русской философии, на всех этапах ее развития, как уже указывалось выше, особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра "через все осуществляемого", философия "мы", ут­верждающая, что спастись можно только всем вместе, принцип собор­ности не только в условном понимании, но имеющий значение для ре­шения проблем общественной жизни. Тот же русский космизм с его "общим" делом", с его гуманизмом воссоединения, заботы о Земле, биосфере, Космос с заботой о каждом человеке - пример объективного решения вопроса о смысле жизни.

"Смысл" есть разумное осуществление жизни, а не ход звездных ча­сов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глу­бин нашего "Я", а наше "Я" немыслимо вне свободы, ибо свобода ... требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя

1 Человеческая жизнь в социокультурном контексте // Сб. материалов сове­щания по философским проблемам современной медицины. М., 1997. С. 24.


предполагает ... что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в пре­одолении преград". Жизненный путь - это "... путь борьбы и отрече­ния - борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности, отречения от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни", - писал С.Л. Франк1. Нельзя не привести отрывки из "Притчи о Белом Ките" рано ушед­шего от нас самобытного философа H.H. Трубникова, притчи, специ­ально посвященной проблеме жизни и смерти, проблеме смысла жизни и ответственности за нее ныне живущих. "Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда... Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею, - тоже единственную... Не бойся уме­реть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не по­служив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценно­сти жизни"2. "... Мы уже не дети, нуждающиеся в опеке... не только призванные, но и избранные по достижении зрелого возраста стать Му­жами - Вседержителями этого мира, ответственные за все в нем проис­ходящее. Призванные и избранные устроить этот свой дом... Если наше дело есть дело мира, если мир мыслит себя нашей мыслью, говорит на­шим словом, продолжает себя в нашем продолжении, то с нас спрос, когда слово и дело мира расходятся"3.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе био­логических, систем. Как и все, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает свое существование и переходит в небытие, так и человек завершает свою жизнь процессом умирания. Вместе с тем индивид име­ет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном - отношении. Поскольку существует род челове­ческий, постольку (по времени) может существовать и личность, то, что ею создано и в чем она воплощена. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т.п. Чело­век создает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, соверша­ет новые открытия и т.п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

1 Франк СЛ. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992. С. 197, 194.

2 Трубников H.H. Притча о Белом Ките // Вопросы философии. 1989. № 1.

С. 77.

3 Там же. С. 81.









Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1195;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.